Стадия развития Отражаемые аспекты Формы научения Структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия развития Отражаемые аспекты Формы научения Структура



Психики реальности активности

---------------------------------------------------------------------------------------------- Допсихическая стадия Физические Нет научения Нет деятельности

воздействия

Элементарная

Сенсорная психика Отдельные Условный рефлекс Однофазная активность

Свойства

Объектов

Перцептивная Целостные объекты Оперантное Выделение операций

Психика научение

 

Интеллект Ситуации Подражание Перенос операций

Инсайт с одной деятельности на другую

 

Сознание Объективные Викарное научение Выделение действий

Устойчивые свойства Научение через речь

Реальности вне их рассуждение

Связи субъективным

состоянием

 

 

Мозг и психика

Вся психическая деятельность связана с рефлексами. Мозг, как кусок высокоорганизованной материи, является материальной основой рефлекторного характера психики. На протяжении многих веков, вплоть до 16 века, строение мозга трактовалось по-разному. Во многих работах философов, структура мозга представляла собой – совокупность способностей. Вся деятельность человека представлялась результатом трех основных свойств мозга - способностями мозга:

 

1. Способность восприятия и воображения

2. Способности интеллекта

3. Способности памяти

 

Вплоть до 18 века ученые полагали, что эти три способности размещаются в трех мозговых пузырях (желудочках). Эти желудочки рассматривались как:

1 желудочек – орган восприятия и воображения

2 желудочек – орган мышления и интеллекта

3 желудочек – орган памяти

Все остальное, т.е. весь мозг – считалось стенками желудочков и придатками их. В качестве основного механизма работы мозга считалось психическая пневма, а желудочки это резервуар этой пневмы, нервы же служат трубками распространения этой пневмы по организму.

Первым, кто впервые и отчетливо попытался представить механизм взаимоотношения организма со средой через нервную систему, был французский философ Рене Декарт. Он полагал, что внешние воздействия натягивает нити, идущие от органов чувств к мозгу. Благодаря движению этих ниточек, происходит смещение клапанов внутри мозга. Пневма перемещаясь между желудочками, приводит в движение новые ниточки. Они в свою очередь, натягиваясь, сокращают мышцы, и тем самым, обеспечивают движение различных частей тела. Декарт, рассматривал организма как машину, действующую по принципу не сложных механических устройств того времени (часы, кузнечный мех), и работу мозга он отождествлял с уровнем науки второй половины 17 века. Главным его открытием является понятие рефлекса, он выдвинул идею рефлекторной обусловленности работы мозга.

В дальнейшем в середине 18 века, стало возможным проводить эксперименты над животными, и чешский физиолог и анатом Прохасско, подтвердил Декарта в том, что центральная нервная система, в том числе и мозг, работают по принципу рефлекса. Во Франции физиологи, путем удаления у животных отдельных частей головного мозга, сшивания различных нервов, установили, значение головного мозга в поведении животных.

Спустя 200 лет после Декарта, русский ученый физиолог И.М. Сеченов опубликовал свою книгу «Рефлексы головного мозга», где доказал, что все действия мозга связаны с сознательной и бессознательной жизнью мозга, происходят рефлекторно. Сеченов доказал, что деятельность мозга подлежит физиологическим исследованиям, и ничего сверхъестественного в психической деятельности нет.

Следующий этап в изучении мозга связан с работой русского физиолога И.П. Павлова. Он ввел понятие условных рефлексов, и всю жизнь посвятил «изучению функционирования мозга» (причинно-обусловленная связь).

Психика человека – социально обусловленный феномен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сводить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотношение психики и физиологических процессов – взаимоотношение идеальное и материальное.

Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности. Специфика работы человеческого мозга состоит в особом способе кодирования поступающий извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике.

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на:

1. Экзопсихика - это та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к организму реальность.

2. Эндопсихика – это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма.

3. Интропсихика – это часть психической реальности, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сон.

Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и реагировать поведение в процессе адаптации – приспособление к реальности.

 

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях:

1. Бессознательный уровень психической деятельности - представляет собой врожденную инстинктивно- рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода). Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

2. Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно- эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения. Подсознание имеет многоуровневую структуру: а) автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). В подсознание вытесняются и различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии. Они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Высшая сфера подсознания – интуиция (сверхсознание) – это процесс мгновенных озарений.

3. Сфера сознания – сфера знаний, культурной социализации личности. Она контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Сознание человека – механизм понятийной регуляции его деятельности (форма активности) и поведения.

 

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом

Строение мозга

Головной мозг животных и человека варьируется как по абсолютным, так и по относительным размерам. Н-р, самым большим мозгом среди млекопитающих обладает слон – 5 кг, однако вес мозга составляет лишь 1/500 от веса его тела. Таким образом, абсолютная масса мозга не может служить критерием интеллектуального потенциала живого существа. Вес мозга человека около 1400г и составляет 1/40 веса его тела. Но относительный вес мозга мыши составляет 1/23. Значит, и относительная величина мозга также не свидетельствует о психическом развитии организма. Головной мозг человека это «государство в государстве». Будучи главным регулятором всех физиологических функций организма, он одновременно служит основой, на которой реализуется сознание, способен параллельно перерабатывать массивы информации. На карте мозга и сейчас больше «белых пятен», чем исследованных участков.

