Основные разделы и отрасли психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные разделы и отрасли психологии



Введение в психологию

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Наука - это система знаний о закономерностях развития (природы, общества, внутреннего мира личности, мышления и т.д.), а также отрасль таких знаний.

История психологии аналогична истории других наук – ее возникновение было обусловлено в первую очередь реальными потребностями людей в познании окружающего мира и самих себя.

Термин «психология» произошел от греческих слов psyche – душа, и logos – учение, наука. Термин «психология» был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. и окончательно утвердился после выхода в 1732 г. книги «Рациональная психология» Х. Вольфа.

Наиболее широкое и непротиворечивое определение психологии дал американский психолог В. Джеймс в классическом труде «Принципы психологии» (1890). Согласно ему «психология - это наука о психической жизни».

Дж. Уотсон определял психологию как науку о поведении, а Дж. Миллер и Дж. Брунер (основатели когнитивной психологии) позиционировали ее как науку о человеческом познании. А.Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии дал следующее определение психологии: «психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов» (1973).

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животному). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще определение психики:

Психика человека – субъективное отражение объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

 

Объект психологии – человек-индивид взятый вне его связей с обществом.

Субъект психологии – личность.

Предмет психологии – психическая деятельность человека как процесс.

В предмет психологии входят:

1. Факты психической жизни – скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (оптические иллюзии - два отрезка: \_____________/ /________________/,

/ \ \ /

 

 

где на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации.

2. психологические законы (закон Вебера-Фехнера), касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя»

3. Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. Это: возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозгу.

 

 

Структура психики:

В своих проявлениях психика сложна и многообразна. В ее структуре можно выделить три группы явлений:

1. Психические процессы: динамическое отражение действительности, имеющее начало, развитие и конец, проявляющийся в виде реакций. В сложной познавательной деятельности различные процессы взаимосвязаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление деятельности. Все психические процессы подразделяются на

А) познавательные – ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь.

Б) эмоциональные – эмоции и чувства, переживания.

В) волевые – принятие решения, исполнение, волевое усилие.

2. Психические состояния: относительно устойчивый уровень психической деятельности, проявляющейся в повышенной или пониженной активности личности в данный момент времени, настроение, вдохновение, кома, сон, гипноз и т.п.

3. Психические свойства: устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количесвенный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждый человек отличается от другого, устойчивыми личностными особенностями, более или менее постоянными качествами, что обусловлено разными интересами, способностями.

 

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым относятся: темперамент, характер, задатки и способности, направленность личности, система идеалов, убеждений, потребностей и интересов, обеспечивающих активность человека.

 

Психология как наука изучает закономерности отражательной деятельности мозга.

 

Задачи.

1. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

2. Изучение механизмов психических явлений и процессов.

3. Анализ закономерностей развития психических явлений и процессов онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности.

4. Содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

 

Структура психологии

 

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые образуют ее структуру:

1. Общая психология – изучает теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности).

2. Психофизиология – наука, возникшая на стыке двух наук – психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями.

3. Возрастная психология – особенности изменения психики по мере развития и взросления человека.

4. Педагогическая психология – закономерности обучения и воспитания.

5. Медицинская психология – психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью.

6. Социальная психология – особенности взаимодействия людей и психологи. целых групп и больших масс людей. Психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным обществам.

7. Психодиагностика – разрабатывает методы, позволяющие изучить психику человека, причем делать это максимально обоснованно и достоверно.

8. Психотерапия – занимается поиском и совершенствованием лечения людей психологическими методами без применения фармакологических препаратов.

 

Общая психология

· Общетеоретический раздел

· Познавательные процессы

· Регулятивные процессы

· Психология личности

 

/\

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями деятельности:

1. Фундаментальные - это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологических наук, но и служит для их развития: нейропсихология, патопсихологии, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология, психосемантика, генетическая психология, зоопсихология, этнопсихология.

2. Междисциплинарные специальные отрасли психологии – используют как и фундаментальные отрасли своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на основных допущениях и законах функционирования психики, сформулированных в ее рамках: психофармакология, психолингвистика, психофизиология, психогенетика, психосоматика, историческая психология.

