Билет 35. Равновесие на денежном и товарном рынках. Построение кривой «is-lm». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 35. Равновесие на денежном и товарном рынках. Построение кривой «is-lm».



Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента (R) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках.

В этой модели кривая IS показывает "инвестиции" и "сбережения". В свою очередь, кривая LM показывает "ликвидность" и "деньги". Кривая IS отражает ситуацию на рынке благ, а кривая LM - ситуацию на денежном рынке. Две части модели связывает ставка процента, т.к. от нее зависят как инвестиции, так и спрос на деньги.

Модель строится в следующем порядке:

1 этап. Сначала изображается графическая модель IS.

На рынках благ равновесие становится возможным, когда инвестиции (I) равны сбережениям (S), что и отражает кривая IS.

Рост ставки процента от r1 до r2 уменьшает инвестиции и планируемые расходы, что приводит к сокращению объема выпуска, дохода с V1 до V2. Сокращение дохода сокращает и сбережения. Именно, кривая IS показывает эту зависимость между ставкой доходом, процента, инвестициями и сбережениями.

Увеличение государственных расходов G сдвинет кривую планируемых расходов вверх, что вызовет увеличение объема выпуска. Увеличение доходов увеличит сбережения и инвестиции при той же ставке процента, кривая IS сместится вправо. Снижение государственных закупок при неизменности других слагаемых основного макроэкономического тождества снизит доход, сбережения и инвестиции, кривая IS сместится влево.

2 этап. Затем строится кривая LM.

На рынке денег равновесное состояние предполагает, что спрос на деньги — т.н. предпочтение ликвидности (L) равен их предложению (М). Данное состояние отражает линия LM.

Кривая LM фиксирует все комбинации объема выпуска (V) и ставки процента (r) при равенстве денежного предложения спросу на деньги. Уровень цен рассматривается как фиксированный, и в этом случае предложение денег в реальном выражении фиксировано и не зависит от ставки процента. В то же время спрос на деньги зависит от ставки процент: чем выше ставка процента, тем выше доход, от которого Вы отказываетесь, храня деньги в виде наличности. Поэтому спрос на деньги обратно пропорционален ставке процента.

3 этап. Изображается полная модель IS-LM, представляющая собой пересекающиеся кривые IS и LM.

Макроэкономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых IS-LM.

Точка, в которой пересекаются кривые IS и LM, фиксирует такое соотношение ставки процента (R) и уровня дохода (Y), при котором достигается равновесие как в товарном секторе экономики, так и в денежном. Другими словами, при таком соотношении ставки процента и дохода нет излишка и дефицита ни на товарном, ни на денежном рынке.

Ни в одной другой точке невозможно достичь равновесия на обоих рынках сразу.

36. Издержки предприятия, их виды и состав Традиционно издержки предприятия делят на издержки производства и издержки обращения. Издержки производства включают затраты предприятия, связанные с производством товаров. Это затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, энергию, топливо, амортизационные отчисления, заработную плату, расходы, связанные с организацией и управлением производством. В разных отраслях в структуре издержек производства может быть различным удельный вес затрат на сырье, энергию, заработную плату, а также затрат в виде амортизационных отчислений. В этой связи выделяют материалоемкие, энергоемкие, трудоемкие и капиталоемкие отрасли, характеризующиеся относительно высокими затратами либо на сырье и материалы, либо на энергию и т.д. Путем отношения затрат на заработную плату, на энергию, на амортизационные отчисления к стоимости произведенной продукции можно определить трудоемкость, энергоемкость и капиталоемкость производства. Издержки обращения представляют собой затраты на подготовку произведенных товаров к продаже и на осуществление самой продажи товаров. Эти затраты связаны с хранением произведенного товара, его упаковкой и сортировкой, погрузкой-разгрузкой, транспортировкой, проведением маркетинговых исследований, рекламой, передачей товара покупателю и осуществлением в этой связи необходимых кассово-бухгалтерских расчетов. Издержки предприятий, выраженные в деньгах, принимают форму себестоимости. Микроэкономика вполне обоснованно считает, что процесс производства нельзя считать завершенным до тех пор, пока продукт не передан в руки покупателя. Вот почему издержки производства вместе с издержками обращения она рассматривает как общие, или валовые, издержки производства предприятия. По существу, издержки производства предприятия предстают как затраты факторов производства на производство и реализацию товаров. В числе таких затрат могут быть затраты в виде процентных платежей за взятые ссуды на приобретение факторов, арендная плата за наем помещения и т.д. Поскольку использование факторов производства осуществляется с помощью предпринимательской деятельности, то в издержки включается и нормальная прибыль как форма вознаграждения предпринимательской деятельности. Нормальной считается прибыль, которая удерживает предпринимателя в данной сфере производства. Она характеризует определенный минимум прибыли, ниже которого предприниматель не согласен продолжать производство данного товара. Издержки производства предприятий, включающие затраты различных факторов производства, разного рода платежи и нормальную прибыль, предстают как полные экономические издержки. Полные издержки предприятия можно подразделить на внешние и внутренние. Внешние издержки включают расходы предприятия на приобретение необходимых факторов производства и их использование. Эти расходы находят отражение в бухгалтерских счетах, в их расходной части. Поэтому они также называются бухгалтерскими издержками. Внутренние издержки включают расходы собственных факторов производства, которые предприятию не приходится оплачивать. Например, отходы основного производства могут быть сырьем для побочного производства на данном предприятии и не требуют внешних расходов, но их стоимость входит в издержки. Нормальная прибыль, будучи частью полных издержек, никаких расходов не предполагает. Использование собственного помещения в производственных целях не требует арендной платы, но она также включается в состав внутренних издержек как упущенный доход, который можно было бы получить, сдавая помещение в аренду. Внутренние издержки называют также неявными или вмененными, включающими затраты, необходимые для привлечения ресурсов в производство данного товара. Они достаточно отчетливо отражают проблему выбора, стоящую перед собственником фактора производства. Его можно либо за плату передать в распоряжение другого предпринимателя, либо использовать самому в расчете на получение соответствующего дохода. Предпочтение отдается более выгодному варианту.

