Часть I. Психоаналитические и неоаналитические подходы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Психоаналитические и неоаналитические подходы



 

 

Предисловие к части I

 

Психоанализ и его производные — разнообразные психоаналитические и неоаналитические теории — долгое время причислялись к психодинамической, или глубинной, психотерапии. С приходом клиент-центрированной терапии в 40-50-х гг. и поведенческой терапии в 1960-х важность психоаналитической терапии снизилась. Но психоаналитическая терапия — не путать с классическим психоанализом (четкое следование Фрейду и использование кушетки в ежедневных сессиях) — далека от вымирания. За последние 15 лет несомненно возродился огромный интерес к психоаналитической мысли и ее применению, сопровождающийся выпуском книг по психоанализу. В 1982 г. было основано издательство, специализирующееся на книгах и периодике в этой сфере («Аналитическая пресса»), а в 1983 г. — журнал-обозрение литературы по психоанализу (Review of Psychoanalytic Books, International Universities Press).В 1980 г. появилось тридцать девятое отделение Американской психологической ассоциации — Отделение психоанализа.

Психоаналитическая психотерапия не представляет собой какой-то единого общего подхода. Существуют авторы, с самого начала обособившиеся от Фрейда и его теорий (обоснованных им в его поздних публикациях (Freud, 1029, 1933, 1935)). Это Адлер (Adler, 1927), Фромм (Fromm, 1941), Хорни (Horney, 1937), Юнг (Jung, 1954), Ранк (Rank, 1947), Салливан (Sullivan, 1938). Позже в своих работах психоаналитики Хартман (Hartman, 1958), Эриксон, (Erikson, 1950), Рапапорт (Rapaport, 1959) и Кохат (Kohut, 1971) уделяют особое внимание роли эго, или «я», в развитии человека и его нарушений.

В этой части вы найдете главы о Фрейде, Юнге, Адлере и о теории объектных отношений. Фрейд, Юнг и Адлер, являясь основателями основной аналитической или неоаналитической школы мышления, все еще влияют на психотерапевтическую практику. Теории объектных отношений, хотя и обязаны своим происхождением Фрейду, Юнгу и Адлеру, заслуживают отдельного внимания, поэтому мы посвятили им главу. Создатели этих теорий заставили психоаналитическую теорию перейти от сосредоточенности на патологии и терапии внутриличностных процессов к патологии и терапии межличностных процессов. В это же время Салливан разрабатывал теорию межличностной психиатрии (Sullivan, 1938).

Задача кратко пересказать весь объем написанного Фрейдом, со всеми последующими изменениями, необыкновенно сложна. К счастью, мой английский коллега, доктор Ричард Нельсон-Джоунс, уже выполнил эту задачу в своей книге «Теория и практика консультирования» (Richard Nelson-Jones, 1982) [На русском языке см.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2002. — Примеч. ред. ]. Глава, посвященная Фрейду в данном издании, является сильно переработанным и расширенным — с разрешения автора — материалом Нельсона-Джоунса.

 

 

Глава 1. Психоанализ: Фрейд

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в Фрайберге — маленьком городке в Моравии, в местности, ныне принадлежащей Чехословакии. Он был самым старшим из восьмерых детей, кроме него в семье было еще два мальчика и пять девочек (для его отца это был второй брак). Его отец, торговец шерстью, увез семью в Вену, когда Фрейду было 4 года. В возрасте 9 лет Фрейд поступил в гимназию Сперл (среднюю школу), где был одним из лучших учеников, и с отличием окончил ее в 17 лет.

В то время медицина не интересовала его, но он писал, что «прекрасное эссе Гёте о природе, которое профессор Карл Бруль читал вслух незадолго до моего выпуска из школы привело меня к решению изучать медицину» (Freud, 1935, р. 14). Он поступил на медицинское отделение Венского университета в 1873 г. С 1876 по 1882 г. он работал в лаборатории психологии Эрнста Брюкке, изучая гистологию нервных клеток. В 1881 г. он с отличием сдал выпускные экзамены и получил степень доктора медицины.