Структура мозга:

1. Ствол мозга – самый эволюционно древний отдел головного мозга. Он включает в себя: Продолговатый мозг, Варолиев мозг, Средний мозг:

· Продолговатый мозг – включает в себя центры, которые регулируют сердцебиение, сосание, жевание, глотание, кашель.

· Варолиев мозг находится выше продолговатого мозга, там расположены центры, ответственные за мигание, моторику кишечника.

· Средний мозг – представляет собой передаточный центр, через который проходят пучки нервных волокон.

 

2. Мозжечок (обозначает «маленький мозг») – расположен позади Варолиева мозга и прикрыт корой больших полушарий. Мозжечок отвечает за координацию движений. Ядра ретикулярной формации, образования, тянущегося вдоль всего ствола мозга, выделяют нейромедиаторы. Функция ретикулярной формации заключается в активизировании коры мозга, при этом происходит «фильтрация» поступающей информации на более или менее неотложную.

3. Продолжением среднего мозга является промежуточный мозг. Он включает в себя таламус, гипоталамус, лимбическую систему, миндалены, гиппокамп. Над стволом мозга находится:

· Таламус – парный орган в форме двух яйцеподобных образований. Таламус является центральным «пультом управления» мозга, через который связаны все его органы и системы.

· Гипоталамус – регулирует физиологические потребности организма. Особенностью гипоталамуса является то, что этот орган образует прямые связи со всеми другими мозговыми структурами. Он имеет миниатюрные размеры, однако в его функции входит так же синтез важнейших гормонов, которые секретируются гипофизной железой, прикрепленной у его основания. Именно в недрах гипоталамуса Дж. Олдс и П. Милнер обнаружили так называемый «центр удовольствия». Если вживить в эту область электрод и дать экспериментальному животному (крысе) возможность самостоятельно стимулировать ее, то крыса проявляет фантастическую активность. Частота нажатий достигает 7 тысяч в час, крысы стимулируют «центр удовольствия» до тех пор, пока не падали от изнеможения.

· Лимбическая система – представляет собой пучок волокон, связывающий воедино переднюю часть гипоталамуса, гиппокамп и миндалены. Гиппокамп играет большую роль в эмоциональных процессах и процессах памяти. Когда обезьян хирургическим путем лишают гиппокампа, они забываю все, что происходило с ними в течение последних месяцев.

· Миндалины – два парных сгустка нейронов – участвуют в регуляции агрессии и страха (реакции типа «нападай» или «беги»). Если стимулировать различные области миндалины у животных с помощью электрода, то можно добиться того, что обычно трусливое животное – мышь, будет отчаянно набрасываться на кошку, а та, в свою очередь, станет сжиматься от ужаса перед маленькой мышкой.

· Передний мозг – расположен над более древними структурами ствола и промежуточного мозга, у человека достигает максимальных размеров и становятся главным управляющим уровнем. У человека вес переднего мозга составляет 80% всей массы мозга. Передний мозг состоит из двух полушарий, покрытых корой. Белое вещество больших полушарий включает в себя группу ядер, участвующих в координации двигательных реакций. Серое вещество, образованное в основном телами нейронов и дендритами (этим и объясняется его серый цвет), покрывает собой большие полушария, собираясь в складки. Складки коры, называемые извилинами, позволяют ей разместиться в черепной коробке (площадь коры составляет около 2500 кв. см). Если бы природа не додумалась до такого эргономического решения, голова взрослого человека имела бы размер телевизора с диагональю экрана 72 см. Именно на кору больших полушарий мозга возложена обязанность осуществления сложных, собственно человеческих психических функций, в том числе и сознания.

 

Кора головного мозга

Кора больших полушарий представляет собой слой нейронов толщиной около 3 мм. Кора каждого полушария образует шесть обособленных долей, разграниченных бороздами. Лобная, теменная, височная и затылочные доли, а островок и доля мозолистого тела спрятаны на внутренних поверхностях больших полушарий.

В коре больших полушарий выделяют зоны трех типов:

· Сенсорные зоны – получают информацию от рецепторов. Сенсорные зоны имеются в разных долях коры. Зона общей чувствительности находится в теменной доле, зрительная зона – в затылочной, слуховая - в височной, вкусовая - в нижней части теменной доли. Повреждение какой-либо из этих зон приводит к блокаде сенсорных сигналов от соответствующих органов чувств. При поступлении сенсорной информации поток нервных импульсов достигает коры.

· Моторные зоны – посылают в нижележащие структуры команды, управляющие движением. Область, отвечающая за произвольные движения, расположена в лобной доле. Отходящие от нее волокна направляются в спинной мозг и оттуда – к мышцам.

Эти зоны называют проекционными, так как они формируют своеобразные карты, на которых специфические участки коры соответствуют частям тела, которыми они управляют или информацию от которых получают.

