Психология и педагогика в юриспруденции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология и педагогика в юриспруденции



(М2.В.ОД.1)

по направлению подготовки

40.04.01 Юриспруденция

профили «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»

«Правовое обеспечение государственной службы»

квалификация магистр

Формы обучения очная, заочная

 

 

Новосибирск, 2015


  1. Программа дисциплины разработана в соответствии с ФГОС, образовательной программой, учебным планом, графиком учебного процесса.

Автор-составитель:

Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии _______________ И. М. Войтик

 

«____» __________20___г.

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой психологии

 

Протокол от «_____»_________ 20____ г. №______

 

Заведующий кафедрой ____________________ / И. М. Войтик «____» ___________20___г.

 

Согласовано:

Начальник отдела МиЭОП __________________/ Т. В. Аносова ___ «____» ___________20___г.

 

Зав. библиотекой __________________/ И. Г. Воронцова ___ «____» ___________20___г.

 

Декан юридического факультета _____________________________/ Е. А. Дорожинская «____» ___________20___г.

 

Председатель УМК юридического факультета __________________/ Е. А. Дорожинская «____» ___________20___г.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формировать компетенции, необходимые при осуществлении профессиональной деятельности юриста в области личностного развития, управления коллективом, психологии и педагогики принятия и реализации управленческих решений и преподавания юридических дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне.

Исходя из цели, учебная дисциплина предполагает решение следующих задач:

1) формировать психологическую грамотность и культуру будущих юристов;

2) обеспечить понимание психолого-педагогических закономерностей формирования и развития личности, социальной группы;

3) ознакомить студентов с основными социально-психологическими аспектами личности и деятельности юриста;

4) помочь в овладении методами познания психологических особенностей личности и общения;

5) развивать рефлексивное мышление будущих профессионалов, способствующее принятию решений в нестандартных проблемных ситуациях;

6) формировать педагогические компетенции в области преподавания юридических дисциплин;

7) учить проводить психолого-педагогические исследования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1Результаты обучения по формируемым компетенциям

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом Знать: З1 – принципы построения, функционирования социальной группы и задачи управления коллективом;
Уметь: У1 – организовать работу коллектива, направленную на успешное достижение конкретной цели;
Владеть: В1 – навыками организации проведения исследовательских работ как индивидуально, так и в коллективе,
ПК-9 способность принимать оптимальные управленческие решения Знать: З2 – психологические аспекты принятия управленческого решения;
Уметь У2 – находить оптимальное управленческое решение для достижения определенной цели в проблемно-конфликтной, нестандартной ситуации;
Владеть: В2 – навыками психолого-педагогического анализа конкретной ситуации для выбора оптимального управленческого решения
ПК-10 способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности Знать: З3 – методы организации в управлении людьми, психолого-педагогические особенности процессов освоения и внедрения управленческих инноваций
Уметь: У3 – воспринимать и анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности
Владеть: В3 – навыками реализации управленческих инноваций в профессиональной деятельности
ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне Знать: З4 – технологии разработки форм и видов учебных занятий
Уметь: У4 – систематизировать информацию по дисциплине в виде конспекта с постановкой целей и задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера
Владеть: В4 – психолого-педагогическими приемами и средствами обучения
ПК-13 способность управлять самостоятельной работой обучающихся Знать: З5 – основные виды самостоятельной работы обучающихся
Уметь: У5 – планировать и контролировать выполнение самостоятельной работы обучающимися
Владеть: В5 – навыками формирования заданий для самостоятельной работы обучающихся
ПК-14 способность организовывать и проводить педагогические исследования Знать: З6 – этапы построения психолого-педагогических эмпирических и экспериментальных исследований
Уметь: У6 – организовывать психолого-педагогические исследования
Владеть: В6 – навыками проведения психолого-педагогических исследований

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Психология и педагогика в юриспруденции» входит в учебный цикл М1.В.ОД.1 основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция профили «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» по очной и «Правовое обеспечение государственной службы» по заочной формам обучения.

Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части обязательных дисциплин. Дисциплина изучается студентами-магистрантами очной на 1 курсе во 2 семестре и заочной форм обучения на 1 курсе в 1 семестре.

Дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплиной ФТД.1 Информационная культура исследователя и с такими видами деятельности учебного плана как: М3.У.1 Учебная практика и М3.Н.1 Научно-исследовательская работа.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2Объем дисциплины по очной, заочной формам обучения

Виды учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины, час.
Всего Семестр, курс
               
Очная форма обучения, профиль «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                  
лекционного типа (Л)                  
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                  
практического (семинарского) типа (ПЗ)                  
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                  
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                  
Промежуточная аттестация Форма З   З            
час.                  
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 72 / 2   72 / 2            
Заочная форма обучения, профиль «Правовое обеспечение государственной службы»
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                  
лекционного типа (Л)                  
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                  
практического (семинарского) типа (ПЗ)                  
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                  
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                  
Промежуточная аттестация Форма З З              
час.                  
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3 108/3              

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 3Содержание и структура дисциплины

№п/п Наименование тем Содержание тем Коды компетенций Коды ЗУН в соответствии с таблицей 1
Модуль (раздел) 1. Психология И ПЕДАГОГИКА как наукИ (темы 1.1 - 1.4)    
Тема 1.1 Введение в психологию и педагогику Предмет психологии в широком и узком значении (психические состояния, психические познавательные процессы, свойства личности; уровни проявления психики: сознание и бессознательное, внешнее и внутреннее, индивида и группы; факты, законы, закономерности). Атрибуты научного знания (объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, методологии, методы, методики, история науки, отрасли). Место психологии в системе наук: треугольник Б.М. Кедрова. Предмет педагогики. Основные категории: Обучение и самообучение. Развитие. Воспитание и самовоспитание. Образование. Эволюция представлений о психике. Донаучный период: первобытное общество (анимистические взгляды, фатализм, магия, табу), древний мир (мифология, Платон, Аристотель о душе, Герофил, Эразистрат, Гален о сознании, мозге, нервах и психике), средние века (схоластические учения, Фома Аквинский, Августин о Боге), эпоха Возрождения (модель поведения Р. Декарта, Лейбница о бессознательном, эмпирическое направление Дж. Локка). Научный период. Методологии: Структурализм. Функционализм. Бихевиоризм. Биологический подход: психофизиология, этология, зоопсихология, сравнительная психология. Психоанализ. Гуманистический подход. Деятельностный подход в отечественной школе: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев. Л.С. Выготский: культурно-историческая концепция развития личности. Методы психологии. Классификация методов. Классификация Б.Г. Ананьева: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные, психодиагностические); методы обработки данных; интерпретационные. Методы психолого-педагогического исследования. Эксперимент: виды (лабораторный, естественный) и их особенности. Опрос: виды (устный - беседа, интервьюирование; письменный – анкетирование), отличительные особенности и типы вопросов. Наблюдение: виды (систематическое и случайное, открытое и скрытое, включенное и стороннее, полевое и лабораторное, лонгитюдное, периодическое и одиночное), их особенности и правила проведения. Тестирование: понятие, виды (тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты) и их сравнительный анализ. Заимствованные методы: философские, социологические, психофизиологические. Методы практической работы: диагностические, консультативные, психокоррекционные, психотерапевтические, обучающие и развивающие. Тренинг. Игра. Отрасли психологии. Классификация отраслей по основаниям: фундаментальные, принципу развития и деятельности. Характеристика и задачи каждой отрасли. Социальная психология: разделы, задачи, методы. Психология управления: разделы, задачи, методы. Организационная психология: разделы, задачи и методы. Психология влияния. Отрасли педагогики. Общая педагогика. Возрастная педагогика. Педагогика профессионального образования. Отраслевая педагогика. Социальная педагогика. Коррекционная и специальная педагогика. Исправительная педагогика. ОК-5 ПК-12 ПК-14 З1, З4, З6, У146, В1, В4, В6
