Модуль 1. Психология как наука и практика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Психология как наука и практика



1. Предмет психологии в узком и широком значениях.

2. Место и роль психологии в системе научного знания.

3. Атрибуты психологии как науки.

4. Психология как практическая деятельность.

5. Типы психологического знания.

6. Психологические подходы в науке.

7. Деятельностный подход в отечественной психологии.

8. Методы психологии: классификация, виды и их особенности.

9. Отрасли психологии: классификация и задачи.

10. Психология менеджмента и организационная психология: разделы и задачи.

11. История педагогического знания.

12. Предмет педагогики.

13. Основные категории педагогики: сравнительный анализ понятий.

14. Теория обучения.

15. Теория воспитания.

16. Методы педагогики.

17. Формы учебных занятий.

18. Принципы педагогики.

19. Современные образовательные системы.

20. Педагогическая практика.

 

Модуль 2. Психология в юриспруденции

1. Разделы и задачи юридической психологии

2. Психология личности и деятельности юриста

3. Психология противоправного поведения

 

Модуль 3. Педагогика в юриспруденции

1. Педагогическая компетентность и культура юриста

2. Формы и методы обучения студентов-юристов

3. Современные технологии обучения в юридическом образовании

4. Педагогическое творчество юриста

5. Основы правового воспитания студентов-юристов

Примерные темы для написания эссе

1. XXI век – век психологии.

2. Психологическая культура юриста.

3. Юридическая психология на службе законопорядка.

Примерные вопросы для устных опросов

1. Дайте определение понятия психология.

2. Назовите предмет психологии в широком и узком значении.

3. Чему обязана психология своим названием?

4. Опишите знания донаучного периода, интересные для научной психологии современности.

5. Что такое анимизм, фатализм, магия и табу?

6. Дайте описание психологических школ, используя схему: основоположник, суть идеи (предмет, гипотеза, методы исследования) и критика.

7. Назовите методы исследования психологии, дайте определения понятия, перечислите виды и опишите их особенности.

8. Дайте классификацию отраслей психологии по основаниям: 1) фундаментальности, 2) развития и 3) деятельности.

9. Проанализируйте основные разделы и задачи Судебной психологии.

10. Опишите основные разделы и задачи Пенитенциарной психологии.

Примеры тестовых заданий

1. Психология как наука родилась

на рубеже XVIII-XIX вв.

*во второй половине XIX века[1]

в середине XX века

 

2. Структурные компоненты психики[2]

Чувства, эмоции, переживания, настроения состояния
Ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь процессы
Темперамент, характер свойства

 

3. Предметом психологии являются факты, законы, закономерности и ______________ психической жизнедеятельности.

*механизмы

 

4. Этапы психологического исследования[3]:

формулировка проблемы

выдвижение гипотезы

проверка гипотезы

интерпретация результатов проверки

Примерные темы контрольных работ

 

1. Задачи юридической психологии и ее связь с другими науками.

2. Методы судебной психологии по целям исследования.

3. Методы судебной психологии по способам исследования.

4. Особенности психики работника юриспруденции.

5. Когнитивные свойства личности юриста.

6. Эмоции и чувства в юридической работе.

7. Темперамент и характер в деятельности юриста.

8. Этика и психология в деятельности юридического работника.

9. Профессиограмма юридического специалиста: а) следователя, б) адвоката, в) прокурора, г) судьи, д) инспектора (по выбору).

10. Психологический анализ личности преступника: а) мошенника, б) вора, в) насильника, г) убийцы, д) по неосторожности, е) несовершеннолетнего.

11. Психология рэкета и киднэпинга.

12. Психологический анализ личности преступника-рецидивиста.

13. Психология женской преступности.

14. Психологическая характеристика личности: а) потерпевшего, б) обвиняемого, в) свидетеля.

15. Психологическая характеристика следственных действий: а) осмотр места происшествия, б) обыск и задержание, в) допрос подозреваемого и обвиняемого, г) допрос потерпевшего и свидетеля.

16. Психологический анализ маргинальной преступности.

17. Психологическая характеристика судебного процесса по уголовным делам.

18. Назначение и характеристика судебных экспертиз.

19. Психологические основы судебных прений.

20. Эмоциональное выгорание юриста и способы профилактики.

21. Способы саморегуляции и самотерапии, необходимые юристу.

22. Применение основ НЛП в работе юриста.

23. Диагностика агрессивного поведения человека.

24. Изменение психики человека под воздействием алкоголя, никотина, наркотиков.

25. Психология лиц с девиантным поведением.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Психология и педагогика в юриспруденции» предназначена для того, чтобы дать теоретические представления о содержании психологического знания как научного и практического знания применительно к сфере юриспруденции. Как любые науки психология и педагогика имеют объект, предмет исследования, свои цель, задачи и гипотезы. Для достижения целей и задач, а также проверки гипотез психология опирается на свою методологическую базу, используя соответствующие методы и методики. Научные школы и подходы формировались в ходе истории. И в ходе исторического развития психология ветвилась, образуя отрасли. Исходя из специфики направления подготовки особое внимание следует обратить на такие отрасли как социальная психология, юридическая психология и экспериментальная психология.

Кроме того, дисциплина «Психология и педагогика в юриспруденции» ориентирована на получение практических навыков, таких как умение:

- организовать работу коллектива, направленную на успешное достижение конкретной цели;

- находить оптимальное управленческое решение для достижения определенной цели в проблемно-конфликтной, нестандартной ситуации;

- воспринимать и анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности;

- систематизировать информацию по дисциплине в виде конспекта с постановкой целей и задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера;

- планировать и контролировать выполнение самостоятельной работы обучающимися;

- организовывать психолого-педагогические исследования.

