Личностные барьеры творческого мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные барьеры творческого мышления



Дело в том, что при рассмотрении задачи мы невольно думаем о дополнительных условиях, которые ограничивают ее решение. Хотя ни одно из этих ограничений не упоминалось в условиях. Если их отбросить – мы легко найдем решение. Иначе говоря, преобладает СТЕРЕОТИП. Ученые утверждают, что примерно 95% идей, рождающихся в голове, человек отвергает САМ в момент их возникновения, налагая на себя ограничения.

Томас А. Эдисон (самый известный и богатый в мире изобретатель, хотя проучился в школе всего три месяца) перед тем как принять в свою фирму нового сотрудника, приглашал его домой отобедать [12]. Если приглашенный брался за солонку прежде чем пробовал на вкус предлагаемое блюдо, Эдисон никогда не предлагал ему работу. Великому изобретателю не нужны были работники, чей образ мыслей и действий чересчур зависел от повседневных привычек. Его интересовали люди, способные подвергать сомнению то, что другим казалось очевидным.

Рассмотрим следующую задачу. Вам дана последовательность букв, расположенных по алфавиту, и исключающая каждую четвертую букву.

 
 
А Е БВД

 

 


Необходимо найти связь между ними. Иначе говоря: какая должная быть следующая буква и где она должна быть расположена?

Для человека с аналитическим складом ума это должна быть буква Ж Но где она располагается, в числителе или знаменателе?

Чаще всего возникает следующее решение: гласные должны быть в числителе, а согласные в знаменателе. Следовательно, буква Ж должна быть в знаменателе. Это наиболее общий ответ, бросающийся в глаза.

Однако в данном примере есть и другая закономерность: в числителе расположены буквы, состоящие только из прямых линий, а в знаменателе из прямых и кривых линий. Следуя этой закономерности, буква Ж также должная располагаться в знаменателе. Кроме того, можно предположить, что буквы располагаются в порядке: 1 в числителе, 3 – в знаменателе и т. д. В этом случае буква Ж также будет располагаться в знаменателе. Но если нам придется разместить весь алфавит на рисунке, следуя трем разным закономерностям мы получим разный результат.

Человек с аналитическим складом ума, как правило выбирает один вариант решения, с творческим складом ума обычно ищет несколько вариантов ответа.

Попытка найти единственно-правильный ответ типична – это почти непреодолимый барьер для человека с аналитическим складом ума.

Человеку с аналитическим складом ума присуща логика, поиск единственного решения и рассмотрение нескольких возможностей.

Человеку творческому присущи воображение и много возможных ответов или идей.

При решении различных задач человек часто следует модели, которую как он считает, видят его коллеги по работе, друзья и т. д. Какое описание можно придумать для следующего рисунка (рис. 4)?

 
 
●●●●●●●●●● ■■■■■■■■■■ ●●●●●●●●●● ■■■■■■■■■■ ●●●●●●●●●● ■■■■■■■■■■ ●●●●●●●●●● ■■■■■■■■■■ ●●●●●●●●●● ■■■■■■■■■■ ●●●●●●●●●● ■■■■■■■■■■ ●●●●●●●●●● ■■■■■■■■■■

 

 


Рис. 4

Большинство людей описывают его как квадрат, заполненный квадратиками и кружочками либо их рядами. Человек думает о том, что практически все думают так, и выбирает именно это решение, хотя возможно ему видится другое. Это происходит потому, что мы склонны пассивно группировать в уме одинаковые объекты. И лишь немногие воспринимают рисунок 4 как столбики с чередующимися квадратиками и кружочками [12].

Часто решаемые проблемы бывают опутаны сетью различных ограничений, связывающих творческую активность. Допустим, во время заказа на постройку дома клиент упоминает дизайнеру о том, что он хочет установить круглую ручку на дверь, ведущую из кухни в столовую. Для дизайнера это будет заранее означать, что такая дверь будет являться единственно возможным «средством сообщения» между кухней и столовой – вне зависимости от общей планировки, дизайна, способа приготовления пищи и подачи ее к столу. Таким образом, предложение клиента установить круглую ручку на дверь сразу же ограничивает творческие возможности архитектора.

В управленческой деятельности присутствует и такой момент, как оглядка на мнения или стереотипы поведения окружающих сотрудников. Это зависит от многих обстоятельств. Например, молодой сотрудник будет предлагать такой вариант решения, который понравился бы начальству. Люди, приспосабливающиеся ко всему и во всем, тоже всегда будут поступать так же. В процентном соотношении среди работающего населения гораздо меньше людей, способных отстаивать свою точку зрения, независимую от мнения начальства.

Решение любой проблемы, как правило, состоит из двух этапов. Сначала, решая задачу, есть стремление найти ясный и определенный ответ, который был бы принят без всяких вопросов и возражений. Затем, уже имея ответ, чаще всего стараются избежать любых его изменений, хотя в дальнейшем могут появиться лучшие решения.

Если найденный вариант решения проблемы не считается единственно правильным, то лучше отложить его реализацию на некоторое время. Это делается для того, чтобы иметь возможность проверить правильность этого решения.

На практике чаще всего, если решение принято руководителем, то он склонен избегать других возможных вариантов. Более того, при попытке оспорить его решение или предложить новый вариант он скорее всего даст отрицательный ответ или назовет причины невозможности выполнения иного решения. Безусловно, крайней точкой отсутствия попытки изменения очевидного является автоматическое «нет».

Рассмотрим еще несколько ситуаций.

Многие люди, в том числе и руководители, скептики, пессимисты не хотят интеллектуально «напрягаться» над решением проблемы и имеют склонность быстро, не подумав, давать оценки происходящим событиям. В этих случаях гораздо проще любую высказанную другим человеком идею считать нерациональной: «Это глупо», «Это не будет работать», «Мы пробовали делать это раньше, но это не работало». На этом чаще всего идея угасает. Поэтому не надо быстро принимать подобное решение. Следует подумать, затем покритиковать, если найдется тому основание. Быстрая оценка убивает творческое начало в себе и других.

 

Памятка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.008 с.)