Тема 1.2 Психические познавательные процессы Ощущение и восприятие. Классификация ощущений. Измерение и изменение ощущений. Восприятие как процесс. Представление. Восприятие пространства, движения и времени. Память. Определения памяти. Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти. Теории памяти. Законы памяти. Развитие памяти. Воображение. Природа и виды воображения. Функции и индивидуальные особенности воображения. Методы развития воображения. Мышление. Понятие, виды, операции и формы мышления. Теории мышления. Особенности творческого мышления. Психодиагностика индивидуальных особенностей мышления. Развитие мышления. Речь. Виды и функции речи. Речь как средство общения людей. Внимание. Функции, свойства и виды внимания. Диагностика основных свойств внимания. Формирование и развитие внимания. Интеллект: понятие, структура. История исследования интеллекта. Коэффициент интеллекта. Теории интеллекта. Познавательные способности. Психология интеллекта: теория М.А. Холодной. Когнитивные стили. Психодиагностика интеллекта. ОК-5 ПК-9 ПК-10 З1, З2, З3, У1,У23, В1, В2, В3
Тема 1.3 Психические состояния Эмоции и чувства. Психология переживания. Настроение. Аффекты. Воля. Природа и структура волевого действия. Роль эмоций и воли в жизнедеятельности человека. Тревожность. Агрессия. Эмоциональное выгорание. Стресс и дистресс. Саморегуляция: методы борьбы с дистрессом. Психодиагностика состояний, психическая регуляция и контроль эмоционального поведения. ОК-5 ПК-12 ПК-13 ПК-14 З1, З4, З5, З6 У1, У4, У5, У6 В1, В4, В5, В6
Тема 1.4 Психические свойства личности Темперамент и характер. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Системный подход к проблеме личность. Социализация личности. Я-концепция личности. Рефлексия. Теории темперамента: гуморальная (Гиппократ), конституциональная (Э. Кречмер), морфологическая (У. Шелдон), теория И. П. Павлова. Характер: понятие, структура, условия и факторы формирования. Типологии характеров. Проблема соотношения нормы и патологии. Теория Дж. Олдхэма и Л. Морриса. Теория черт Р. Кеттелла. Акцентуации характеров К. Леонгарда. Психодиагностика свойств личности. Способности: понятие и виды способностей. Способности и задатки. Природа высших человеческих способностей. Формирование и развитие способностей. Одаренность. Талант. Гениальность. ОК-5 ПК-9 ПК-10 ПК-13 З1, З2, З3, З5 У1, У2, У3, У5 В1, В2, В3, В5
Модуль (раздел) 2. ПСИХОЛОГИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ (темы 2.1 - 2.3)    
Тема 2.1 Юридическая психология Разделы, задачи и методы юридической психологии. Криминальная психология. Судебная психология, Психология следственных действий. Пенитенциарная психология. ОК-5 ПК-10 ПК-12 З1, З3, З4, У1, У3, У4, В1, В3. В4
Тема 2.2 Психология личности и деятельности юриста Психологическая структура профессиональной деятельности юриста Психограмма личности юриста ПК-9 ПК-10 ПК-12 З2, З3, З4, У2, У3, У4, В2, В3. В4
Тема 2.3 Психология противоправного поведения Психология личности правонарушителя Психология преступной группы ОК-5 ПК-9 ПК-12 ПК-14 З1, З2, З4, З6 У1, У2, У4, У6 В1, В2, В4, В6
Модуль (раздел) 3. ПЕДАГОГИКА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ (темы 3.1 – 3.5)    
Тема 3.1 Педагогическая компетентность и культура юриста Педагогическая компетентность юриста Педагогическая культура юриста ОК-5 ПК-12 ПК-14 З1, З4, З6 У1, У4, У6, В1, В4, В6
Тема 3.2 Формы и методы обучения студентов-юристов Формы обучения Методы обучения ОК-5 ПК-12 ПК-14 З1, З4, З6 У1, У4, У6, В1, В4, В6
Тема 3.3 Современные технологии обучения в юридическом образовании Юридическая клиника как форма профессиональной подготовки студентов Модульное обучение как современная образовательная технология ОК-5 ПК-12 ПК-14 З1, З4, З6 У1, У4, У6, В1, В4, В6
Тема 3.4 Педагогическое творчество юриста Понятие и сущность педагогического творчества Творческая лаборатория юриста-педагога ОК-5 ПК-12 ПК-14 З1, З4, З6 У1, У4, У6, В1, В4, В6
Тема 3.5 Основы правового воспитания студентов-юристов Понятие и структура правосознания Формирование правосознания в рамках правового воспитания студентов-юристов ОК-5 ПК-12 ПК-14 З1, З4, З6 У1, У4, У6, В1, В4, В6

 

Структура дисциплины с указанием количества академических часов и видов учебных занятий, а также формы текущего контроля и промежуточной аттестации (Табл. 4).

