Тема 1. Строение международной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Строение международной экономики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к самостоятельной работе

по дисциплине «Международная экономика»

(для студентов дневного и заочного отделения,

слушателей системы последипломного образования)

Краматорск 2006


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к самостоятельной работе

по дисциплине «Международная экономика»

(для студентов дневного и заочного отделения,

слушателей системы последипломного образования)

Утверждено

на заседании методического

совета ДГМА

Протокол №

от 2006 года

 

Краматорск 2006


УДК 33.041

 

Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Международная экономика» (для студентов дневного и заочного отделения, слушателей системы последипломного образования) / Сост. В.Б. Мишура. – Краматорск: ДГМА, 2006. – 80 с.

Методические указания содержат рекомендации к самостоятельной работе студентов дневного и заочного отделения, основные сведения по теоретическому материалу курса «Международная экономика», категории по темам курса, примеры решения практических задач и упражнений, а также список необходимой литературы.

 

Составитель Мишура Виталий Борисович, ассист.

 

Отв. за выпуск Гаршина Ольга Константиновна, доц.

 

 

Редактор Дудченко Елена Александровна

 

Подп. в печать Формат 60 х 84/16

Ризографич. печать. Усл. печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж 100 экз.

ДГМА. 84313, Краматорск, ул. Шкадинова, 72

       
 
 
   


СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА»  
Основные направления работы студентов по самостоятельному изучению курса «международная экономика»  
ТЕМА 1. Строение международной экономики  
ТЕМА 2. Функциональные взаимосвязи в международной экономике  
ТЕМА 3. Классические теории международной торговли  
ТЕМА 4. Альтернативные теории международной торговли  
ТЕМА 5. Общее равновесие в международной торговле  
ТЕМА 6. Тарифные методы регулирования международной торговли  
ТЕМА 7. Нетарифные методы регулирования международной торговли  
ТЕМА 8. Международная торговля услугами  
ТЕМА 9. Международное движение капитала  
ТЕМА 10. Международная миграция рабочей силы  
ТЕМА 11. Международная передача технологий  
ТЕМА 12. Платежный баланс  
Примеры решения задач  
Примеры ответов на проблемные задания  
Список рекомендуемой литературы  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания к самостоятельной работе студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения по дисциплине «Международная экономика» предназначены для внеаудиторной подготовки студентов к практическим занятиям и успешной сдачи экзамена (зачета) по курсу. Содержание методических указаний к самостоятельной работе привязано к общей программе курса «Международная экономика», разработанной на кафедре экономической теории Донбасской государственной машиностроительной академии.

Цель методических указаний – предоставить возможность студентам самостоятельно изучить курс «Международная экономика» при использовании соответствующей литературы: учебников, конспектов лекций, список которых приведен в конце методических указаний, и закрепить изученный материал, решая задачи и упражнения.

Данные методические указания содержат вопросы по каждой теме курса, рассматриваемые в лекционном материале, а также выносимые на экзамен. Каждая тема имеет краткое описание в виде основных категорий, которое концентрирует внимание на узловых вопросах и основных выводах, изучение которых требует более детальной проработки с использованием приведенной литературы.

В кратком описании жирным шрифтом выделены ключевые категории и понятия, требующие четкого определения. Основными источниками для уяснения терминов служат экономические словари и энциклопедии.

Усвоение теоретических основ и категориального аппарата позволяет перейти к выполнению практических задач и упражнений. В данных методических указаниях приведены примеры решения типовых задач, а также предложены задачи для самостоятельной работы. В некоторых случаях следует выполнить необходимые графические построения. Студенты в ходе решения задач приобретают навыки применения теоретических знаний для оценки реальных экономических ситуаций.

В конце методических указаний приведен список учебников и учебных пособий по курсу «Международная экономика» разных авторов, как отечественных, так и зарубежных изданий. Вся рекомендованная литература имеется в библиотеке ДГМА и других городских библиотеках Краматорска и городов Донецкой области.

