Реформы Петра I, их влияние на развитие учета в стране 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы Петра I, их влияние на развитие учета в стране



С В период правления Петра I страна встала на путь реформ, которые затрагивали и учет. В 1710 г. в газете «Ведомости» появилось новое слово «бухгалтер» (было предложено и русское слово «книгодержатель», но оно не прижилось).

Индустриализация страны была связана с развитием казен­ных металлургических и винокуренных заводов, кораблестрои­тельных и иных предприятий: Учету и контролю уделяется огромное внимание, инструкции по учету издаются как государственные акты. Первый из них датируется 2 января 1714 г. Его положения были обязательными для государственного аппарата и промыш­ленности. Они требовали своевременно делать записи, ежеднев­но вести приходо-расходные книги, а также устанавливали стро­го персональное подчинение ответственных лиц.

Крупнейшим событием в истории русского бухгалтерского уче­та было издание «Регламента Адмиралтейству и Флоту» от 5 апреля 1722 г. Он предусматривал строгую систему натурально-стоимо­стного учета материалов и разрешал делать записи в бухгалтер­ские книги только на основе оправдательных документов. При­ходо-расходная книга по учету материалов должна была вестись в алфавитном порядке по наименованию, с указанием количе­ства и суммы.

Принципы документирования соблюдались и на казенных винокуренных заводах, где также были введены для материаль­ного учета приходо-расходные книги. Специальная книга откры­валась для учета выполненных договоров с подрядчиками.

Огромное развитие получает учет на уральских металлур­гических заводах. Виллим Иванович Геннин (1676—1750) раз­работал законченную систему производственного учета, кото­рая обеспечивала сплошную документацию всех фактов хозяйственной жизни, регулярное проведение инвентаризаций и составление отчетности. Кроме того, он усовершенствовал методику учета затрат с помощью линейной записи. В результа­те в системе учета формировалась аналитическая информация, необходимая для управления структурными подразделениями.

Учет тесно переплетался с планированием, причем вся от­ветственность за простои в производстве возлагалась на управ­ляющих. За несвоевременную подачу заявок на уральских за­водах на виновных налагался штраф.

При этом двойная запись не использовалась, так как учет в натуральных единицах был более понятен.

Наиболее серьезное теоретическое развитие учета было в хозяйствах помещиков. Объектами учета были люди, а скот, пашни, инвентарь учитывались по крепостным крестьянам. Глав­ным методическим приемом была инвентаризация ценностей и людей. Записи заносились в специальные книги или на бирки.

Текущий учет требовал сложной системы книг. Централь­ная книга - табель, который вел староста. В ней учитывалось, сколько времени крестьянин отработал на барщине. Табель был поименный, открывался на каждую деревню. Следующая кни­га — это домашний журнал, в котором записывали в хронологи­ческом порядке смертность, рождаемость, побеги крепостных и т.д. В полевой тетради описывали состояние полей. В хлебной тетради вели запись наличия и движения хлеба. Денежная тет­радь была предусмотрена для учета прихода, расхода и остатка денег. Домовая тетрадь была предназначена для записи долгов. Отдельно заводилась тетрадь поборов с мужиков. И наконец, в последнюю тетрадь записывали то, что не вошло в другие кни­ги. Каждая тетрадь представляла собой бухгалтерский регистр. Ежегодно заводились новые тетради, причем не на основе пре­дыдущих записей, а по данным инвентаризации.

Учет в торговле был также основан на натуральных изме­рителях и велся по простой (униграфической) системе. Главный принцип оценки товаров — по себестоимости (по фактическим затратам на покупку).

Для проведения реформ, в том числе и в области учета, необ­ходимы были грамотные люди, В допетровскую эпоху знания пе­реходили от отца к сыну, от хозяина к приказчику и т.п. Такое учение ценило практику — «умение дела делать, а не слова говорить». При Борисе Годунове хотя и была сделана попытка отправить уча­щихся за границу, но они все там и остались, В 1721 г. Петр I пытал­ся создать коммерческую школу, где бы учились вести книги. Уче­ние в петровской школе рассматривалось как служба. У учителей была обязанность научить, у учеников - научиться. Если обязан­ность не выполнялась, налагались наказания: за отказ отвечать - штраф, за дерзость - бить батогами, за прогул - сажать на цепь.

Реформы Петра I преследовали две цели: усилить кон­троль за сохранностью собственности и увеличить доходы каз­ны. Но эти цели не были достигнуты ни при Петре I, ни после него. Успешному развитию учета мешали догматизм мышления, очень слабое правосознание, низкий уровень грамотности и математических знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.242.200 (0.002 с.)