Перестройка экономических отношений и необходимость реформы бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка экономических отношений и необходимость реформы бухгалтерского учета



Начало активной работы по перестройке бухгалтерского уче­та приходится на 1989-1990 гг., когда возникла практическая необходимость его модернизации для предприятий с участием иностранного капитала и акционерных обществ, типичных для рыночной экономики. Результатом явилась переработка и заме­на ряда методик учета, не отвечавших новым условиям. Вместе с тем стала очевидной необходимость приспособления россий­ской системы бухгалтерского учета к меняющимся экономичес­ким отношениям, концептуальной переработки всей норматив­но-методической базы учета и отчетности, прежде всего плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и т.д., которые были ориентированы на старые условия хозяйствования.

Так, к концу 1991 г. был подготовлен новый план счетов, который сохранил преемственность с прежним (структура по­строения, наименование и порядок кодирования счетов), но претерпел концептуальные изменения. Были устранены такие недостатки старой системы, как игнорирование оборота ка­питала, упрощенное отражение товарного кругооборота, пре­обладание натуралистического подхода к методике учета хо­зяйственных операций предприятия, отсутствие в составе объектов бухгалтерского учета некоторых видов имущества и операций, не распространенных или не существовавших в плановой экономике, но имеющих важное значение в ры­ночной (валютные операции, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).

Полная перестройка системы бухгалтерского учета и отчет­ности в Российской Федерации, как и становление рыночной экономики, требует длительного времени, поэтому неизбежен некоторый переходный период, в котором система еще не бу­дет приведена в полное соответствие с требованиями рыночной экономики. Коренная ломка всей экономики страны привела к необходимости создания новых контрольных структур, при­сущих рынку. Так, в 1990 г. была создана государственная нало­говая служба, которая призвана обеспечить действенный конт­роль за полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет всеми юридическими и физическими лицами.

Таким образом, спустя многие годы бухгалтеры вернулись к истокам учета, возрождая принципы, сложившиеся до ре­волюции.

8. Реформирование учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета, которая должна стать элементом рыночной инфраструкту­ры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных ин­вестиций. Концепция бухгалтерского учета в рыночной эконо­мике России была одобрена Методологическим советом по бух­галтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским Советом Института профессио­нальных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. В ней определены осно­вы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. В концепции определены цели бухгалтерского учета, основы организации бухгалтерского учета на предприятиях, требования к составу и содержанию информации, формируемой в системе бухгалтер­ского учета, критерии признания и оценки имущества, обяза­тельств, доходов и расходов. При этом концепция не является нормативным документам, а показывает направления, по кото­рым будет проводиться реформа бухгалтерского учета.

К сожалению, процесс реформирования бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. В це­лях изменения такого положения дел была разработана «Програм­ма реформирования бухгалтерского учета в соответствии с между­народными стандартами финансовой отчетности (МСФО)», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г.

Цель реформирования - приведение национальной систе­мы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыноч­ной экономики и МСФО.

В соответствии с целью определены задачи реформирования:

1) сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих пользователей, прежде всего инвесторов, по­лезной информацией;

2) обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Рос­сии с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

3) оказать методологическую помощь организациям в понима­нии и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Реформа проводится по следующим направлениям:

• совершенствование нормативно-правового регулирования;

• формирование нормативной базы (национальных стандар­тов) в соответствии с планом внедрения Положений (стан­дартов) по бухгалтерскому учету в практику;

• методическое обеспечение (инструкции, методические ре­комендации, комментарии и т.п.);

• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской про­фессии, подготовка и повышение квалификации специали­стов бухгалтерского учета);

• международное сотрудничество (вступление и активная ра­бота в международных организациях, взаимодействие с на­циональными организациями, ответственными за разработ­ку стандартов бухгалтерского учета, и регулирование соответствующей деятельности).

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в стране на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) была разработана по решению Правительства Российской Федера­ции и направлена на повышение качества информации, фор­мируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользова­телям. Концепция была одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

Целью развития в России бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гт.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успеш­ного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности при­сущих ей функций.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим направлениям:

• повышение качества информации, формируемой в бухгал­терском учете и отчетности;

• создание инфраструктуры применения МСФО;

• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, кото­рая включает также статистический и оперативно-техничес­кий учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет - источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобще­ния их в соответствии с задачами, требованиями и методоло­гией каждого вида учета

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.006 с.)