 

Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Международная экономика»

 

Методика самостоятельной работы заключается в том, что студент самостоятельно изучает теоретический материал методического пособия. Для более глубокого усвоения и запоминания теории необходимо воспользоваться конспектом лекций и другой дополнительной литературой. При самостоятельном решении задач внеаудиторно студенту предлагаются примеры решения задач практически по всем темам курса.

Самостоятельная работа студентов является необходимой составной частью усвоения учебного материала по дисциплине. Она включает:

- изучение лекционного материала и рекомендованной литературы;

- самостоятельную подготовку к семинарским и практическим занятиям по дисциплине;

- выполнение индивидуальных практических задач;

- решение упражнений по курсу;

- подготовку к экзамену по курсу.

При самостоятельной работе студентам необходимо:

- обратить внимание на новые термины и понятия;

- научиться решать и анализировать типовые задачи с помощью примеров решения задач;

- выучить и законспектировать основные формулы и обозначения, уметь строить графики.

На самостоятельную работу студентов по изучению курса «Международная экономика» отводится 40 часов, которые запланированы по нормативной программе дисциплины. В этой связи несколько вопросов студенты изучают самостоятельно по напечатанным конспектам лекций. Некоторые практические задания, в силу ограниченности времени учебных занятий, не могут быть сделаны на семинарах и выполняются студентами самостоятельно.

Распределение учебного времени по видам занятий, исходя из календарного фонда времени, целесообразно провести следующим образом (табл.1).

 

Таблица 1 – Распределение учебного времени

 

Лекции Семинары Самостоятельная работа Всего
       

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА»

 

Международная экономика в широком смысле – это теория, применяемая для изучения экономики современного взаимозависимого мира. Она основывается на теории рыночной экономики, развивает ее и является важнейшим связующим звеном базовых экономических курсов макроэкономики и микроэкономики с прикладными экономическими дисциплинами (международный маркетинг, финансы, учет).

В рамках данного учебного курса принято более узкое определение международной экономики как части теории рыночной экономики, изучающей закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства и формирования международной экономической политики государств.

Курс теории международной экономики, наряду с микроэкономикой и макроэкономикой, является одной из составляющих общей экономической теории. И хотя отдельные разделы теории международной экономики иногда включаются в курсы микро- или макроэкономики, в целом мировая экономика представляет собой особый предмет исследования, поскольку развитие мирохозяйственных связей сопряжено с действием целого ряда специфических факторов. Прежде всего, в международных экономических отношениях особую роль играет политический фактор, поскольку эти отношения складываются между суверенными государствами, причем в разных странах исторически сложились разные системы экономического регулирования. Кроме того, важной особенностью экономических отношений в рамках мирового хозяйства является отсутствие единой денежной системы, и каждая страна использует свою валюту. Наконец, на мировом рынке иначе действуют механизмы конкуренции и ценообразования, поскольку степень международной мобильности факторов производства – труда, капитала и т.д. – значительно меньше, чем в масштабах отдельных национальных хозяйств.

Предметом теории международной экономики являются:

- закономерности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы организации хозяйственной жизни;

- закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте;

- инструменты анализа и программирование открытой национальной экономики, в особенности ее реального, бюджетного, денежного и внешнего секторов, в условиях их взаимодействия с экономикой других стран;

- тенденции развития международных финансовых рынков и финансовых механизмов, обслуживающих функционирование международной экономики;

- институциональная структура регулирования международной экономики, принципы ее формирования и тенденции развития.

Изучение теории международной экономики приобретает особую актуальность в современных условиях, поскольку углубляющаяся интернационализация товарных и финансовых рынков, усиливающаяся взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны. Экономические спады, финансовые и валютные кризисы, первоначально возникнув в отдельных странах или регионах, неизбежно приобретают глобальный характер. Учет этого обстоятельства является необходимым условием проведения эффективной макроэкономической политики. Более того, сегодня становится все более очевидным, что ни одна из стран не может успешно решать экономические проблемы, не координируя свою национальную политику с политикой, проводимой другими странами. Все это тем более справедливо для стран с переходной экономикой, успешное проведение экономических реформ в которых невозможно без полномасштабного участия этих стран в системе мирохозяйственных связей.

