Родительская компетентность как способ защиты детей от вредной информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительская компетентность как способ защиты детей от вредной информации



 

Скачать слайды в высоком разрешении

Доклад участника проекта “Научи хорошему”, зачитанный на межрегиональной научно-практической конференции “Защита детей от вредной информации”, прошедшей в Туле 15 октября 2015 года.

Психологически период детства характеризуется как время интенсивного формирования основных структур личности. Формирование личности ребёнка происходит путём взаимодействия со средой развития. Мощнейшим фактором этой среды остаётся близкое окружение (семья) и информационное пространство, в которое включён растущий ребёнок.

Период раннего и дошкольного детства характеризуются такими важными особенностями восприятия и переработки информации, как: низкий порог критического мышления, познание и научение через отождествление себя со значимыми объектами, Я-центричность в объяснении причинно-следственных связей между событиями и явлениями жизни.

Согласно исследованиям Ж.Пиаже, критическое мышление начинает формироваться к 7-8 годам с постепенным вытеснением эгоцентричной системы мировосприятия ребёнком. Основной чертой мышления дошкольника является способность держать в фокусе внимания только один наиболее значимый и заметный признак или свойство предмета (или ситуации), мышление находится на дологическом уровне, вследствие чего ребенок ограничен рамками непосредственной значимой видимости вещей. Также Ж.Пиаже указывает на эгоцентризм детской мысли, который заключается в неспособности различать личное, субъективное и объективное знание о предметах и событиях действительности.

Вследствие этого ребёнку свойственна неспособность устанавливать сложные причинно-следственные связи, непосредственность объяснения действительности («солнце не падает, потому что держится руками за небо» – перенесение своего субъективного опыта на незнакомый объект). Таким образом, до 7-8 лет ребенок неспособен четко различать внешний мир от собственного «Я». Ребенок видит только то, что знает и воспринимает мир таким, каким он предварительно построил его в своей мысли (сопереживает героям мультика и их ситуациям так же, как сопереживал бы, например, родственникам в реальной ситуации).

Окончательное становление способности к критическому осмыслению информации появляется у человека к 18-21 годам, и границы этого возраста будут существенно разниться в зависимости от индивидуально-типологических черт конкретной личности.

Информационная среда, окружающая формирующуюся личность и воздействующая на неё, содержит большое количество как явных, так и неявных моделей поведения, предлагаемых ребёнку для усвоения.

Известный канадский психолог Альберт Бандура в 1961г. провёл знаменитый эксперимент «Кукла Бобо», результатами которого была подтверждена теория социального научения. Согласно теории и данным эксперимента Бандуры, дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели, в качестве которой выступает значимый объект. Одно из проявлений имитации – идентификация – процесс, в котором личность как бы заимствует мысли, чувства наблюдаемой им модели. Было установлено, что научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания: людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.

Таким образом, герои мультфильмов, фильмов, книг, телепередач, журналов, игр и т.д. могут стать для ребёнка носителями «научающих» моделей поведения, мораль­ных эталонов, как положительных, так и от­рицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осо­знавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на запомнившегося персонажа.

Психолого-педагогический анализ многих информационных продуктов для детей, которые сегодня пользуются популярностью в том числе среди родителей, показывает, что далеко не все из них можно считать полезными для развивающейся психики ребёнка, а некоторые – даже откровенно деструктивными. С учётом того, что именно семья, родители – это базовое ядро среды развития ребёнка, со всей очевидностью предстаёт факт, что защита ребёнка от вредной информации в самом непосредственном приближении может и должна осуществляться именно родителями.

Здесь большое значение приобретает личность самого родителя, которая
должна отвечать самым высоким духовно-нравственным требованиям. Крайне важно, чтобы сам родитель являлся носителем здоровых духовных ценностей. Ведь неоспоримым является тот факт, что всё-таки в конечном итоге наших детей воспитывают не столько мультики, детский сад, школа, друзья или улица – их воспитывает наш родительский нравственный пример. Это серьёзный вопрос о родительской ответственности, о готовности родителя принять на себя ответственность за результаты воспитания своего ребёнка, и готовности осознанно включаться в непростую работу по формированию у него здоровой системы жизненных ценностей.