В 1882 г. Фрейд приступил к медицинской практике. Но его научные интересы привели его в главную больницу Вены, где он начал исследования в Институте церебральной анатомии. Он хотел изучать нервные заболевания, но оказалось, что учиться он мог только у себя самого. В октябре 1885 г. он поехал в Париж на стажировку и оставался там до февраля 1886 г., обучаясь в больнице Салпетриер (специализирующейся на нервных заболеваниях) под руководством Шарко. Именно там он заинтересовался истерией, которую исследовал Шарко.

По возвращении в Вену Фрейд женился на Марте Бернэ и начал частную практику в качестве специалиста по нервным заболеваниям. Его младшая дочь Анна пошла по стопам отца и стала известным детским психоаналитиком. Его «арсенал терапевта состоял всего из двух оружий: электротерапии и гипноза» (Freud, 1935, р. 26). Скоро он оставил электротерапию (не путать с электрошоком) и начал осознавать ограниченные возможности гипноза.

В начале 1880-х гг. Фрейд близко сошелся с Йозефом Брейером, выдающимся венским врачом, который с 1880 по 1882 г. проводил успешное лечение девочки. Брейер вводил ее в глубокий гипноз и добивался вербализации ее воспоминаний о связанных с эмоциями ситуациях из раннего периода ее жизни. Фрейд начал применять этот метод к своим пациентам в конце 1880-х гг., осознавая «возможность того, что существуют мощные мыслительные процессы, которые тем не менее остаются скрытыми от сознания человека» (Freud, 1935, р. 29). В 1893 г. Фрейд и Брейер написали доклад о методе катарсиса (несдерживаемого и ненаправляемого излияния эмоций), а два года спустя они опубликовали «Исследования истерии» (1895).

В 1890-х гг. Фрейд страдал симптомами невроза, включая приступы депрессии, апатии и тревожности. Кокаин, похоже, ослаблял возбуждение и успокаивал депрессию; Фрейд провел исследование о кокаине. Именно в этот период он написал свою самую оригинальную работу. Он сдружился с Вильгельмом Флейссом, специалистом по заболеваниям горла и носа, который считал основной причиной таких заболеваний сексуальные проблемы и который единственный из всех врачей поддержал Фрейда, когда тот излагал свои теории психосексуального развития.

Фрейд отказался как от гипноза, так и от техники надавливания руками на голову пациента, которую он иногда использовал одновременно с гипнозом, однако он продолжал работать с пациентами, сидя в кресле позади них, в то время как они лежали на кушетке. (Оказывается, такая позиция была выбрана не по каким-то теоретическим или эмпирическим причинам, а потому что Фрейду неприятно было постоянно чувствовать на себе пристальный взгляд пациентов, чьи посещения иногда отнимали до 12 часов в день.) Фрейд писал: «Я не выношу, когда на меня пристально смотрят по восемь (или больше) часов в день шесть дней в неделю» (Rieff, 1965, р. 146). Фрейд провел самоанализ, который послужил материалом для его первой большой книги — «Толкование сновидений» (1900/1913), и выявил у себя любовь к матери и ревность к отцу, свидетельствующие о состоянии, которое он считал повсеместным и назвал термином «эдипов комплекс». Другая большая работа, «Три очерка по теории сексуальности» (1905/1962), исследует развитие сексуальности с самых ранних ее проявлений в младенчестве.

Неврозы, которые развивались у солдат, участвовавших в Первой мировой войне, поставили под вопрос теории Фрейда о связи психосексуального развития и невроза. Он начал разрабатывать теорию общей характеристики личности, включая предположение о том, что агрессия, как и секс, является важным подавляемым импульсом. В 1920-х гг. он сделал попытку понять общество с биологической точки зрения, не принимая во внимание влияние культуры. «Он становился все более пессимистичным, и его последняя работа о терапии, "Анализ ограниченный и неограниченный" (опубликованная в 1937 г.), завела его биологическое мышление в логический тупик» (Thompson, 1957, р. 14).