Особенностью организации учебного процесса является усиление роли самостоятельной работы студентов над изучением учебной дисциплины. Самостоятельная работа студента включает несколько основных направлений.

Изучение любой учебной дисциплины начинается с усвоения ее понятийного аппарата. За каждым понятием или категорией дисциплины стоят определенные процессы или явления, которые изучает данная наука и фиксирует в лаконичной форме «понятие».

Информативными источниками основных категорий и понятий дисциплины служат экономические словари и энциклопедии.

Изучение и освоение теоретического материала учебной дисциплиныпредполагает самостоятельное изучение студентами учебников и учебных пособий по курсу «Международная экономика».

Наиболее полными и доступными по форме изложения учебного материала являются следующие издания:

1 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»,1996.-195 с.

2 Киреев А.П. Международная экономика: Учеб. пособие.- М.: Международные отношения,1998. - 416 с.

3 Международные экономические отношения: Учеб. пособие/Под ред. С.Ф. Сутырина, В.Н. Харламовой. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - 248 с.

4 Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 304 с.

5 Фишер В.И., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД,1993. – 864 с.

Результатом усвоения теоретического материала должно быть приобретение навыков практического применения теоретических знаний для разрешения конкретных хозяйственных ситуаций. В связи с этим особое место в изучении курса «Международная экономика» приобретает решение задач и проблемных заданий.

Основные понятия

Международная экономика – современная форма товарного производства, сложившаяся во 2-й половине XX ст.

Этапы развития международной экономики:

1) внутренний рынок – форма организации товарного производства, при которой производители сами реализуют произведенные товары внутри страны;

2) национальный рынок – это внутренний рынок, для которого характерно наличие межрегиональных связей между хозяйствующими субъектами, возникших в результате общественного разделения труда, часть его ориентируется на иностранных покупателей;

3) международный рынок – это часть национального рынка, которая непосредственно связана с зарубежными рынками. Развитию мирового рынка способствовала промышленная революция и новый сформировавшийся технологический уклад.

Промышленная революция – качественное изменение в развитии производительных сил, связанное с переходом от мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к фабричному, основанному на машинном производстве.

Технологический уклад – комплекс сопряжённых производств, объединённых в воспроизводящуюся систему общими технологическими принципами функционирования, организацией производства, его ориентацией на соответствующий тип общественного потребления;

4) мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства;

5) мировое хозяйство – совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства.

6) международная экономика – это система национальных хозяйств, взаимодействие между которыми обусловлено международным разделением труда и других факторах производства, в пределах неё наднациональные структуры обеспечивают регулирование международных экономических отношений для устойчивого стабильного развития.

Открытая экономика – это система, все субъекты экономических отношений которой могут без ограничений совершать операции на международном рынке.

Показатели открытой экономики:

1) экспортная квота – отношение объема экспорта к ВВП, выраженное в процентах.

,

где Эк – экспортная квота;

Э – объем экспорта.

Принято считать экономику открытой, если Эк ³ 10%;

2) импортная квота – это отношение объема импорта к ВВП, выраженное в процентах.

,

где Ик – импортная квота;

И – объем импорта.

3) внешнеторговая квота – отношение объема внешнеторгового оборота к ВВП, выраженное в процентах:

,

где ВТк – внешнеторговая квота;

ВТ – объем внешнеторгового оборота (сумма объемов экспорта и импорта страны).

Факторы производства – ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар. К ним относят:

1) труд – физическая и умственная деятельность человека, направленная на достижение положительного общественно значимого результата;

2) технология – научные методы достижения практических целей, включая предпринимательские способности;

3) земля – все, что предоставила природа в распоряжение человека для его производственной деятельности (земли, полезные ископаемые, вода, воздух, леса и прочее);

4) капитал – это накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимый для создания материальных благ.