При этом на текущий момент социальная ситуация отражает существенное снижение способности самих родителей объективно оценивать содержание и смыслы многих информационных продуктов. Многие из родителей не располагают способностью различать деструктивные информационные посылы в фильмах, передачах, играх. В этих условиях остро встаёт вопрос планомерного формирования так называемой родительской компетентности в защите детей от вредной информации, то есть – о методах обучающе-просветительской работы с родителями для выработки у них способности объективного анализа того или иного информационного продукта с позиции «а чему это учит?».

Для достижения цели выработки у родителей компетентности в анализе информационных продуктов проектом «Научи хорошему» разработана методика данного анализа и на системной основе осуществляется объективная оценка содержательно-смысловых посылов различных телепередач, мультфильмов, художественных фильмов, книг и игрушек.

В частности, в помощь родителям предложена классификация признаков вредного мультфильма/фильма, разработанная психологом М.Новицкой. На основе этой классификации родители самостоятельно могут определить, вреден мультфильм для ребёнка или нет.

Проектом «Научи хорошему» также выработаны рекомендации для родителей по мерам как активной, так и пассивной защиты детей от вредной информации. Пассивный способ защиты направлен на возможное ограждение ребёнка от доступа к деструктивной информации. Активный способ заключается в постепенном формировании родителями у самого ребёнка способности отличать хорошее от плохого и самостоятельно задействовать защитные фильтры восприятия.

Для обучения пассивной стратегии защиты проектом «Научи хорошему» предлагаются конкретные пошаговые инструкции для родителей по обращению с информационным контентом. Для выработки активной стратегии защиты проект регулярно на открытых площадках знакомит свою аудиторию с результатами собственной экспертизы различных информационных продуктов, где наглядно демонстрирует схему и метод данной экспертизы, что в конечном итоге приводит к научению аудитории самостоятельному применению этого метода.

 

Проект «Научи хорошему» в первую очередь работает на активную защиту, создавая и распространяя материалы, которые помогают сформировать навык анализа информационных продуктов. За 1 год существования проекта результатом этой работы стало более 90 видеороликов, посвящённых анализу мультфильмов, кинофильмов, сериалов, телепередач и др., более 200 авторских статей, более 3 миллионов просмотров на Ютуб, около 80 тысяч постоянных подписчиков в сообществах в социальных сетях. Материалы проекта нацелены в первую очередь на подростковую и взрослую аудиторию. В рамках реализации пассивной стратегии защиты совместно с проектом «Политическая практика» активно ведётся работа на юридическом направлении, выстраивается механизм работы с органами власти, ведётся база рекомендуемых для детей фильмов, мультфильмов, художественной литературы и т.д.

 

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте:vk.com/whatisgood2
Подписывайтесь на канал YouTube:youtube.com/user/whatisgoodru
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:www.facebook.com/whatisgood.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ПОМОГАЙТЕ!

УЧАСТВУЙТЕ!

что можете сделать лично вы

 

Может показаться, что отлаженный, смазанный немалыми деньгами маховик зла уже не остановить, что наше общество обречено, словно теленок на веревке, покорно плестись под уклон к нравственной пропасти. И что может сделать один человек против этой машины, которая просто не заметит его трепыханий, а если и заметит, то раздавит как муравья?...

Но, во-первых, на «виртуальном» поле современной информационной войны, в отличие от поля Куликова, даже один человек – это уже воин, нередко способный нанести ощутимый урон врагу.

Во-вторых, льщееся с экранов «толерантное» зло – это все еще чуждый народу пришелец на нашей родной земле. И подавляющее большинсво народа не приемлет те «ценности», которые оно несет. Нас – несоизмеримо больше, чем всей этой грязной пены.

Как говорится в известном афоризме, добра на земле 99%, а зла – 1%, но этот процент очень хорошо организован. И лучшее, что мы можем сделать для победы – это тоже организоваться и объединиться.

Просто ждать, пока система изменится, можно очень долго.