Через три месяца после захвата Австрии нацистами в 1938 г. Фрейд, по национальности еврей, покинул Вену и перебрался в Лондон. Фрейд обычно выкуривал по 20 сигар в день, и в 1923 г. оказалось, что у него рак челюсти. До конца своих дней он жил с болью, ему сделали 33 операции на челюсти. Он умер в Лондоне 23 сентября 1939 г.

Ближе к концу жизни Фрейд оценил проделанную работу: «Оглядываясь назад, глядя на разноцветное полотно своих трудов, могу сказать, что я сделал немало начинаний и отверг множество предположений. В будущем они будут продолжены, хотя я не знаю, насколько большим будет это продолжение. Тем не менее я надеюсь, что открыл путь, который позволит нашим знаниям существенно продвинуться» (Freud, 1935, pp. 129-130).

 

 

Становление и развитие

 

Более 40 лет Фрейд развивал свою теорию личности. Он написал огромное количество трудов, а разнообразные и меняющиеся аспекты его теории неохватны.

Томпсон (Thompson, 1957) разделяет годы с 1895-го по 1939-й на четыре периода. Первый период, примерно с 1895-го по 1900-й — это годы сотрудничества с Брейером. В это время зародились его теории бессознательной мотивации, подавления, сопротивления, переноса, тревожности и этиологии неврозов, которые основывались на его работе с пациентами с использованием гипноза и свободных ассоциаций или катарсиса. Эти методы стали основой психоанализа. Томпсон (Thompson, 1975, р. 5) замечает: «Я думаю, что это был период наибольшей творческой активности Фрейда. Ни одна теория, разработанная им позже, не может сравниться по совершенству с его ранними открытиями».

Второй период, с 1900 примерно до 1910 г., был периодом развития фрейдовской теории сексуальности — от идеи, что причиной невроза является сексуальная травма, до предположения, что наиболее важным для этиологии является сексуальное развитие, — теории первичного инстинкта или теории либидо. Он считает самыми главными сексуальность (продолжение и сохранение рода) и инстинкт самосохранения. Брейер поссорился с Фрейдом в начале этого периода, после длительных и сложных отношений, в процессе которых Фрейд отказался от гипноза.

Третий период, продолжавшийся с 1910 г. и до ранних 1920-х гг., начался с атаки Адлера на теорию сексуальности Фрейда и «дезертирства» Юнга в 1913 г. Признание важности агрессии как внутреннего импульса заложило основу второй теории инстинктов, окончательный вариант которой был представлен в начале 1920-х гг. Агрессия и стремление к повторению связаны с Танатосом — инстинктом смерти, в то время как либидо и самосохранение — это части Эроса, инстинкта жизни. В этот период также зародилась теория общей характеристики личности (Ид, Эго и Суперэго). В методах терапии больших изменений не произошло.

Во время четвертого периода, с середины 1920-х до 1939 г., Фрейд концентрировался на методах терапии и на расширении терапевтической практики. Тем не менее новых методов не появилось. Интересы Фрейда перешли от терапии на общество, и в своих работах он скорее объяснял свои уже существующие теории, чем создавал новые. Изменения в методах терапии были внесены последователями Фрейда: Ранком, Ференци, Райхом, Салливаном, Хорни и Фроммом; последние трое включили социальный и культурный элементы в теорию и практику психоанализа.

 

 

Философия и концепции

 

Научный подход Фрейда основывался на биологии, что является логичным результатом изучения им медицины, а также характерным признаком времени, в которое он начинал работать. Его теории инстинктов отражают его интерес к биологии.