3. Прикладные – отрасли науки, достижения которых используются на практике, они решают конкретные задачи в рамках своего направления, не являются изолированными друг от друга, используют в конкретной отрасли психологии знания или методологию других ее отраслей: психология спорта, рекламы, торговли, космическая психология, юридическая, медицинская, авиационная, педагогическая, инженерная психология, психология управления, психодиагностика, психотерапия, психология искусства, психология пропаганды, психология труда, политическая психология, психология семьи, психология религии, психология творчества, военная психология).

 

Принципы психологии

 

Это основные проверенные временем и практикой положения, определяющие ее дальнейшее развитие и применение. К их числу относятся:

 

1. Принцип детерменизма - все внешние воздействия преломляются чрез внутренние условия.

2. Принцип единства сознания и деятельности – сознание формируется и преломляются в деятельности.

3. Генетический принцип – психика от рождения и до смерти человека формируется, развивается и видоизменяется.

Методы психологии

Термин «метод» - имеет два значения:

1. Метод как методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, исходная, принципиальная позиция как подход к исследованию. Методологической базой научной психологии является гносеология (теория познания), которая рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, возможности познания человеком мира, критерии истинности и достоверности знания. В основе методологии психологических исследований лежат принципы детерменизма, развития, связи сознания и деятельности, единства теории и практики.

2. Метод как специальный прием, путь ведения исследования, средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ.

 

Совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании (психологическом) и определенных соответствующей им методологией, называется методикой.

 

Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» - писал С.Л. Рубинштейн. Специфика человека как объекта исследования представляет определенные требования к методам психологии и накладывает на них ряд ограничений:

1. Человек как объект исследования способен ставить перед собой новые цели, отличные от тех, которые предписываются ему экспериментальной процедурой, порождать «свое видение экспериментальной ситуации» и действовать адекватно ему, а не внешним требованиям.

2. Человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом самосознания. В любой момент своей жизни человек способен измениться (т.е. изменить себя), стать другим. Он может сам целенаправленно не только развивать свои познавательные и регулятивные психические функции (память, творческое мышление, управление течением эмоциональных состояний), но и совершенствоваться как личность (повысить уверенность в своих способностях, перестроить иерархию мотивов, выработать определенную черту характера). Невозможно выносить суждения о свойствах и закономерностях человеческой психики.

3. Важной особенностью является преимущественно реконструктивный характер психологических исследований. Психику нельзя наблюдать непосредственно. Отсюда критическую значимость приобретает создание адекватных косвенных процедур исследования, на основании которых возможно построение реконструкций ненаблюдаемых прямо явлений.

 

Современная психология располагает широким арсеналом методов, которые продуктивно учитывают специфику психики как предмета исследования.

Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Все методы могут быть разделены на две основные группы:

1. Субъективные методы – основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Это наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Метод наблюдения – он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Предполагает в психологии полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание.

Оно бывает: включенным – что предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой; невключенным – предполагает наблюдение без взаимодействия с изучаемым человеком или группой;

Самонаблюдение - это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами. К недостаткам относятся: а) наблюдать свои переживания трудно, так как они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются; б) очень трудно избежать субъективизма, так как наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску; в) трудно выразить некоторые оценки наших переживаний.

Применяется в условиях эксперимент где приобретает наиболее точный характер и называется экспериментальным самонаблюдением.

 

Выделят: а) сплошное наблюдение – охватывает одновременно многие стороны поведения человека в течение длительного времени; б) выборочное наблюдение – охватывает какую-либо сторону поведения человека или поведения в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени.

По условиям организации, наблюдение делятся: а) лабораторное (осуществляемые в искусственных и контролируемых исследователем условиях); б)полевое (проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации).

Опрос – представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяю три основных вида опроса:

А) Устный опрос – применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Он позволяет глубже чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого.

Б) Письменный опрос – позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкета.

В) Свободный опрос – при нем перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

Г) Социометрический опрос – нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах.

По процедуре проведения опросы делятся на:

- индивидуальные

- групповые.

По частоте проведения:

- одноразовые

- многоразовые

 

2. Объективные методы - объективные методы можно получить с помощью эксперимента – метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная задача психологического эксперимента – сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Достоинством является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления в его развитии.