Общественное разделение труда – это обособление отдельных видов трудовой деятельности.

Международное разделение труда – это форма интернациональной организации производства, предполагающая специализацию отдельных стран в производстве тех или иных типов продуктов и их взаимный обмен.

Международная специализация производства – это форма интернациональной организации производства, которая предполагает обособление, выделение видов производств и отраслей в международном масштабе. Выделяют следующие виды специализации:

1) межотраслевая специализация – это разделение труда между различными видами одного и того же рода производства: промышленности, сельского хозяйства;

2) внутриотраслевая специализация предполагает сосредоточение усилий предприятий различных стран, входящих в какую-то отрасль народного хозяйства, на производстве определенных предметов, в том числе деталей, узлов, агрегатов, обмен этими предметами между ними (колесный трактор, гусеничный трактор и запасные части к ним);

3) типоразмерная специализация – это специализация стран на производстве определённых товаров, отличающихся по типу и размеру;

4) подетальная специализация – это специализация стран на производстве деталей, узлов;

5) технологическая (постадийная) специализация – это специализация стран на выполнении отдельных операций при изготовлении продукта;

6) частичная специализация – сосредоточение усилий стран на производстве одного вида товара (садовый трактор);

7) многовидовая специализация – специализация на производстве нескольких видов товара (пропашные, садовые тракторы);

8) всевидовая специализация – специализация страны на производстве всех видов данного товара (садовые, пропашные и трелевочные тракторы);

9) межродовая специализация – разделение труда между наиболее крупными сферами производства – промышленностью и сельским хозяйством;

Международная кооперация производства (МКП) – это форма интернациональной организации производства, предполагающая систему производственных связей, которые устанавливаются между специализированными предприятиями.

Международное разделение факторов производства – это исторически сложившееся сосредоточение отдельных факторов производства в различных странах, являющееся условием получения страной конкурентного преимущества.

Международное разделение капитала – обеспеченность стран накопленными материальными средствами, необходимыми для производства товаров и услуг.

Международное разделение технологии – различие в уровне НТП, достигнутом в отдельных странах.

Международное разделение земли – различная степень обеспеченности стран физическими ресурсами.

Конкурентное преимущество – способность страны производить товары и услуги более эффективно, чем другие страны.

Международная мобильность факторов производства – свободное перемещение факторов производства между странами.

Основные факторы производства – те, что достались стране от природы.

Развитые факторы производства – те, что созданы в результате целенаправленных усилий общества.

Общие факторы производства – те, которые применяются в различных отраслях для производства разнообразных товаров и услуг.

Специальные факторы производства – те, которые используются в одной отрасли для производства одного продукта либо для узкой группы продукции.

Вопросы для повторения

1 Как определяется понятие товара в международной экономике и в чем заключается его двойственность?

2 В чем основные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами?

3 Дайте определение фактора производства. Какие типы факторов производства вам известны?

4 Что такое международное разделение труда и частным случаем какого типа разделения труда оно является?

5 Объясните, как вы понимаете международное разделение таких факторов производства, как земля, капитал и технология.

6 Что такое мировой рынок и каковы его черты?

7 Дайте определение мировой торговли, экспорта и импорта.

8 Что такое мировое хозяйство и каковы его характерные черты?

9 Какие типы факторов производства вы знаете, и какие из них характеризуются высокой международной мобильностью?

10 Что такое международная экономика? Какие признаки объединяют, а какие отличают ее от мирового рынка и мирового хозяйства?

11 Какова структура международной экономики? Назовите конкретные формы международных экономических отношений. В чем различие международной микро- и макроэкономики?

Проблемы для обсуждения

1 Почему теория международной экономики рассматривает товар не как продукт производства, а как предмет совокупного спроса и предложения?

2 Какие промышленные и сельскохозяйственные товары и при каких условиях оказываются неторгуемыми? Приведите примеры неторгуемых товаров, которые при определенных условиях могут продаваться за рубеж.

