![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение: процедуры и техникиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оценка переживаний
Личная история клиента выясняется по определенным схемам. Материал структурируется в свете глубинных личных представлений клиента. Личная история важна, но не в смысле прошлых событий и даже не с точки зрения теперешних мыслей клиента, а скорее как информация к размышлению о взглядах и представлениях клиента. Хроника событий также имеет определенное значение, давая фактический материал, с учетом которого можно понять имеющиеся у клиента конструкты. Культура и опыт. Клиницист должен быть осведомлен о культурных различиях, поскольку из культуры клиент черпает информацию об «истине», а также большую часть сведений, используемых в системе личных конструктов. Таким образом, культура контролирует и ограничивает сведения, поступающие к клиенту, однако имеется большое разнообразие способов обращения клиентов с этими сведениями при построении систем конструктов. Культура, к которой принадлежит клиент, должна оцениваться им критически. Принадлежность к той или иной культурной группе проливает свет на конструкты клиентов. Это касается принадлежности к социально-экономическому классу, расовой и национальной принадлежности, истории миграции семьи, планов ухода на пенсию, жалоб, приверженности той или иной конфессии. Хотя клиенты не могут описать собственную культуру как таковую, клиницист способен оценить культурно-социальные детерминанты в процессе направленного расспроса. Личный опыт. Оценка культурного влияния может осуществляться косвенным путем, через исследование группы населения, к которой принадлежит клиент. Первоначальная информация собирается на общедоступном уровне абстракции, и лишь затем затрагиваются психологический и социологический уровни. Расспрос о членах местного сообщества, соседях касается описания популяции, экономики данного сообщества, затронувших его перемен, действующих на его территории религиозных организаций и бытующих нравов, школ и подходов к обучению, возможностей для отдыха. Оценка школы поможет в работе с учащимися в ней детьми. Такая оценка включает осмотр здания, игровых площадок, классных помещений, наблюдение за поведением детей на занятиях, а также беседы с учителями и завучем. Во время этих бесед выявляются конструкты преподавателей, указывающие на возможное направление движения детей. Установки учителей в отношении оценок и ведения записей помогают в выявлении этих конструктов.
Взаимоотношения человека с сообществом следует изучать с позиции индивида. В его жизни имеют значение группы, организации и отдельные люди. Анализируются переживания, связанные с обучением. В случае клиента-ребенка обязательно проводится собеседование с учителями с целью узнать их мнение о возможных проблемах, а также представления о сложившейся ситуации. Взаимоотношения в семье отражают социальные ожидания и обязательно подлежат исследованию. Хотя люди не являются рабами своих биографий, семейная история имеет большое значение, и оценивать ее следует с позиции клиента.
Оценка деятельности
Спонтанная активность. Всякая деятельность является спонтанной и одновременно контролируемой, если она законна и предсказуема. В основе деятельности лежат конкретные интересы индивида. Области спонтанной деятельности соответствуют зонам проницаемых конструктов, то есть зонам с наилучшими условиями для развития. Пассивность, или «леность», является результатом непроницаемого мышления. Анализ спонтанной деятельности клиента, таким образом, представляет собой основную задачу клинициста. Выявление проницаемых конструктов свидетельствует о наличии у клиента способности к психотерапевтическому изменению. Спонтанную деятельность можно изучать с помощью вербального расспроса или путем наблюдения, отнимающего много времени. Способ интерпретации индивидом своих переживаний также имеет значение. Деятельность включает не только физические движения, но и разговор, чтение. Наблюдение за поведением ребенка в группе — задача трудная, но получаемые сведения весьма информативны. Целесообразно также наблюдать за поведением ребенка в семье. Профессиональная принадлежность оказывает большое влияние на приобретение человеком жизненного опыта. Как правило, профессиональная сфера соответствует проницаемым конструктам, показывая, таким образом, те виды изменений, к которым готов данный индивид. Профессиональная деятельность или учеба часто отражают поиск компромисса между интересами и безопасностью. Повседневные ожидания человека подвергаются в ходе профессиональной деятельности экспериментальной проверке. Кроме того, это одно из основных средств, благодаря которому жизненная роль индивида обретает ясность и смысл.