 

Таблица 4 – Структура дисциплины

№ п/п Наименование тем, модулей (разделов) Объем дисциплины, час Форма текущего контроля, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающегося с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения 2015 года набора, профиль «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»
Модуль (раздел) 1 Психология и педагогика как науки             Тестирование 1
Тема 1.1 Введение в психологию и педагогику 3,5 0,5         Эссе
Тема 1.2. Психические познавательные процессы 5,5 0,5         Устный опросы, проверка конспектов
Тема 1.3. Психические состояния 5,5 0,5         Устный опрос, проверка конспектов
Тема 1.4. Психические свойства личности 5,5 0,5         Устный опрос
Модуль (раздел) 2 Психология в юриспруденции             Тестирование 2
Тема 2.1 Юридическая психология 6,5 0,5         Проверка конспектов
Тема 2.2 Психология личности и деятельности юриста             Сообщения с презентациями
Тема 2.3 Психология противоправного поведения 8,5 0,5         Сообщения с презентациями
Модуль (раздел) 3 Педагогика в юриспруденции             Конференция: доклады и подготовка публикаций
Тема 3.1 Педагогическая компетентность и культура юриста 5,5 0,5         Проверка конспектов и письменных контрольных заданий (ПКЗ)
Тема 3.2 Формы и методы обучения студентов-юристов 5,5 0,5         Решение проблемно-конфликтных ситуаций: проверка ПКЗ
Тема 3.3 Современные технологии обучения в юридическом образовании 5,5 0,5         проверка ПКЗ
Тема 3.4 Педагогическое творчество юриста 5,5 0,5         проверка ПКЗ
Тема 3.5 Основы правового воспитания студентов-юристов             проверка ПКЗ
  Промежуточная аттестация             Зачёт
  Всего:              
Заочная форма обучения 2015 года набора, профиль «Правовое обеспечение государственной службы»
Модуль (раздел) 1 Психология и педагогика как науки             Тестирование 1
Тема 1.1 Введение в психологию и педагогику 2,25 0,25         Эссе
Тема 1.2. Психические познавательные процессы 12,25 0,25         Устный опросы, проверка конспектов
Тема 1.3. Психические состояния 12,25 0,25         Устный опрос, проверка конспектов
Тема 1.4. Психические свойства личности 12,25 0,25         Устный опрос
Модуль (раздел) 2 Психология в юриспруденции             Тестирование 2
Тема 2.1 Юридическая психология             Проверка конспектов
Тема 2.2 Психология личности и деятельности юриста             Сообщения с презентациями
Тема 2.3 Психология противоправного поведения             Сообщения с презентациями
Модуль (раздел) 3 Педагогика в юриспруденции             Конференция: доклады и подготовка публикаций
Тема 3.1 Педагогическая компетентность и культура юриста 7,7 0,2   1,5     Проверка конспектов и письменных контрольных заданий (ПКЗ)
Тема 3.2 Формы и методы обучения студентов-юристов 9,7 0,2   1,5     Решение проблемно-конфликтных ситуаций: проверка ПКЗ
Тема 3.3 Современные технологии обучения в юридическом образовании 7,7 0,2   1,5     проверка ПКЗ
Тема 3.4 Педагогическое творчество юриста 7,7 0,2   1,5     проверка ПКЗ
Тема 3.5 Основы правового воспитания студентов-юристов 6,2 0,2         проверка ПКЗ
  Промежуточная аттестация             Зачёт
  Всего:              

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Самостоятельная работа обучающихся осуществляется на протяжении изучения всей дисциплины в соответствии с утвержденной в учебном плане трудоемкостью.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента проводится в виде:

¾ подготовки к аудиторным занятиям: к практическим (семинарским), и при необходимости, к лекционным занятиям;

¾ изучения литературы, материалов из интернет–источников;

¾ самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины;

¾ написания эссе и подготовки докладов;

¾ выполнения заданий для самостоятельной работы;

¾ подготовки и выполнения контрольной работы;

¾ подготовки к зачету.

 

Примерные вопросы для подготовки к аудиторным занятиям

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.034 с.)