· Ассоциативные зоны коры мозга человека занимают до 75% ее площади. Данные области коры больших полушарий можно охарактеризовать как «неспецифические». Эти участки коры не задействованы в выполнении первичных моторных и сенсорных функций. Долгое время считалось, что ассоциативные зоны коры – это балласт мозга. Отсюда возникло мнение, что в повседневной жизни человек использует лишь малую часть потенциала мозга. На самом деле в них идет самая кропотливая обработка информации. Эти зоны представляют собой интерес для психологов, так как они принимают участие в протекании высших «корковых» процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Эти зоны лобных долей необходимы при планировании действий. Повреждение лобных долей делает человека неспособным к выходу ха пределы конкретной ситуации, он начинает жить исключительно «здесь и сейчас», хотя в остальном его умственные способности остаются неизменными. Установлено, что при поражении зоны Брока (находятся в передней лобной доле левого полушария) человек теряет способность правильно произносить слова, а при поражении зоны Вернике (находится в височной доле левого полушария) – понимать обращенную к нему речь.

 

Важно отметить, что в мозге нет конкретной структурной организации, которая соответствовала бы категориям нашего поведения или субъективным состояниям. Так, в ассоциативной коре нет участков, где рождаются мысли или воспоминания. Даже в осуществлении простых психических функций вовлечено множество структур мозга. В случае же сложных психических процессов уместнее говорить о вариативных функциональных системах, обслуживающих то или иное действие.

 

Межполушарная ассиметрия

Передний мозг состоит из двух полушарий. Они похожи друг на друга. Каждая половинка имеет собственные проекционные сенсорные и моторные зоны. Долгое время считали, что полушария как бы дублирую друг друга. Причем главенствующая роль приписывалась левому полушарию. На сегодня господствует точка зрения о специфических функциях левого и правого полушария.

Полушария соединяются мозолистым телом - мощным пучком проводящих волокон. Исследования Р. Сперри и М Гзззениги показали, что при рассечении мозолистого тела, которое еще недавно практиковалось для лечения ряда нарушений, например, эпилепсии, происходят необычные вещи.

Если поместить некоторый предмет в левое поле зрения или вложить его в левую руку испытуемого с рассеченным мозолистым телом (в этом случае информация поступает только в правое полушарие), он не может сказать, что именно он держит или видит. Может быть, он не узнает предмет? Однако, если дать испытуемому подержать предмет в левой руке некоторое время, а потом положить его в мешок и попросить найти именно тот предмет, который уже побывал в его руке, он безошибочно выполнит задачу. Более того, если дать такому человеку подержать в левой руке крупные карманные часы (которые, он, как мы уже знаем, не сможет назвать), а потом протянуть мешок, где среди прочих предметов будут только наручные часы, он вынет именно их. Таким образом, правое полушарие мозга не может нормально пользоваться речью, но запоминает информацию и даже образует понятия («часы»), т.е. мыслит.

Особые функции правого полушария становятся очевидными, если поменять процедуру так, чтобы информация поступала только в изолированное левое полушарие мозга. При таком условии левое полушарие не справляется с заданиями на пространственное и «ручное» мышление. Н-р: не удается правой рукой построить фигурку из кубиков или сложить по предложенной схеме лист бумаги. Самое интересное, что у животных подобных эффектов при расщеплении мозга не наблюдается.

Таким образом, люди располагают как бы не одним мозгом, а двумя. Каждый из них в принципе достаточен для первичной ориентации во внешнем мире. Данные свидетельствуют о том, что левое полушарие активно при решении вербальных или символических, а правое – при решении пространственных и образных задач. Однако по-настоящему эффективная работа мозга возможна лишь при совместной работе обоих полушарий.

 

Человеческий организм представляет собой совокупность клеток (костные, мышечные, нейронные), которые нанизаны на два каркаса – скелет и мышцы. Благодаря им, удерживаются все человеческие клетки.

1 система управления, находящаяся на уровне деятельности организма - является гумаральная (химическая система). Эта система связана с деятельностью эндокринных желез, которые вырабатывают особые вещества – гормоны. Химическим центром мозга является – гипофиз, эта железа которая выделяет гормоны роста, активизирует деятельность всего организма. К числу других важных желез относится: щитовидная, околощитовидная, поджелудочная, надпочечные, половые, эндокринные (вовнутрь), т.е. железы внутренней секреции, которые выделяют гормоны в кровь, и разносят вместе с кровью по всему организму.

2 система – вегетативная. Ее деятельность осуществляется на подсознательном уровне и тесно связана с работой спинного мозга. Сам по себе спинной мозг, представляет туго-сплетенный кабель, состоящий из миллиардов нервных волокон, идущих как к органам так и к головному мозгу. Эта система имеет две подсистемы: симпатическую и парасимпатичскую. Деятельность их направлена друг протии друга. Взаимодействие этих подсистем уравновешивает деятельность внутренних органов. Если симпатическая система усиливает деятельность кишечника, то парасимпатическая – ослабляет ее (принцип игрушки ваньки-встаньки, коромысла).

3 система - центральная (ЦНС) – состоит из спинного и головного мозга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.022 с.)