Стратегическое направление трансформирования постсоветского пространства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегическое направление трансформирования постсоветского пространства



После распада советского геополитического пространства и провозглашения новых независимых государств проявились тенденции к созданию многочисленных межгосударственных образований. Произошла «естественная» регионализация постсоветского пространства с учетом природно-географических, этнонациональных и этноконфессиональных особенностей. Восточная Европа включает Россию, Украину, Белоруссию. Выделяются страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), Южного Кавказа (Грузия, Азербайджан и Армения), Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизия). Молдова, этнически тяготеющая к Румынии, формально включается в Восточную Европу.

Изменились рейтинги Индекса развития человеческого потенциала1 бывших советских республик. Самый высокий рейтинг в 1990 году занимала Литовская ССР, примерно 29 место из 177 стран2. До мирового финансового кризиса страны Балтии (Эстония, Литва, Латвия) составляли лидирующую группу, в следующую группу входили восточнославянские страны (Белоруссия, Казахстан и России). На 125 месте находился Таджикистан, а в группу аутсайдеров входят республики Центральной Азии за исключением Казахстана. Наибольший рост рейтинга отмечается в Белоруссии, а наибольшее падение — в Туркменистане. Среди восточноевропейских стран наибольшее падение рейтинга отмечается на Украине из-за политической нестабильности, ухудшения экономики и образования, а так же высокой смертности.

Как показал мировой финансовый кризис, рейтинг стран Балтии был обусловлен финансовым «мыльным пузырем» при общей тенденции падения рейтинга в 2002/06 гг., особенно в Латвии. Рост рейтингов Белоруссии и Казахстана обусловлен в значительной степени политической стабильностью. Кроме того, Белоруссия не осуществляла «шоковую» приватизации. Наибольшее падение рейтинга среди стран Восточной Европы отмечается на Украине и Латвии, где националистическая риторика русофобии доминировала над экономической целесообразностью.

На будущее развитие постсоветских государств будет оказывать демографическая трансформация. За период 1975 – 2008 гг. росло население всех союзных республик, за исключением Молдовы и Грузии. Особенно высокие темпы роста населения в республиках Центральной Азии. Более чем в два раза увеличилось население в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении. В 1990 – 2008 гг. отмечается сокращение численности в восточнославянских странах, в первую очередь на Украине. Из-за неблагоприятной экономической обстановки сократилось население Грузии и Армении. По демографическим показателям (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) не одной из стран Восточной Европы не удалось сохранить советский уровень. За годы независимости Украина потеряла 10,5 % населения (Россия — 4,5 %, Белоруссия — 5,8 %, Казахстан — 6,0 %). По прогнозу ООН к 2015 году удвоится за последние сорок лет население Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, а Украина, Белоруссия и Грузия не восстановят уровень 1975 года.

За годы постсоветской трансформации за период 1991 – 2007 гг. удалось превысить уровень экономического развития начала девяностых годов странам Балтии, Азербайджану (1,9 раза), Армении (1,8 раза), Казахстану, Белоруссии и Узбекистану (1,5 раза), России (1,1 раза). Наибольшее падение допустили Молдова, Таджикистан, Украина, Грузия и Киргизия, соответственно, 61 %, 75 %, 79 %, 84 % и 94 % от уровня ВВП 1991г. Не случайно, эти государства относятся к странам с «некомпетентным суверенитетом», где были организованы «цветные революции» с очередной пародией на демократию. Самые высокие показатели ВВП на душу населения демонстрируют страны Балтии и России, а по ППС к ним приближаются Казахстан, Белоруссия и Туркменистан. С учетом демографического фактора самые низкие показатели ВВП на душу населения отмечаются в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане и Молдове. Усилилась поляризация стран СНГ, доля России в ВВП Содружества увеличилась с 67,7 до 78,2 %, а Украины снизилась с 14,5 до 6,9 %.

В 2007 году по объему ВВП (по ППС) Россия вышла на 7 место в мире, а по ВВП (ППС) на душу населения достиг значения 1990 года Это позволило занять по данным Всемирного банка 42 место в мире или 58 место по данным ЦРУ. При этом Россия продемонстрировала другие «выдающиеся» успехи. Вышла на второе место в мире после США по числу миллиардеров. При этом если в США насчитывается 20 миллионов долларовых миллионеров (средний класс), а в России – 10-20 тыс. при 44 миллиардерах. Для примера, в Сингапуре несколько миллиардеров и более 50 тыс. миллионеров.

Украина занимает по ВВП (ППС) на душу населения по данным Всемирного Банка 81 место в мире, а по данным ЦРУ — 97 место. Расхождения объясняются тем обстоятельством, что, как правило, национальная статистка приукрашает макроэкономические показатели. Статистика ЦРУ учитывает в криминально-коррумпированных странах, к которым относятся Россия и Украина, реальный вывоз прибыли через оффшоры, который не должен делиться на численность населения данного государства.

До мирового финансового кризиса по ВВП на душу населения в постсоветском пространстве лидировали страны Балтии, далее идут России, Белоруссия и Казахстан. Украина занимает срединное положение между республиками Южного Кавказа — Азербайджаном и Арменией.