Инстинкты. Психическая энергия — то же самое, что энергия физическая. Каждая из них может превращаться в другую. Инстинкты составляют психическую энергию, представляя собой переход физической энергии в психическую. Объединение энергии в действии или образе с целью удовлетворения инстинкта составляет объектный катексис (object-cathexis).Инстинкты управляют и направляют поведение, цель которого — удовлетворение потребностей, возникших из инстинктов. Потребности создают напряжение, а поведение направлено на снижение этого напряжения. Напряжение неприятно; снижение напряжения доставляет удовольствие. Эта концепция удовлетворения потребностей и есть «принцип удовольствия», попытка максимально снизить напряжение и возбуждение.

В теории психоанализа мы без колебаний признаем, что происходящее в сознании автоматически регулируется принципом удовольствия. То есть мы верим, что толчком к началу этих процессов служит неприятное напряжение и что они двигаются в таком направлении, которое бы в конце концов привело к снижению этого напряжения — то есть либо к снижению неудовольствия, либо к увеличению удовольствия (Freud, 1920/1950, р. 1).

Превосходство принципа удовольствия ослабляется, поскольку ему противостоят другие силы, и конечный результат не всегда удовлетворяет стремление к удовольствию.

Существует множество инстинктов, но они все могут быть разделены на две группы: Эрос и Танатос. Эрос — это инстинкт жизни, самосохранения и сохранения рода, любви к себе и любви к объекту. Энергия этого инстинкта называется либидо. Инстинкты Эроса «стремятся объединять и умножать все живое», в то время как инстинкты смерти «противостоят этим попыткам и ведут живое назад к неорганическому существованию» (Freud, 1933, р. 140). Танатос — это инстинкт смерти и разрушения. Он включает в себя агрессию и навязчивые действия — автоматическое повторение более ранних ситуаций с целью совершенствования и контроля над ними; навязчивые действия могут быть сильнее принципа удовольствия. Инстинкт смерти — это навязчивое стремление повторить раннюю неорганическую стадию существования до момента возникновения жизни. «Цель всей жизни — смерть» (Freud, 1920/1950, р. 38). Агрессия направлена прежде всего на себя; она обращается на других в целях самосохранения.

Инстинкты — источник энергии поведения — составляют динамику личности. Базовые инстинкты могут действовать совместно или друг против друга. Эволюция цивилизации отражает борьбу между Эросом и Танатосом в человеческом роде. Вопрос заключается в том, сможет ли Эрос себя утвердить. «Но кто может предвидеть, на чьей стороне будет успех и к чему это приведет?» (Freud, 1930/1962, р. 92).

Бессознательное и сознание. Часть жизни человека проходит вне сознания. Бессознательное влияет на переживание и поведение, содержит некоторые факты или впечатления, неприемлемые для осознания, а также те, которые сравнительно легко могут быть осознаны. Неприемлемый для осознания материал устраняется из сознательного мышления, вовсе не допускается в сознание либо вытесняется из него. Приемлемый материал располагается в части бессознательного, получившей название «предсознательного» (preconscious).Материал может оставаться в предсознании, не вызывая проблем, и обычно становится осознанным без терапии. Предсознание можно представить себе как экран между сознанием и бессознательным. Бессознательный материал может быть модифицирован и появляться в сознании в искаженном виде, как в сновидениях.

Сознание выполняет функцию органа чувств для восприятия психических качеств. В отличие от двух видов бессознательного, сознание не обладает памятью, и состояние сознания очень кратковременно. Материал осознается, или перетекает в осознающий орган чувств по двум направлениям: из внешнего мира и из внутренних процессов. Речь позволяет осознавать эти внутренние события как последовательность мыслей и интеллектуальных процессов (Freud, 1923/1962, 1949).

Бессознательное представляет собой фигуру речи и не может быть локализовано в какой-либо области тела. Вместе с тем «слово бессознательное все чаще употребляется в значении психической области, а не качества, присущего психическим явлениям» (Freud, 1933, pp. 104-105).

