Три формы психологических знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три формы психологических знаний



Психологическое знание в широком смысле (представления о душевных качествах и принципах поведения людей) вкраплено в художественном творчестве, социальных практиках и быту человека. Существуют три формы психологического знания:

1. Житейское (обыденное) – знание о психике приобретается отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Оно материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений «народной мудрости». Житейские знания носят фрагментарный характер и внутренне противоречиво. Практически для каждой поговорки можно найти противоположную по значению («Семь раз отмерь – один раз отрежь» - «Куй железо пока горячо»; «Ум хорошо, а два лучше» - «У семи нянек дитя без глаза»). Причина такого явления лежит в том, что житейское знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя мира». Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов, которые не могут отражать все многообразие, всю сложность реальных психологических закономерностей. Они не систематизированы, не имеют вербализованной логической аргументации.

2. Художественное психологическое знание – художественное отражение психологической реальности существенно иное, оно отражает уникальное авторское видение, существует в форме художественных произведений, где в образном, эмоционально насыщенном описании единичного художник говорит об универсальной сущности человеческой природы. Художественное познание относится к одному волнующему автора вопросу о психической жизни личности. Оно насыщает житейское образами, моделями поведения, способами интерпретации, обогащает душевную жизнь человека тем опытом, который лично он не переживал в реальности, позволяет пройти через предельные психологические состояния и смыслы.

3. Научное знание – в отличии от житейского и художественного возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практически не наблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии (профессиональное обучение, конференции, научные журналы).

Принципы психологии

 

Это основные проверенные временем и практикой положения, определяющие ее дальнейшее развитие и применение. К их числу относятся:

 

1. Принцип детерменизма - все внешние воздействия преломляются чрез внутренние условия.

2. Принцип единства сознания и деятельности – сознание формируется и преломляются в деятельности.

3. Генетический принцип – психика от рождения и до смерти человека формируется, развивается и видоизменяется.

Методы психологии

Термин «метод» - имеет два значения:

1. Метод как методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, исходная, принципиальная позиция как подход к исследованию. Методологической базой научной психологии является гносеология (теория познания), которая рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, возможности познания человеком мира, критерии истинности и достоверности знания. В основе методологии психологических исследований лежат принципы детерменизма, развития, связи сознания и деятельности, единства теории и практики.

2. Метод как специальный прием, путь ведения исследования, средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ.

 

Совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании (психологическом) и определенных соответствующей им методологией, называется методикой.

 

Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» - писал С.Л. Рубинштейн. Специфика человека как объекта исследования представляет определенные требования к методам психологии и накладывает на них ряд ограничений:

1. Человек как объект исследования способен ставить перед собой новые цели, отличные от тех, которые предписываются ему экспериментальной процедурой, порождать «свое видение экспериментальной ситуации» и действовать адекватно ему, а не внешним требованиям.

2. Человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом самосознания. В любой момент своей жизни человек способен измениться (т.е. изменить себя), стать другим. Он может сам целенаправленно не только развивать свои познавательные и регулятивные психические функции (память, творческое мышление, управление течением эмоциональных состояний), но и совершенствоваться как личность (повысить уверенность в своих способностях, перестроить иерархию мотивов, выработать определенную черту характера). Невозможно выносить суждения о свойствах и закономерностях человеческой психики.

3. Важной особенностью является преимущественно реконструктивный характер психологических исследований. Психику нельзя наблюдать непосредственно. Отсюда критическую значимость приобретает создание адекватных косвенных процедур исследования, на основании которых возможно построение реконструкций ненаблюдаемых прямо явлений.

 

Современная психология располагает широким арсеналом методов, которые продуктивно учитывают специфику психики как предмета исследования.

Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Все методы могут быть разделены на две основные группы:

1. Субъективные методы – основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Это наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Метод наблюдения – он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Предполагает в психологии полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание.

Оно бывает: включенным – что предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой; невключенным – предполагает наблюдение без взаимодействия с изучаемым человеком или группой;

Самонаблюдение - это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами. К недостаткам относятся: а) наблюдать свои переживания трудно, так как они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются; б) очень трудно избежать субъективизма, так как наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску; в) трудно выразить некоторые оценки наших переживаний.

Применяется в условиях эксперимент где приобретает наиболее точный характер и называется экспериментальным самонаблюдением.

 

Выделят: а) сплошное наблюдение – охватывает одновременно многие стороны поведения человека в течение длительного времени; б) выборочное наблюдение – охватывает какую-либо сторону поведения человека или поведения в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени.

По условиям организации, наблюдение делятся: а) лабораторное (осуществляемые в искусственных и контролируемых исследователем условиях); б)полевое (проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации).

Опрос – представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяю три основных вида опроса:

А) Устный опрос – применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Он позволяет глубже чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого.

Б) Письменный опрос – позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкета.

В) Свободный опрос – при нем перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

Г) Социометрический опрос – нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах.

По процедуре проведения опросы делятся на:

- индивидуальные

- групповые.

По частоте проведения:

- одноразовые

- многоразовые

 

2. Объективные методы - объективные методы можно получить с помощью эксперимента – метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная задача психологического эксперимента – сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Достоинством является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления в его развитии.

Есть два отличных друг от друга эксперимента:

А) Лабораторный эксперимент – протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией.

Б) Естественный – протекает в обычных условиях труда, учебы, общения

В) Констатирующий – направлен на выявление уровня психологического явления или качества.

Г) Формирующий - изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психологического новообразования.

 

Психологический тест – краткое, стандартизированное, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время в психологии широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты личностных качеств и др.

Выделяют несколько видов тестов:

А) Тест-опросник – основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную информацию и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики.

Б) Тест-задание – предполагает получение информации и психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий.

Г) Проективные тесты – предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий.

 

Анализ продуктов деятельности – (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества), используется в самых разнообразных целях.

Метод анализа документов – является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности. Бывают:

А) Качественные – (неформализованные)

Б) Количественные (формализованные) – среди которых контент-анализ – является способом перевода интерпретационной текстовой информации в количественные показатели с последующей математико-статистической обработкой.

Метод моделирования – выражается в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. Бывает:

А) Математическое моделирование – используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях.

Б) Техническое моделирование – создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит исследованию.

В) Кибернетическое моделирование –основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики.

Г) Логическое моделирование – основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

 

Сравнительные методы исследования – очень значимы для психологии, они бывают:

 

А) Близнецовый метод исследования - исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.

Б) Метод сравнения нормы и патологии – исследует проблему нормы психического развития в разных детских возрастах путем сравнения психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличем.

В) Кросс-культурный метод – предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах.

Г) Биографический метод – состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются текущие события в жизни индивида, прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия.

Д) Каузометрия – (от лат. причина и греч. – измерение) – причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, обозначаются сферы приложения событий, локализуется личный временной центр, выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Категории психологии

Психологические категории – это наиболее общие и существенные понятия, через каждое из которых понимаются и определяются частные понятия, стоящие на более низких ступенях иерархической лестницы.

Наиобщая категория психологии, являющаяся одновременно и ее предметом, - психика. Ей подчинены такие общепсихологические категории, как формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики и др.

 

 

К общепсихологическим категориям психологии относятся:

1. Отражение.

2. Отношение.

3.Общение.

4.Деятельность.

5.Личность

 

К частонопсихологическим категориям относятся:

1. Ощущения, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства, воля.

2. Процессы, состояния, свойства личности (переживание, знание, отношение).

3. Подструктуры личности (биопсихические свойства, особенности форм отражения, опыт, направленность, характер и способности).

4. Цель, мотивы, действия.

5. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Созревание, формирование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.042 с.)