3 Нужно ли добавить в простейшую схему международной экономики еще одну экономическую силу – правительство или государство – и каково будет ее влияние?

4 Имеет ли экономический смысл кооперация в таком факторе производства, как земля? Приведите аргументы за и против положительного ответа.

5 Если товар – это использованный фактор производства, то может ли быть последний товаром? Относится ли понятие мировой торговли только к торговле товарами или и к торговле факторами производства?

6 До какой степени равновесная цена на товар на мировом рынке может отличаться от равновесных цен на этот же товар в каждой из торгующих стран? Может ли внутренняя цена каждой из стран быть выше мировой равновесной цены?

7 Китай хорошо обеспечен рабочей силой, а Россия – землей. К какому типу факторов производства относятся китайская рабочая сила и российская земля? Могут ли они быть основой долгосрочного конкретного преимущества этих стран? Почему? В производстве каких товаров?

8 Иногда международной экономикой считают только внешнеэкономические связи государств друг с другом, международные экономические отношения. Приведите аргументы за и против такого подхода.

 

Задачи

1 Иностранная фирма реставрирует гостиницу в Киеве. Какие товары, используемые ею, могут считаться с точки зрения международной экономики торгуемыми, а какие неторгуемыми?

2 Если Россия продает в Германию природный газ, а Германия в Россию – станки, можно ли считать это международным разделением труда, международной кооперацией труда, международным разделением других факторов производства или первым, вторым и третьим вместе?

3 Внешняя торговля Украины в 2005 году характеризовалась следующими данными (в млн. долл. США):

Показатели Страны дальнего зарубежья Страны СНГ Всего
Экспорт 51 626 15 042 66 668
Импорт 36 758 14 426 51 184

 

Вычислите по каждой группе стран:

а) торговый баланс;

б) торговый оборот;

в) относительную долю стран СНГ в российском экспорте и импорте.

4 Украина купила в Польше сушеный картофель, произведенный совместным украинско-польским предприятием. Какие формы международной экономики были задействованы в этой сделке?

Основные понятия

Институциональная единица (ИЕ) – это экономический агент, который может от своего лица осуществлять сделки с другими лицами. Типы ИЕ:

1) домашнее хозяйство – ИЕ, реализующая факторы производства и потребляющая товары и услуги;

2)нефинансовые корпорации – юридические лица, оказывающие нефинансовые услуги и производящие товары для рынка;

3) неприбыльные институты – юридические лица, которые предоставляют нерыночные услуги домашним хозяйствам, используя добровольное участие физических лиц;

4) финансовая корпорация – юридические лица, осуществляющие финансовое посредничество или вспомогательные финансовые услуги (банки, финансовые компании);

5) правительственные учреждения – институциональные единицы, выполняющие политические, регулятивные и производственные функции, обеспечивающие создание нерыночных товаров и услуг, предназначенных для индивидуального либо коллективного потребления, и перераспределение доходов.

Экономическая операция (ЭО) – это сделка между ИЕ, предполагающая переход права собственности на материальные или финансовые активы от одного субъекта к другому. Виды ЭО:

1) нефинансовые операции – операции, связанные с производством и приобретением товаров и услуг (передача товаров, движение дохода, неоплаченные трансферты);

2) финансовые операции – операции, связанные с обменом одних финансовых активов на другие (с изменением в активах и пассивах);

3) внутренние экономические операции – это операции, которые осуществляются между резидентами;

4) международные экономические операции – это операции, которые осуществляются между резидентами и нерезидентами.

Резиденты – это все институциональные единицы, проживающие в данной стране более года, независимо от их гражданства и паспортного статуса.

Нерезиденты – ИЕ, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются филиалами институциональных единиц данной страны.

 

Вопросы для повторения

1 Назовите основные секторы экономической деятельности. Какова роль внешнего сектора?