 

Структура личности

 

Личность состоит из трех основных систем: Ид, Эго и Суперэго. Хотя каждая из этих систем имеет собственные функции, принципы действия, динамику и механизмы, все три тесно взаимодействуют между собой. Поведение обычно является результатом взаимодействия этих систем.

Ид. Ид — это исходная система, из которой выделились Эго и Суперэго. Оно включает все унаследованное и конституциональное, в том числе инстинкты, дающие энергию двум другим системам. Ид стремится к удовлетворению инстинктивных потребностей исходя из принципа удовольствия. Ид есть «истинная психическая реальность», поскольку оно представляет внутренний мир переживаний и не имеет доступа к объективной реальности. Его психические процессы первичны,они представляют собой хаотичные попытки достичь немедленного удовлетворения, обеспечивая индивида мысленными образами объектов, необходимых для удовлетворения потребностей или для исполнения желаний. Галлюцинации и видения психически больных служат примерами первичных процессов. Ид есть «хаос, котел, бурлящий страстями», который «не знает ценностей, добра, зла или морали» (Freud, 1933, pp. 106-107). Ид не руководствуется логикой; оно содержит противоречивые, но сосуществующие импульсы. Это первичная субъективная реальность человека на уровне бессознательного. Ид есть вместилище бессознательного.

Эго. Эго является частью Ид, претерпевшей модификацию под влиянием внешнего мира. Оно развивается из Ид в силу потребности организма совладать с реальностью для удовлетворения инстинктивных потребностей. Хотя Эго пребывает в поиске удовольствия и избегает неудовольствия, оно находится под влиянием принципа реальности,который состоит в отсрочке немедленного удовлетворения в связи с социальными требованиями. Оно действует посредством вторичных процессов:восприятия, решения проблем и вытеснения — иначе говоря, на основе реалистичного, логического мышления и исследования реальности.

Эго есть исполнительная часть личности, опосредующая и примиряющая требования Ид, Суперэго и внешнего мира. С помощью Суперэго Эго трансформирует мощные требования Ид в более слабые, приемлемые для Эго, за счет сублимации и реактивных образований. Вместе с тем Эго получает энергию от Ид и не может существовать независимо от него, его функции состоят в служении Ид, а не его фрустрации. Большая часть Эго пребывает в бессознательном состоянии; а некоторый материал находится в предсознании и легко может быть осознан.

Суперэго является частью Эго, которая включает стандарты общества, сформированные преимущественно под влиянием родителей в раннем детстве. Кроме того, Суперэго содержит поздние, не родительские влияния и собственные идеалы человека. Совесть является одной из подсистем Суперэго; другой подсистемой является Эго-идеал индивида. Инкорпорация родительских и социальных стандартов получила название интроекции. «Суперэго содержит в себе все моральные ограничения, побуждает стремиться к совершенству, короче говоря, это все, что мы сумели психологически усвоить из так называемой высшей половины человеческой жизни» (Freud, 1933, р. 98).

Суперэго пытается затормозить импульсы Ид (в особенности сексуальные или агрессивные), убедить Эго заменить реалистичные цели моралистическими, стремиться к совершенству. Оно противостоит Ид и Эго. Его попытки блокировать, а не просто контролировать влечения являются иррациональными. Люди, в первую очередь, заняты борьбой со своими инстинктами. Большая часть Суперэго бессознательна.

 

Развитие личности

 

Ребенок проходит ряд стадий развития, связанных с сексуальностью. Термин сексуальный относится к широкому спектру видов поведения, включая как импульсы нежности, часто называемые любовью, так и удовольствие от раздражения эрогенных зон тела. Сексуальный импульс есть сексуальный аспект либидо. Термин генитальный обозначает сексуальное поведение с целью воспроизводства себе подобных. Сексуальная жизнь начинается вскоре после рождения; сексуальное поведение не возникает неожиданно в период полового созревания. Существуют четыре стадии сексуального, или личностного, развития. Первые три являются догенитальными, а четвертая — генитальная. Между догенитальными и генитальной стадиями располагается латентный период.