Если по объему прямых иностранных инвестиций лидирует Россия, то в пересчете на душу населения абсолютным лидером является Эстония, высокие показатели у республик с большими запасами энергетических и других ресурсов (Азербайджан и Казахстан), а аутсайдерами являются Узбекистан, Таджикистан и Молдова

Российская Федерация, унаследовавшая внешний долг СССР, погасила советский внешний долг в $140 млрд. Самая неблагоприятная ситуация с обслуживанием внешнего долга у Литвы и Казахстана. Туркмения является единственной страной, не осуществившей заимствования у международных финансовых институтов. Мировой финансовый кризис привел на грань дефолта Украину и страны Балтии.

Содружество независимых государств

Стратегия «Запад нам поможет» трансформировалась в дистанцирование восточнославянских государств от Богатой Европы. Запад, хотя и с опозданием, осознал, что восточнославянским странам нельзя помочь, если они сами себе не помогут. Но как? Славянская солидарность, «славянский союз» — пустой звук без мощного интегрирующего центра, каким была в прошлом Российская/Советская империя. Главной задачей России является создание привлекательного образа страны, притягательного для бывших союзных республик. Если она восстановит экономическую мощь, необходимую для славянской интеграции. Российскому государству еще предстоит избавиться от синдрома собирания «младших братьев» на основе их формальной политической лояльности.

Ставшими модными декларации о панславинизме или панукраинизме являются устаревшими рудиментами истории в государствах, где конституционно закреплено создание правого гражданского общества, основа которого права конкретного человек, не зависимо от национальности и вероисповедования.

 

Постсоветское пространство часто отождествляется с Содружеством независимых государств, в границах которого выделяются субрегиональные объединения. Содружество независимых государств (СНГ) занимает исключительно скромное место в глобальной экономике, на его долю приходится всего лишь 2 % мирового экспорта. Относительная живучесть СНГ в 90-е годы была вызвана не только стремлением к интеграции, но и возможностями потреблять российские энергетические и другие ресурсы по ценам ниже мировых или в долг, а расплачиваться бартером продуктами питания (хлебом, сахаром, маслом) по ценам выше мировых. В Содружестве широкое распространение получило подворовывание российских энергетических ресурсов одностороннее, обоюдовыгодное, или в обмен на политическую лояльность.

 

По объему ВВП Российская Федерация, Белоруссия и Казахстан приблизились к показателям 1990 года, но очередной экономический кризис вновь отбросил страны назад (табл. 5.5). Россия и Казахстан обеспечивали экономических рост за счет сырьевых отраслей, в первую очередь добычу нефти и газа. Россия не смогла выйти на уровень нефтедобычи конца 80-х годов. Добыча нефти снизилась за период 1988 – 1996 гг. с 542 до 300 млн. т. Только повышение мировых цен на нефть позволило временно остановить падение добычи за счет освоения новых месторождений. Казахстан увеличил добычу нефти и природного газа в три раза. Белоруссия в основном сохранила свой промышленный потенциал.

 

Высокие темпы экономического роста Азербайджана (3,51 раза) связаны со значительным увеличением добычи нефти и газа. Наименьшие темпы роста (1,45) демонстрируют Киргизстан

Происходит трансформация внешнеэкономических связей (табл. 5.6). Если в 2000г. в экспорте Белоруссии доминировали страны СНГ, то в 2008 г. — дальнее зарубежье, включая ЕС и Латинскую Америку. В 2000 г. доминировал импорт российских товаров в Белоруссию, Украину, Казахстан, Киргизию и Таджикистан, то к 2008 году ситуация изменилась в сторону сокращения российского импорта, за исключением Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. По положительному сальдо внешнеторгового баланса лидирует Азербайджан, а по отрицательному сальдо — Украина.

Новая геополитическая архитектура Большой Европы должна строиться на союзе России с подлинной Европы. Россия и континентальная Европа не являются глобальными соперниками и дополняют друг друга в военно-политической, технологической и энергетической мощи.

 

В Восточной Европе идеи европейской интеграции и регионализма использовались в качестве «булыжника» в борьбе за власть как форма имитации экономических реформ, позволяющая временно эксплуатировать ожидание народом скорого пришествия богатой жизни.

Содружество независимых государств не стало мощным региональным объединением и занимает скромное место в международном разделении труда. Россия из-за утраты экономической мощи оказалась ослабленной в роли лидера региональной интеграции.

Характерной особенностью государств-членов СНГ стала тенденция упрощения структуры экономики за счет увеличения доли сырьевых отраслей. В результате увеличилась зависимость внешней торговли от колебаний мировой конъюнктуры цен на сырье и конкуренция между собой за рынки сбыта.

В постсоветском пространстве углубляется процесс формирования Таможенного союза, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан.

Могущество России будет зависеть от способности возродить и сохранить энергоинформационный рубежный ресурс русской культуры и языка (как транслятора межцивилизационного диалога). Этот стратегический ресурс, наряду с материально-вещественными источниками энергии и коммуникационными (транспортными) функциями, составляют главное богатство России.

Социокультурная биполярность и рубежность украинского народа делает невозможным консолидацию общества исключительно на западноевропейской или пророссийской культурно-исторической традиции. Игнорирование социокультурной рубежности стало исторической трагедией для одного из крупнейших европейских народов в прошлом и грозит утратой государственности в будущем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.009 с.)