Призывать людей задуматься, писать жалобы, противостоять, бороться доступными средствами надо обязательно, и в рамках проекта «Научи хорошему» мы участвуем и будем участвовать в этой борьбе! Но в любом случае, быстро ситуация не поменяется, потому что система носит практически глобальный характер и выстраивалась на протяжении длительного периода времени.Тем не менее, это не значит, что надо смириться с тем, что нам и нашим детям придётся смотреть весь тот негатив, который сегодня показывают в кинотеатрах и по телевизору.

Убрать из дома телевизор может и должен практически каждый, а вот полностью ограничивать себя и детей от просмотра современных фильмов совсем необязательно, так как, вопреки системе, и сегодня снимаются хорошие картины. Конечно, о них вы редко услышите лестный отзыв в прессе или увидите их в списке рекомендованных критиками, но, тем не менее, их достаточно много, и наша задача – находить такие фильмы и делиться ими друг с другом.

Кроме того, нужно максимально переводить обсуждение любого информационного продукта из плоскости «развлекаловки» в плоскость его «воздействия на общество». Рецепт, который мы предлагаем достаточно прост, и состоит он всего из трёх слов – «чему это учит?», или по-другому – «какие идеи и ценности продвигает», «какие установки формирует», «как влияет на массовую аудиторию» тот или иной медиапродукт или образец искусства.

Именно этого вопроса всеми силами избегают в крупных телеканалах, этого вопроса бояться нечестные на руку сценаристы, музыканты, продюсеры, желая скрыть свои истинные цели и пользуясь неграмотностью населения в вопросах управления. Честный человек с радостью расскажет, чему учит его творчество, на что оно вдохновляет, к чему призывает аудиторию; а тому, кто всё делает просто ради денег или славы, либо кто сознательно вредит обществу, придётся выкручиваться, изворачиваться, лгать, использовать ничего незначащие слова о «высоком искусстве для избранных» или о том, что творчество должно быть «свободным» и так далее.

Хоть озвученный рецепт исправления ситуации в массовой культуре, на первый взгляд, достаточно прост, но его выполнение требует, с одной стороны, длительной системной работы, а с другой – высокого уровня подготовки тех, кто вступает в подобные дискуссии. Умение задать правильный вопрос – это только половина решения проблемы, но надо ещё и уметь самому найти ответ. В нашем случае – уметь распознавать продвигаемые идеи и технологии их внедрения, уметь увидеть второй смысловой ряд произведения, а самое главное, быть в состоянии дать ему правильную оценку, с позиции того как оно повлияет на общество.

В рамках проекта «Научи хорошему» уже разработана система оценки кинопродукции. Каждая рецензия отвечает на вопрос «чему учит фильм?» и раскрывает такие пункты, как насилие/секс/наркотики/мораль. В зависимости от результатов по каждому из этих показателей фильм получает оценку, ориентируясь на которую читатель может принять решение о просмотре картины.

Предельно простая и понятная система рейтинга позволяет любому человеку участвовать в общем деле, как по созданию базы хороших современных фильмов, так и по выявлению технологий пропаганды и манипуляций во всех других картинах, что тоже важно, так как помогает читателям самостоятельно научиться отличать хорошее от плохого.

Но чтобы этот механизм, который условно можно назвать «народной цензурой», успешно работал и был полезен, как это банально ни звучит,

требуется участие каждого (http://whatisgood.ru/join/).

Проекту нужны ваши рецензии

написанные с позиции традиционных семейных ценностей и ответа на вопрос «чему учит этот фильм»?

Посмотрели кино – поделитесь своими впечатлениями, порекомендуйте его другим читателям или наоборот, расскажите о том, почему его смотреть не следует. Единственное, что позволяет сегодня показывать по телевизору и в кинотеатрах весь этот негатив – это наше молчание. А значит, нам надо не стесняться высказывать свою позицию, быть громче, заметнее, смелее.

Сила в правде, и надо эту правду распространять!

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ! ПОМОГАЙТЕ! УЧАСТВУЙТЕ!

Заходите на сайтhttp://whatisgood.ru/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.02 с.)