В процессе освоения дисциплины «Психология и педагогика в юриспруденции» используются следующие методы обучения:

- лекционные занятия;

- практические (семинарские) занятия;

- самостоятельная работа обучающихся.

Реализация компетентностного подхода в рамках курса «Психология и педагогика в юриспруденции» предусматривает использование в учебном процессе лекционных занятий в традиционной форме, а также в форме диалога, дискуссий, разбора конкретных ситуаций и примеров из практики. В ходе лекционных занятий раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, а также делаются акценты на наиболее сложные и важные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки обучающихся к практическим (семинарским) занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы. Для развития основных знаний умений и навыков лекционный курс состоит из традиционных лекций, лекций проблемного типа, лекций-дискуссий.

Практические (семинарские) занятия позволяют более детально проработать наиболее важные темы курса. Целью практических (семинарских) занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы занятия. Практические занятия предполагают активную работу обучающихся с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов, навыков исследовательской работы и творческого подхода к решению поставленных задач.

Для развития компетенций будущих юристов наряду с традиционными применяются современные активные методы обучения:

- командная работа по решению проблемных ситуаций (case-study);

- творческие задания;

- групповые дискуссии по теоретическим и практическим проблемам управления групповым процессом в условиях проблемно-конфликтных ситуаций и принятия решений и подготовка презентаций;

- мозговой штурм по формированию гипотез и поиску решения проблем в условиях неопределенности;

- доклады с мультимедиа презентациями по вопросам.

Основными методами развития навыков командной работы являются метод конкретных ситуация (case-study) и деловые игры.

Суть метода конкретных ситуаций заключается в его направленности на развитие компетентности в принятии решений в условиях, максимально приближенных к реальности. Главная особенность метода в том, что участники во время работы над конкретной учебной ситуацией находятся не в пассивной роли получателя информации, а оказываются в центре процесса решения проблемы. Кейс-метод играет важную роль в активизации процесса обучения студентов, сближении с реальной практикой, повышении эффективности профессиональной подготовки, развитии навыков командной работы и лидерских качеств менеджеров.

Этапы работы над кейсом:

- подготовка и организация работы (подготовка аудитории, формирование команд, распределение ролей в командах);

- введение (вводная дискуссия - «разогрев» группы, чтение, изучение кейса группой, ответы на вопросы);

- анализ кейса в группах, определение проблемы, идентификация обладателя проблемы, идентификация релевантных факторов;

- обсуждение альтернативных решений членами группы;

- оценка и отбор вариантов решений;

- презентация решений команд;

- рефлексия результатов работы команд и обратная связь.

Профессиональные навыки, формируемые в процессе работы над учебной ситуацией: выявление, определение и решение проблем; работа с информацией – осмысление контекст и значения деталей ситуации; анализ и синтез информации; работа с предположениями и заключениями; развитие альтернативного мышления; оценка альтернатив; принятие решений; навыки межличностной и групповой коммуникации; понимание проблем реализации принятых решений; соотнесение теории с учебной ситуацией и с реальной практикой; представление результатов работы.

Личностные профессиональные качества, важные для юриста, развиваются и воспитываются в образовательной среде и в процессе групповой работы над кейсами, разработкой проектов, публичной защите групповых решений.

Учебным планом для студентов предусмотрена самостоятельная работа, которая способствует более полному усвоению теоретических знаний, выработке навыков аналитической работы с литературой.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды: подготовку к практическим (семинарским) занятиям в соответствии с вопросами, представленными в рабочей программе дисциплины, изучение нормативно-правовых актов, работа с информационными ресурсами (сайтами), изучение учебного материала, отнесенного к самостоятельному освоению, выполнение домашних заданий.

Формами контроля самостоятельной работы являются тестирование, проверка и оценка письменных контрольных заданий и конспектов, устные опросы.

При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Также предусмотрено проведение консультаций студентов в ходе изучения материала дисциплины в течение семестра.

 

Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность изучать дисциплину по индивидуальному плану, согласованному с преподавателем и деканатом.

Освоение дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения.

При освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному плану предполагаются: изучение дисциплины с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; индивидуальные консультации с преподавателем (разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала), индивидуальная самостоятельная работа.

В процессе обучения студентам из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья информация предоставляется в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа (с возможностью увеличения шрифта).

В случае необходимости информация может быть представлена в форме аудиофайла.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

Изучение дисциплины с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий включает в себя:

1) изучение содержания дисциплины в процессе самостоятельной работы с учебно-методическими материалами, размещёнными в электронных ресурсах научной библиотеки и в СДО «Прометей» Сибирского института управления – филиала РАНХиГС;

2) электронное тестирование в режиме Самопроверка для закрепления изученного материала;

3) консультирование обучающихся при помощи электронных ресурсов по содержанию учебной дисциплины и подготовке к промежуточной аттестации.

Индивидуальные консультации с преподавателем проводятся по отдельному расписанию, утвержденному заведующим кафедрой (в соответствии с индивидуальным графиком занятий обучающегося).

Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся проводится в соответствии с рабочей программой дисциплины и индивидуальным графиком занятий.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в соответствии с фондом оценочных средств, в формах адаптированных к ограничениям здоровья и восприятия информации обучающихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.03 с.)