Структурная интерпретация опыта. Биография клиента исследуется пятью способами. Клиент должен осмыслить свою биографию. Знание личной истории позволяет выявить особенности прошлой системы представлений человека, вскрываются ресурсы для потенциальных изменений клиента в случае опровержения существующих конструктов. Биографические сведения указывают некие мерила для проверки конструктной системы клиента. Они проливают свет на существующую систему конструктов. Наконец, клиенту предстоит осмыслить терапевтическую модификацию роли. В связи с этим проводится оценка обстоятельств рождения, созревания и физического ухода, а также поведенческих проблем, межличностных отношений, обучения и профессиональной деятельности. Соматическое здоровье клиента также представляет для психотерапевта интерес, поскольку влияет на его психологическое состояние. Физическое благополучие индивида помогает оценить правильность имеющихся конструктов, а также выбрать инструментарий для исследования мира клиента. Заболевание и инвалидность ограничивают активность человека и требуют психологической адаптации. Реактивируются старые, связанные с зависимостью стереотипы; не исключена регрессия к ранее существовавшим представлениям. Клиницист должен провести структуризацию переживаний клиента. С этой целью он принимает существующую систему представлений клиента и налаживает с ним ролевые взаимоотношения. Таким образом, клиницист получает возможность антиципировать восприятие и действия клиента. Представления клинициста о проблемах клиента формируются путем последовательных приближений. Следовательно, структуризация происходит на этапе предварительных формулировок, в то время как конструирование представляет собой заключительную организацию фактов в хорошо продуманную систему. Первый подход является описательным и ограничен прошлым и настоящим; последний является динамическим и имеет отношение к будущему. При структуризации случая, использовании фактов из биографии клиента широко употребляются перечисленные ниже термины. Это не конструкты, а собирательные термины. Они могут служить заголовками разделов при ведении записей и описании случаев. Поскольку все они указывают на разного рода события, которые клиент должен был предвидеть, их можно считать валидаторами. 1. Матрица фигур (Figure matrix).Сюда относится информация о тех людях, с которыми клиент был близко знаком. Люди — это конструкты фигур,объединенные в матрицу фигур. 2. Взаимоотношения сотрудничества. Этот раздел состоит из сведений относительно участия клиента в социально конструктивных процессах. 3. Характеристики клиента. Под этим заголовком объединены варианты описания клиента теми людьми, с которыми он должен сосуществовать. 4. Внешние групповые идентификации (Externally imposed group identifications).Этот раздел включает сведения о том, каким видится клиент окружающим в плане принадлежности его к группе. 5. Сферы включения и отчуждения. Включение означает желание видеть других похожими на себя; отчуждение — нежелание это делать. В этом разделе перечисляются группы, в которых клиент считается похожим на остальных членов, а также признаки, свидетельствующие об этом сходстве.
6. Внешние стереотипы конфликта и разрешения. Здесь указываются социальные проблемы и конфликты в окружении клиента, которые он переживает и осмысливает. 7. Тематический репертуар. Темы и стереотипы социального мира вокруг клиента, в которых клиент принимает участие. 8. Символьная система. Символьная система включает языковые особенности клиента, связанные с религией, национальностью, использованием пословиц и поговорок и т. п. 9. Обстановка, в которой формируются жалобы. Какие жалобы бытуют в социальном окружении клиента? 10. Подвижность. Сюда относится диапазон или спектр деятельности клиента, в том числе мыслительной, отражающий готовность экспериментировать. 11. Биографические поворотные точки. Имеются ли в фактическом материале из личной истории клиента переломные моменты? Наличие и природа таких перемен говорит о способности клиента к изменению и позволяет прогнозировать способы проявления таких изменений в будущем. 12. Физические ресурсы. Сюда относятся не только личные материальные ресурсы клиента, но и ресурсы сообщества, к которому он принадлежит. 13. Зависимость. Имеются ли ресурсы, от которых клиент зависит настолько, что их утрата нарушила бы весь его жизненный стереотип? 14. Поддерживающий статус. Этот раздел включает сведения о том, в какой мере окружающие нуждаются в клиенте. Клинические конструкты, используемые для объединения или структуризации опыта клиента, имеют важное, но не решающее значение с точки зрения психологии личных конструктов.
