Кривая безразличия. Предельная норма замещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривая безразличия. Предельная норма замещения



Кривая безразличия – это кривая, показывающая все возможные комбинации наборов благ, обладающих равной полезностью.

 

Первым понятие "кривая безразличия" ввел в научный оборот Ф. Эджуорт. Эта кривая наглядно отражает все возможные наборы альтернативных благ X и Y, одновременное потребление которых приносит потребителю одинаковое удовлетворение (рис. 3.2, а).

 

Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия (рис. 3.2, б), т.е. множество кривых безразличия, которые характеризуются равными полезностями на одной линии и разными – на разных линиях U1, U2, U3. Кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с бо́льшей полезностью. Карта безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного измерения полезности.

Рис. 3.2. Кривая (а) и карта (б) безразличия

 

Свойства кривых безразличия:

 

• абсолютная величина наклона кривой безразличия в любой точке называется предельной нормой замещения MRS (Marginal rate of substitution) блага X благом У. Она может быть вычислена по формуле

 

В нашем примере

 

Предельная норма замещения – это отношение предельной полезности по товару X к предельной полезности по товару Y.

 

• кривые безразличия являются вогнутыми (т.е. выпуклыми к началу координат). Это обусловлено принципом убывающей предельной полезности, согласно которому чем большим количеством одного блага располагает потребитель, тем все меньшим количеством другого блага он готов жертвовать при обмене;

 

• кривые безразличия не могут пересекаться. В случае, если имеет место пересечение, нарушаются все три аксиомы: полной упорядоченности, транзитивности и ненасыщенности;

 

• наклон кривых безразличия может меняться в зависимости от индивидуальных предпочтений потребителя.

 

Рис. 3.3. Карта безразличия фотомодели (а) и рабочего (б)

 

На рис. 3.3, а представлена карта безразличия для потребителя, который большее удовлетворение получает от потребления воды (фотомодель), а на рис. 3.3, б – карта потребителя, который большее удовлетворение получает от потребления пирожков (рабочий).

 

Бюджетное ограничение

 

На индивидуальный выбор влияет покупательная способность потребителя, которая определяется, с одной стороны, бюджетом потребителя, с другой – уровнем цен на приобретаемые им товары.

 

Предположим:

 

I – располагаемый доход покупателя – 100 руб.;

 

X – количество пирожков, которое можно приобрести;

 

Y – количество воды, которое можно приобрести;

 

РХ – цена пирожка;

 

РY – цена стакана воды.

 

Тогда:

 

ΡX • X – сумма денежных средств, затраченная на пирожки;

 

ΡY • Y – сумма денежных средств, затраченная на воду.

 

Бюджетное ограничение – это верхняя граница множества рыночных возможностей потребителя или бюджетная линия.

 

В этом случае покупательная способность может быть выражена уравнением

 

I = (РХ • X) + (РY • Y).

 

Это уравнение принято называть уравнением бюджетной линии. Из него следует: Ι/ΡX, Ι/ΡY – максимальное количество собственно пирожков и воды, которое может приобрести покупатель.

 

Величину Υ можно найти, используя уравнение бюджетной линии

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.99.209 (0.008 с.)