2 С помощью какой системы описываются причинно-следственные связи в макроэкономике в целом и в международной экономике в частности?

3 Дайте определение институциональной единицы, резидента и нерезидента – понятий, используемых для анализа макроэкономики.

4 Какие виды макроэкономических счетов вам известны?

5 В чем различие между потоками и запасами денежных средств?

6 Что такое экономические операции, каковы их основные виды? Какие международные экономические операции вы знаете?

7 В чем заключается макроэкономическая взаимосвязь реального сектора с внешним сектором?

8 Дайте определения НД, ЧВП, ВВП, ВНП и ВНД.

9 Как проявляется взаимосвязь между денежным и внешним секторами экономики? Почему обменный курс особенно важен?

10 В чем состоит взаимосвязь бюджетного сектора с внешним сектором экономики?

11 Назовите международные элементы внутренних секторов экономической деятельности.

12 Что характеризует матрица потоков движения денежных средств?

13 На какие группы делятся страны в международной экономике, исходя из степени зрелости в них рыночных отношений?

14 На какие основные группы делятся страны в международной экономике, исходя из уровня их экономического развития?

15 В чем заключается метод определения положения отдельных стран в международной экономике?

Проблемы для обсуждения

1 Финляндия отгрузила партию бумаги в Украину в декабре. Украина оплатила поставку в начале января следующего года. Будет ли в этом случае по финляндской статистике баланс сбережений и инвестиций равен сальдо платежного баланса по текущим операциям?

2 Программа развития экономики Кении в первой половине 1990 года делала ставку на форсированный рост экспорта. Учитывая взаимосвязь секторов экономической деятельности, в чем могла заключаться стратегия кенийских властей?

3 ФРГ не испытывает проблем с оплатой своих международных обязательств, и, более того, валовая сумма требований частного сектора этой страны к другим странам постоянно растет. Что это значит с точки зрения внутренних сбережений, и каковы макроэкономические последствия для Германии?

4 В результате мер экономической политики правительства доходы резидентов Кувейта выросли на 10%. В то же время расходы госбюджета увеличились на 5%, семей и предприятий – на 2%. Как это повлияет на платежный баланс по текущим операциям и почему?

5 В России валовые внутренние инвестиции превосходят сбережения. Назовите несколько наиболее приемлемых способов внешнего финансирования инвестиций. Какие из них предпочтительнее?

6 В условиях высокой инфляции какой метод внешнего финансирования является более приемлемым – получение внешнего займа правительством или использование части государственных резервов – и почему?

Задачи

1 По данным национальных счетов, экономическое развитие Венгрии характеризовалось в 2004 году следующими показателями (в млрд. форинтов, в текущих ценах):

1 ВВП 1409

2 Амортизация основного капитала 33

3 Чистый факторный доход из-за рубежа -55

4 Чистые текущие транс ферты 6

5 Потребление 1004

6 Внутренние капиталовложения 358

Рассчитайте:

а) ЧВП;

б) ВНП;

в) ВНД;

г) сбережения;

д) текущий платежный баланс.

 

2 Используя следующие данные национальных счетов Венгрии (в млрд. форинтов)

Г. 2004 г.

ВВП 1226 1409

Сбережения 304 356

Капиталовложения 328 358

 

Рассчитайте и проанализируйте тенденции развития:

а) сальдо текущего платежного баланса;

б) абсолютные тенденции развития сбережений и капиталовложений;

в) относительные тенденции развития сальдо текущего платежного баланса;

г) что стало главной причиной сокращения дефицита сальдо текущего платежного баланса?

3 Рассчитайте недостающие показатели в матрице потоков движения денежных средств Венгрии (в млрд. долл.):

  (1) (2) (3) (4) (5)
1 Балансы по секторам   -56     X
2 Внешнее финансирование   -12 -8 Х -29
3 Банковский кредит     Х -63  
4 Внутренний правительственный кредит Х        
5 Денежная масса -40 Х      
6 Другие потоки -23   -22 -4  

Основные понятия

Абсолютное преимущество (absolute advantage) – возможность страны производить благодаря ее природным особенностям или производственному потенциалу какой-либо товар более эффективно (т.е. с меньшими затратами на единицу продукции) по сравнению с другими странами, производящими тот же товар.