Шаги диагностики
Диагностика происходит на стадии планирования работы с клиентом. Работа с клиентом — гораздо более широкое понятие, чем собственно терапия или лечение: она включает все действия с целью повышения благополучия клиента. Существует множество способов интерпретации одних и тех же фактов. Поскольку психотерапевт заинтересован в помощи клиентам, в клиническом диагнозе интерпретируются факты, имеющие отношение к решению проблем клиента, или к перестройке клиента. Формулировка переходный диагноз используется для обозначения переходов в жизни клиента, или мостов между его настоящим и будущим. «Кроме того, мы собираемся активно помогать клиенту в выборе или построении мостов, а также в благополучном их преодолении... Если психолог собирается помочь клиенту, он должен подняться со своего кресла и выйти в путь вместе с клиентом» (там же, р. 775).
Перечисленные выше диагностические конструкты, или параметры, отражают направления движения с точки зрения психотерапевта, они же служат основой для формулировки переходного диагноза. Психология личных конструктов противодействует тенденции применять упреждающие конструкты к человеческому поведению, тенденции, при которой «диагноз зачастую является лишь попыткой втиснуть живого борющегося человека в нозологическую категорию» (там же, р. 775). Вопрос при постановке переходного диагноза заключается не в том, «к какой категории следует отнести данного клиента?», а «Что должно получиться из этого клиента?». Необходим временный упреждающий конструкт для принятия решения о сегодняшнем состоянии клиента, в том числе о целесообразности проведения лечения. При постановке переходного диагноза следует учитывать шесть практических вопросов. В конспективной форме можно представить их следующим образом. I. Нормативная формулировка проблемы клиента. 1) Описание выраженных отклоняющихся поведенческих стереотипов (симптомов). 2) Описание коррелятов этих выраженных отклоняющихся поведенческих стереотипов. 3) Описание приобретений и утрат клиента в связи с симптомами (описание валидизирующего опыта). II. Психологическое описание личных конструктов клиента. 1) Представления клиента о проблемной сфере. 2) Представления клиента о жизненных ролях. III. Психологическая оценка системы личных конструктов клиента. 1) Локализация сфер тревоги, агрессивности (или спонтанного развития) и суженного восприятия. 2) Выборка типов конструктов, которые использует клиент в различных сферах. 3) Выборка типов подхода. 4) Определение восприимчивости клиента и его уровней коммуникации. IV. Анализ среды, к которой предстоит приспособиться. 1) Анализ системы ожиданий, в рамках которой клиенту приходится функционировать в жизненной роли. 2) Оценка социально-экономических особенностей случая. 3) Подготовка информации, которая будет использована в качестве контекстуального материала для помощи клиенту в переосмыслении жизни. V. Определение конкретных пошаговых процедур. 1) Физиологическая интерпретация имеющихся сведений. 2) Другие профессиональные интерпретации имеющихся сведений. 3) Оценка неотложности случая. VI. Планирование исследований и лечения. 1) Выбор центрального психотерапевтического подхода. 2) Назначение клинициста, ответственного за ведение данного случая. 3) Выбор дополнительных ресурсов, которые целесообразно использовать. 4) Назначение консультантов в помощь ответственному клиницисту. 5) Оценка текущего статуса клиента. 6) Установление дат или условий для оценки прогресса консультантами. Вопросы, перечисленные вначале, имеют преимущественно описательный характер; содержащиеся в средней части списка требуют опыта проведения научных исследований; те же, что перечислены в конце, предполагают наличие психотерапевтической подготовки. «Эффективный диагноз — это разумный, обоснованный прогноз, касающийся самочувствия и поведения клиента в различных обстоятельствах, с последующим созданием таких обстоятельств, в которых клиент будет вести себя так, как должен, по нашему мнению, себя вести в данных условиях» (там же, р. 829).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.74.246 (0.009 с.) |