Инфляция: причины, виды и последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция: причины, виды и последствия.



Инфляция — обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.

В качестве основных причин инфляции выделяют следующие:

1. Монополия государства на выпуск денег. В условиях дефицита государственного бюджета гос-во нередко покрывает дефицит путем эмиссии избыточных денежных средств.

2. Монополия крупных фирм на формирование уровня цен на рынке. В условиях несовершенной конкуренции крупные фирмы имеют возможность диктовать цены, устанавливая монопольно высокие цены.

3. Политика профсоюзов, которая направлена на повышение заработной платы. Это может привести к опережающим темпам роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

4. Повышение мировых цен. В условиях открытой экономики рост мировых цен на товары, которые импортируются в страну, приводит к увеличению общего уровня цен.

5.Увеличение внешнего долга. Данная ситуация может приводить к наращиванию экспорта товаров и услуг с целью зарабатывания валюты для покрытия внешнего долга. Результатом этого может быть уменьшение насыщения внутреннего рынка необходимыми экономическими благами, многочисленные дефициты и повышение уровня цен.

6. Милитаризация экономики. Возрастание роли ВПК в рамках народного хозяйства может привести к акцент в инвестициях на отрасли военного назначения, при этом наблюдается дефицит многих других товаров и, след-но повышается уровень цен на них.

Виды инфляции:

1) В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

•Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Эта инфляция управляемая, ее можно регулировать.

•Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10до 200% в год. Инфляция трудно управляемая.

•Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц, более 1000% в год. Неуправляемая, требует чрезвычайных мер.

2) В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

•Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

•Скрытая (подавленная) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого гос-го контроля за ценами

3) По степени сбалансированности роста цен:

•Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

•Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что приводит к нарушению ценовых пропорций.

4) По времени ожидания:

•Ожидаемая — прогнозируемая государственными органами статистики.

•Неожиданная – внезапный скачок цен.

5) В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

•Инфляцию спроса (избыточный спрос ведет к повышению цен)

•Инфляцию издержек (рост цен в рез-те увел. издержек производства)

Последствия инфляции: 1) Обесценение доходов населения, 2) Обесценение накопленных сбережений,

3) Снижение уровня жизни, 4) Перераспределение доходов и богатств, 5)Утрата стимулов к накоплению и падение инвестиций,

6) Падение курса нац. валюты, 7) Усиление соц. напряженности в обществе.

Вопрос 26. Сущность монополии и факторы ее возникновения. Влияние монополий на товарное хозяйство.

Монополия – такой тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары. Рынок чистой монополии имеет следующие характеристики:

1. На рынке одна фирма и много покупателей.

2. Отсутствие товаров-заменителей – практически нет таких товаров, которые нельзя было бы заменить на что-то другое. Однако относительно товара монополиста справедливым будет предположение, что у потребителя существует лишь два возможных варианта поведения: либо вообще отказаться от потребления этого товара, либо приобрести его у монополиста.

3. Фирма-монополист сама устанавливает цену на свой товар. Цена устанавливается выше стоимости не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии изменять объем предложения товара, а через него и цену. Такая цена предстает как монопольно высокая.

4. Вступление в отрасль других производителей заблокирован, т.е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе.

5. Совершенная информированность фирмы-монополиста.

Факторы возникновения монополии:

1. Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства, которого нет у других товаропроизводителей.

2. Объединение капиталов на добровольных началах и превращение такого объединения в господствующего производителя.

3. Патенты. Монополия может быть рождена системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока.

4. Государственные лицензии или привилегии. На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.

5. Рост фирмы за счет капитализации прибыли, банкротством конкурентов, их поглощением до достижения фирмой полного господства в отрасли.

Влияние монополий на товарное хозяйство может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительное воздействие монополий на экономику.

1. Т.к. монополии возникают на основе концентрации производства, то благодаря ей у них возникает возможность использования преимуществ крупного производства, в том числе иметь положительный эффект на масштабе.

2. Монополии, обладая огромными капиталами, способствовуют возникновению новых производств.

3. Подчинив себе значительную часть мелких и средних предприятий, монополия способствует их большей устойчивости.

4. На монополиях более благоприятные условия труда и оплаты, чем на д. рпредприятиях, более стабильна занятость.

Отрицательное воздействие:

1. Монополии подавляют конкурентов, а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества.

2. Монополистическое ценообразование - одна из причин того, что средний уровень цен на рынках идет к повышению.

3. Монополия влияет на спрос, делая его более предсказуемым, но не в интересах потребителей.

4. Монополии сдерживает НТП, т.к. более выгодное - увеличивать прибыль путем повышения цен, а не снижения издержек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.006 с.)