Есть два отличных друг от друга эксперимента:

А) Лабораторный эксперимент – протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией.

Б) Естественный – протекает в обычных условиях труда, учебы, общения

В) Констатирующий – направлен на выявление уровня психологического явления или качества.

Г) Формирующий - изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психологического новообразования.

 

Психологический тест – краткое, стандартизированное, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время в психологии широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты личностных качеств и др.

Выделяют несколько видов тестов:

А) Тест-опросник – основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную информацию и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики.

Б) Тест-задание – предполагает получение информации и психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий.

Г) Проективные тесты – предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий.

 

Анализ продуктов деятельности – (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества), используется в самых разнообразных целях.

Метод анализа документов – является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности. Бывают:

А) Качественные – (неформализованные)

Б) Количественные (формализованные) – среди которых контент-анализ – является способом перевода интерпретационной текстовой информации в количественные показатели с последующей математико-статистической обработкой.

Метод моделирования – выражается в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. Бывает:

А) Математическое моделирование – используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях.

Б) Техническое моделирование – создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит исследованию.

В) Кибернетическое моделирование –основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики.

Г) Логическое моделирование – основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

 

Сравнительные методы исследования – очень значимы для психологии, они бывают:

 

А) Близнецовый метод исследования - исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.

Б) Метод сравнения нормы и патологии – исследует проблему нормы психического развития в разных детских возрастах путем сравнения психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличем.

В) Кросс-культурный метод – предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах.

Г) Биографический метод – состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются текущие события в жизни индивида, прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия.

Д) Каузометрия – (от лат. причина и греч. – измерение) – причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, обозначаются сферы приложения событий, локализуется личный временной центр, выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Категории психологии

Психологические категории – это наиболее общие и существенные понятия, через каждое из которых понимаются и определяются частные понятия, стоящие на более низких ступенях иерархической лестницы.

Наиобщая категория психологии, являющаяся одновременно и ее предметом, - психика. Ей подчинены такие общепсихологические категории, как формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики и др.

 

 

К общепсихологическим категориям психологии относятся:

1. Отражение.

2. Отношение.

3.Общение.

4.Деятельность.

5.Личность

 

К частонопсихологическим категориям относятся:

1. Ощущения, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства, воля.

2. Процессы, состояния, свойства личности (переживание, знание, отношение).

3. Подструктуры личности (биопсихические свойства, особенности форм отражения, опыт, направленность, характер и способности).

4. Цель, мотивы, действия.

5. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Созревание, формирование.

 

Психика и сознание

Психика состоит (краткое содержание структуры) из:

1. Сознания – целенаправленная активность человека в разных видах деятельности.

2. Бессознательная структурная единица – связана с неосознаваемыми актами человеческой деятельности – работа организма

3. Подсознание – характеристика неосознаваемой мыслительной деятельности, связана с интуицией

Выделяют четыре основных уровня развития психики и живых организмов:

1. Раздражимость это свойство, которое отличает живую материю от неживой. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, называемый «тропизм» (вынужденное движение). Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них фигуры, при чем их реагирование по своему характеру реактивно, т.е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

2. Чувствительность (ощущения). Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А.Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Отличительной чертой чувствительности по сравнению по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды.

3. Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение) – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности (чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведения). Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

4. Сознание человека ( самодетерминированное поведение) – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения, сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувсвенных и умственных образов, непосредственно представших перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание. В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т.е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития. Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходит в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью. Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.

 

Деятельность - человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического процесса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

 

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития материи - стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.

2. Возникновение психики человека обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

 

Существует несколько различных точек зрения в отношении происхождения психики:

· С одной точки зрения – идеалистической - психическое (душа) в своем происхождении не связана с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение.

· С другой точки зрения – дуалистической - у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.

· С точки зрения - материалистической – феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи.

 

По концепции Л.С. Выготского, человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Эта концепция сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. В современной науке нет однозначного ответа на вопрос о происхождении психики, хотя объяснить ее происхождение пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философия, религия, физиология и т.д.

Если психика – свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективного мира, то сознание - высший, качественно новый уровень развития психики, свойственный только человеку способ отношения к окружающей действительности, опосредованный формами общественно-исторической деятельности людей.