Лица обоих полов имеют элементы противоположного пола, поэтому все индивиды бисексуальны; таким образом, гомосексуальность является врожденным качеством, окончательно же сексуальное поведение определяется конституциональной предрасположенностью, жизненным опытом и ограничениями в том или ином направлении. Как женщины, так и мужчины с детства имеют бисексуальные наклонности.

Оральная стадия. Первым источником удовольствия для младенца является оральный, связанный с ротовой полостью. Оральная стадия начинается с поглощения пищи в процессе сосания. Фиксация на сосании выражается в таких характерологических чертах, как пассивность, доверчивость, оптимизм и интерес к приобретению знаний или материальных ценностей, что составляет орально-рецептивный характер. Позднее наступает стадия кусания и жевания. Фиксация на стадии кусания приводит к таким чертам, как агрессивность, эксплуататорское поведение, склонность к спорам и сарказму — орально-садистическому характеру.

Анальная стадия. В течение второго года жизни в связи с функциями удаления продуктов жизнедеятельности развивается катексис (инстинктивные силы, ищущие разрядки) и противокатексис (силы, блокирующие эту разрядку), что сопряжено с первым опытом внешней регуляции инстинктивных импульсов, в том числе откладывания удовольствия от устранения анального напряжения. Чересчур строгое обучение навыкам опрятности может привести к развитию таких особенностей, как упрямство и скаредность — ретенционному характеру. Или ребенок может находить выход в неадекватных вспышках гнева, что способствует развитию таких черт, как жестокость, враждебность и деструктивность. Если эти вспышки вознаграждаются и привлекают повышенное внимание матери, может быть подготовлена почва для продуктивности и креативности в последующей жизни.

Фаллическая стадия. Во время фаллической стадии развиваются сексуальные и агрессивные чувства, связанные с половыми органами, в том числе мастурбация. Появляется комплекс Эдипа или комплекс Электры:у мальчика развивается объектный катексис к матери, ревность и враждебность к отцу, у девочки — наоборот. У мальчика возникает страх кастрации отцом, в то время как девочка полагает, что подверглась кастрации, и винит в этом свою мать. Мальчик вытесняет желание к своей матери и враждебность к отцу, с которым он идентифицируется; Суперэго достигает своего конечного развития. Девочка переносит прежнюю любовь к матери на своего отца, хотя ее любовь окрашена завистью: ведь отец обладает тем, чего нет у дочери. Комплекс Электры не вытесняется, а преобразуется в процессе взаимодействия с реальностью и со временем ослабевает.

Эдипова ситуация часто куда сложнее по причине бисексуальных наклонностей ребенка. Чувства ребенка к родителю того же пола могут быть двойственными. «У представителей обоих полов относительная сила мужских и женских сексуальных склонностей определяет исход эдиповой ситуации: будет ли это идентификация с отцом или с матерью» (Freud, 1923/1962, р. 23).

Латентный период. Во время латентного периода, с 5-6 лет до полового созревания, сексуальные импульсы вытесняются, развиваются сексуальные запреты. Происходит сублимация сексуальных импульсов.

Генитальная стадия. Половое созревание реактивирует догенитальные импульсы; если эти импульсы замещены или сублимированы Эго, человек переходит на зрелую генитальную стадию. Генитальные зоны первичны. Нарциссизм догенитальных стадий канализируется в выбор объекта. Подросток начинает испытывать к окружающим альтруистическую любовь. Развиваются сексуальная привлекательность, социализация, групповая деятельность, профессиональная ориентация и подготовка к созданию семьи. Индивид превращается из нарциссического, ищущего удовольствия ребенка в ориентированного на реальность социализированного взрослого. Не существует четких границ между стадиями, конечный результат включает вклад, полученный на ранних стадиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.043 с.)