Вот почему именно полные экономические издержки закладываются в основу цены, по которой предприятие готово продавать товары на рынке. Если, например, в их состав не включать арендную плату, упущенную вследствие того, что собственное помещение предприятие не сдало в аренду, а использовало в производственных целях, то после реализации товаров предприятие не получит соответствующий доход, равный арендной плате, тогда ему было бы выгоднее сдавать помещение в аренду соответствующий доход, равный арендной плате, тогда ему было бы выгоднее

 

 

37. Спрос на деньги. Классический и кейнсианский подходы. Спрос на деньги - это величина денежных средств, которые хранят домашние хозяйства и фирмы в абсолютно ликвидной форме, то есть в виде наличных денег и банковских депозитов до востребования. Спрос на деньги характеризует спрос на номинальные денежные остатки. Спрос на деньги вытекает из таких функций денег как средство обращения и средство сбережения. В настоящее время существует два главных подхода в данном вопросе – кейнсианская теория спроса на деньги и монетаристская теория спроса на деньги, основанная на неоклассическом варианте количественной теории денег. В количественной теории денег спрос на деньги определяется одним мотивом – трансакционным, то есть он вытекает из потребности в деньгах в качестве средства обмена. Основным тождеством этой теории является уравнение обменаамериканского экономистаИ. Фишера, которое имеет вид: M ∙ V = P ∙ Q, где M – количество денег, V – скорость обращения каждой единицы денег, P – уровень цен, Q – количество товаров, проданных и купленных в течение данного периода.
 
В уравнении Фишера предполагается, что V и Q неизменны, они определяются долговременными факторами. Соответственно, при прочих равных условиях, стоимость денег обратно пропорциональна их количеству, а уровень цен изменяется прямо пропорционально количеству денег в обращении. Чем выше уровень цен, тем больший спрос предъявляется на деньги. Таким образом, в классической теории денег основным фактором спроса на деньги является номинальный доход. Подход Фишера можно назвать макроэкономическим, поскольку он направлен на определение количества денег, необходимых экономике для осуществления данного объема трансакций. Экономисты кембриджской школы (Маршалл, Пигу), используя микроэкономический метод, основанный на том, что чем в большем количестве трансакций должен участвовать индивид, тем больше денег он хотел бы иметь в виде денежных остатков, пришли к аналогичному выводу. В кембриджском уравнении спроса на денежные остатки спрос на денежные средства будет некоторой постоянной долей дохода, то есть MD = kPY, где k – пропорция между номинальным доходом и желаемым денежным остатком, P – уровень цен, Y - реальный доход. При данной структуре хозяйственных сделок k является постоянной величиной. Соответственно, чем выше уровень цен, тем больший спрос предъявляется на деньги. Современный монетаризм представляет более усложненный вариант классической теории денег. Он связывает спрос на деньги для текущих трансакций с несколькими ключевыми переменными. При этом монетаристы считают, что функция спроса на деньги лучше поддается статистическому определению, чем функция потребления или функция инвестиций. На основании этого они отдают предпочтение денежно-кредитной политике по сравнению с налогово-бюджетной (или иначе, фискальной) политикой. Основное правило монетаристов состоит в том, что денежная масса должна расти с постоянной скоростью, приблизительно равной скорости роста объема производства. Кейнсианская теория спроса на деньги представляет теорию предпочтения ликвидности. В ней выделяется три мотива спроса на деньги: 1) трансакционный – обусловлен потребностью в деньгах для осуществления текущих сделок, повседневного приобретения товаров и услуг; 2) предосторожности – обусловлен риском потерь, потребностью иметь деньги на непредвиденные расходы; 3) спекулятивный – обусловлен неопределенностью будущих изменений нормы процент и стремлением обладать деньгами для сохранения богатства. Этот мотив отражает желание субъектов решить вопрос об оптимальной структуре портфеля своих финансовых активов, состоящего из наличных денег для спекулятивных целей и облигаций, приносящих постоянный доход в виде процента. Таким образом, предпочтение ликвидности в кейнсианской теории денег представляет в основном следствие неопределенности того момента времени, когда индивидам могут потребоваться деньги. Первый и второй мотивы спроса образуют трансакционный спрос на деньги, иначе спрос на деньги для сделок MDt (Y). Такой спрос на деньги изменяется пропорционально номинальному ВВП и обратно пропорционально скорости обращения денег. С определенным упрощением можно сказать, что спрос на деньги для сделок не зависит от изменения ставки процента (рис. 13.1). Спекулятивный мотив образует спрос на деньги со стороны активов MDa(r).Такой спрособратно пропорционален ставке процента Общая сумма спроса на деньги в кейнсианской теории складывается из трансакционного и спекулятивного спроса на деньги

Основным фактором общего спроса на деньги в кейнсианской теории выступает ставка процента. При высоких процентных ставках кривая общего спроса на деньги становится почти вертикальной, так как все сбережения в этой ситуации вкладываются в ценные бумаги. Спрос на деньги ограничивается трансакционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.01 с.)