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1889-1960) важнейшими атрибутами психики считал:

- переживания (эмоции, чувства, потребности),

- познание (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление),

Свойственные как человеку, так и позвоночным животным, и отношение, присущее только человеку. Отсюда можно сделать вывод, что сознание есть только у человека, психика - у позвоночных животных, имеющих кору головного мозга, а у насекомых, как и у всей ветви беспозвоночных животных, как и у растений, психики нет.

Сознание имеет общественно-исторический характер. Оно возникло в результате перехода человека к трудовой деятельности. Поскольку человек - существо социальное, на его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым и принадлежит решающая роль.

Животное отражает только те явления или их стороны, которые отвечают их биологическим потребностям, а у человека действия и поступки подчинены специфически человеческим потребностям и интересам, т.е. побуждаются социальными, а не биологическими потребностями.

Структура сознания:

· Сознание – это совокупность знаний

· Отделение Я от не Я

· Целенаправленная деятельность

· Отношение к окружающему миру

 

Свойства психики:

· Возбудимость

· Подвижность

· Инертность

· Чувствительность

Сознание меняется:

1. В историческом плане – в зависимости от социально-экономических условий.

2. В онтогенетическом плане – в ходе жизни одного человека.

3. В гностическом плане – от чувственного познания к абстрактному.

 

Сознание осуществляется в форме теоретического мышления, т.е носит обобщенный и абстрактный характер в форме познания существенных связей и отношений окружающего мира, оно неразрывно связано с языком, в котором отражаются цели действий людей, пути и способы их достижения, происходит оценка поступков. Благодаря языку человек отражает не только внешний, но и внутренний мир, самого себя, свои переживания, желания, сомнения, мысли.

Явления психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.

Вместе с тем, многие переживания, отношения, чувства мы не можем осознать, или осознаем неправильно. Однако все они воздействую на наше поведение, нашу деятельность, побуждают их. Данные явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознанно.

 

В отличие от психики животных психики человека, его сознание имеют следующие существенные отличия:

1. наряду с наследственность и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентации в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова. Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта.

2. Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности. Сознание – это отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды.

3. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным и моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.

4. Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием.

 

Различают четыре формы, сферы, общественного сознания:

· Наука – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентаций.

· Соционормативная сфера общественного сознания – система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества.

· Искусство – специфический вид духовно-нравственного освоения действительности образными средствами, образное моделирование различных сторон человеческого бытия.

· Религия, вера – культ сверхъестественной силы, воплощающей в себя идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания. Вера – особое психическое явление, сверхсознательная связь с идеальным объектом, не определяемая эмпирическими и логическими основаниями. Все формы общественного сознания вместе формируют идеологию – систему базовых ценностей, основополагающих идей, которая регулирует отношение людей к действительности и друг другу, жизнедеятельность общества.

· Сознание связано с самосознанием, с саморефлексией. Осознавая мир вокруг себя, человек соотносит себя с ним. Самосознание - это система ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции.

 

Сознание высший уровень развития психики, самостоятельный в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляции человеком своего поведения на основе присвоения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта.

Сознание характеризуется:

· Активностью, т.е. динамикой, обеспечивающей жизненно значимые связи индивида с действительностью.

· Интенциональностью (предметной направленностью)

· Поленезависимостью – преимущественной ориентацией человека на внутренние эталоны и модели.

· Рефлексивностью – способностью к самооценке, предохранению от неадекватного отражения

· Различными уровнями ясности и организованности.

 

Структуры индивидуального сознания формируются в раннем онтогенезе через присвоение ребенком (интериоризацию) структур внешней социально опосредованной деятельности.

 

 

.

 

Мозг и психика

Вся психическая деятельность связана с рефлексами. Мозг, как кусок высокоорганизованной материи, является материальной основой рефлекторного характера психики. На протяжении многих веков, вплоть до 16 века, строение мозга трактовалось по-разному. Во многих работах философов, структура мозга представляла собой – совокупность способностей. Вся деятельность человека представлялась результатом трех основных свойств мозга - способностями мозга:

 

1. Способность восприятия и воображения

2. Способности интеллекта

3. Способности памяти

 

Вплоть до 18 века ученые полагали, что эти три способности размещаются в т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.152 с.)