Граница производственных возможностей (production possibility frontier) – график, показывающий те сочетания благ, которые могут быть произведены экономической системой, исходя из наличных факторов производства и уровня знаний.

Естественное преимущество (natural advantage) – способность страны производить товар более эффективно благодаря климатическим условиям или из-за обладания особыми природными ресурсами.

Парадокс Леонтьева (Leontief paradox) – противоречащий основным выводам теории Хекшера-Олина результат эмпирических исследований, проведенных В.Леонтьевым, согласно которым в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие.

Приобретенное преимущество (acquired advantage) – способность страны производить товар более эффективно благодаря развитию технологии, совершенствованию организации производства и повышению квалификации работников.

Сравнительное преимущество (comparative advantage) – способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения.

Теория Хекшера-Олина (Hecksher-Ohlin theory) – теория, согласно которой страна стремится экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры.

Вопросы для повторения

1 В чем заключается смысл и в чем ограниченность меркантилистской теории внешней торговли?

2 Дайте определение закона абсолютных преимуществ. При каких условиях он выполняется?

3 Что такое альтернативные издержки производства и как они связаны с теорией абсолютного преимущества?

4 Дайте определение закону сравнительных преимуществ.

5 Как определяется соотношение цен при торговле в соответствии с законом сравнительных преимуществ? Какие существуют варианты соотношения относительных цен?

6 Что такое выигрыш от торговли? Как он определяется со стороны затрат труда и со стороны увеличения потребления?

7 Применим ли закон сравнительных преимуществ к торговле несколькими товарами между несколькими странами?

8 Как определяется уровень относительных зарплат в соответствии с законом сравнительных преимуществ?

9 В чем состоит ограниченность закона сравнительных преимуществ? Какие типичные заблуждения возникают на практике в связи с его незнанием или недопониманием?

10 Какие допущения лежат в основе теории соотношения факторов производства?

11 Дайте определение фактороинтенсивности товаров и факторонасыщенности страны.

12 Сформулируйте теорему Хекшера-Олина международной торговли, основанной на соотношении факторов производства между странами. Докажите ее графически.

13 Сформулируйте теорему выравнивания цен на факторы производства Хекшера-Олина-Самуэльсона. Докажите ее логически и графически.

14 В чем сильные и слабые стороны теории соотношения факторов производства? Почему возможно лишь ограниченное ее применение?

15 В чем заключается парадокс Леонтьева? Почему его нельзя считать полным опровержением теории соотношения факторов производства?

Проблемы для обсуждения

1 Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет абсолютное преимущество в его производстве? Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет сравнительное преимущество в его производстве?

2 Затраты труда на производство автомобиля в России в силу устаревшей технологии выше, чем в развитых странах Запада. Но зарплата российского рабочего значительно ниже, чем на Западе. В свете теории сравнительных преимуществ обсудите популярный тезис о необходимости защиты отечественной автомобильной промышленности от иностранной конкуренции.

3 Украинские шахтеры требуют повышения зарплаты, причем затраты труда на единицу добываемого угля остаются прежними. Как в свете теории сравнительных преимуществ повышение зарплаты повлияет на внешнюю торговлю Украины углем?

4 В свете теории сравнительной обеспеченности факторами производства обсудите тезис о том, что небольшие развивающиеся государства не располагают в изобилии ни одним из факторов производства и поэтому не в состоянии экспортировать что-либо, и, следовательно, должны быть объектом постоянной помощи со стороны развитых государств.

5 Какие факторы производства можно считать в Украине избыточными: капитал, землю или труд? На чем основываются ваши суждения? Какие товары в этой связи Украина должна производить и продавать – капиталоемкие, требующие хорошей обеспеченности земл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.136 с.)