ТОП 10:

ТЕМА 7. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ



 

Основные понятия

Демпинг (dumping) – продажа товара на внешнем рынке по цене ниже нормального уровня, т.е. ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

Добровольное ограничение экспорта (voluntary export restraint) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Квота (quota) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота – import quota) или вывозу из страны (экспортная квота – export quota) за определенный период.

Компенсационная пошлина (countervailing duty) – импортная пошлина, устанавливаемая страной-импортером с целью нейтрализации действия субсидии или льготы, предоставляемой страной-экспортером своим производителям.

Лицензирование (licensing) – регулирование внешней торговли через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товаров в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Международный картель (international cartel) – соглашение между экспортерами какого-либо товара из разных стран, направленное на обеспечение контроля за объемами производства и установление выгодных цен.

Протекционизм (protectionism) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Технические барьеры (technical barriers) – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные, санитарные и иные нормы и правила построены так, чтобы ограничивать ввоз товаров из-за рубежа.

Экспортная субсидия (export subsidy) – льгота финансового характера, предоставляемая государством экспортеру для расширения вывоза товаров за границу.

Эмбарго (embargo) – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров или валютных ценностей.

Вопросы для повторения

1 В чем заключаются сложности измерения нетарифных методов, и какие существуют инструменты для этого?

2 Какие методы количественных ограничений вам известны?

3 Каков экономический смысл квотирования, и какие виды квот вы знаете?

4 Что общего и в чем различие между импортным тарифом и импортной квотой?

5 Что такое лицензии и какие методы распределения лицензий являются предпочтительными?

6 Почему «добровольное» ограничение экспорта не может считаться действительно добровольным?

7 Какие скрытые методы торговой политики вы знаете, и в чем их экономический смысл?

8 В чем заключается различие в экономическом содержании внутренней и экспортной субсидии?

9 Оказывают ли импортный тариф и экспортная субсидия аналогичное воздействие на внешнюю торговлю?

10 При каких условиях возникает парадокс Метцлера?

11 Может ли экспортное кредитование считаться скрытым субсидированием экспорта? Почему?

12 При каких экономических условиях демпинг может оказаться наиболее эффективным?

13 Какие методы торговой политики разрешены международными договорами, а какие запрещены?

14 В чем различия режима наибольшего благоприятствования и национального режима?

 

Проблемы для обсуждения

1 Российские производители продовольствия несут потери из-за его массированного импорта. Какой метод торговой политики – импортный тариф, импортную квоту или бюджетную субсидию российским фермерам – вы предложили бы применить для ограничения импорта и почему?

2 В начале 90-х годов правительство России обсуждало вопрос о том, как лучше контролировать экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Выдвигались следующие предложения:

а) ввести экспортные квоты и поручить министерству экономики распределять их между производителями;

б) ввести экспортные квоты и поручить МВЭС организовать конкурсную продажу лицензий на право экспорта товара в рамках квоты;

в) направить весь экспорт нефти через один трубопровод и один порт;

г) ввести централизованную систему экспортных паспортов, лицензирования и регистрации экспорта;

д) ввести экспортный тариф.

Каковы плюсы и минусы каждого из перечисленных методов?

3 По вопросам, изложенным в пункте 16, у экспертов возник спор:

а) одни утверждают, что введение конкурсной продажи экспортных квот будет эквивалентно введению экспортного тарифа;

б) другие утверждают, что за право пользоваться распределенными им экспортными квотами предприятия должны платить фиксированный налог в бюджет;

в) третьи говорят, что квоты должны распределяться между наиболее хорошо зарекомендовавшими себя производителями.

Какое решение предпочтительнее и почему?

4 По правилам ГАТТ/ВТО, экспортные субсидии:

а) разрешены;

б) запрещены;

в) разрешены, если торговый партнер использует импортный тариф;

г) запрещены, но могут использоваться по согласованию с торговым партнером.

Почему?

5 Компенсационная пошлина – это:

а) ответная мера на тариф, наложенный торговым партнером;

б) налог, введенный против наплыва субсидированного экспорта из-за рубежа;

в) ответная мера на демпинг.

 

6 «Добровольное» ограничение экспорта предусматривает:

а) введение экспортной пошлины экспортером;

б) квотирование экспорта экспортером;

в) квотирование импорта импортером;

г) квотирование экспорта импортером.

 

Задачи

1 Украинское правительство установило 40-процентный тариф на импорт автомобильных шин, которых в стране не хватает. Оно считает важным сохранить эту отрасль, оградив ее от иностранной конкуренции, поскольку видит ее большой экспортный потенциал в будущем. Каков наиболее разумный способ поддержать перспективную отрасль в данном случае?

2 Украина производит 70, потребляет 20 и экспортирует 50 легких спортивных самолетов в год по цене 6000 долл. за самолет. Правительство, считая самолетостроение перспективной отраслью, предоставляет производителям субсидию в размере 15% стоимости самолета, в результате чего внутренняя цена самолета увеличилась до 6450 долл., а его цена на внешнем рынке сократилась до 5550 долл.

а) Почему внутренняя цена на самолет увеличилась меньше, чем размер субсидии?

б) Как введение субсидии отразилось на объемах внутреннего производства и экспорта самолетов?

в) Как повлияло введение субсидии на потребителей и доходы бюджета?

г) Какое воздействие оказало введение субсидии на условия торговли России?

3 Говядина стоит 5,4 долл. за 1 кг. По этой цене украинские фермеры производят 20 тыс. т, тогда как спрос на украинском рынке достигает 60 тыс. т. В странах ближнего зарубежья, являющихся экспортерами говядины в Украину, ее цена составляет 3,6 долл. за 1 кг. По такой цене украинские фермеры смогут произвести только 5 тыс. т при спросе, увеличивающемся до 65 тыс. т. Для защиты внутреннего рынка Украина вводит импортную квоту, лицензия на получение которой стоит как раз столько, сколько составляет разница между внутренней ценой говядины и ее ценой в странах ближнего зарубежья, то есть 1,8 долл. за 1 кг.

а) Каков объем импорта говядины при свободе торговли и при защите внутреннего рынка импортной квотой?

б) Как скажется введение квоты на потребителях и на производителях?

в) Каков доход импортеров, получивших разрешение на импорт в рамках квоты, от ее введения?

4 Украина производит и потребляет постоянные магниты. Их внутреннее предложение составляет S=50+5P, а спрос D=400–10P. Мировая цена на магниты составляет 10 долл. Правительство вводит квоту, ограничивающую импорт магнитов 50 штуками.

а) Сколько магнитов и по какой цене Украина будет производить в условиях свободы торговли?

б) При мировой цене на магниты в 10 долл., каков будет объем их импорта?

в) Как импортная квота повлияет на внутренние цены магнитов?

г) Насколько увеличатся доходы импортеров, получивших право на импорт в рамках квоты, от ее введения?

д) Каковы будут потери потребителей?

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.202.44 (0.005 с.)