Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психология и педагогика в юриспруденции
(М2.В.ОД.1)
по направлению подготовки
40.04.01 Юриспруденция
профили «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»
«Правовое обеспечение государственной службы»
квалификация магистр
Формы обучения очная, заочная
Новосибирск, 2015
- Программа дисциплины разработана в соответствии с ФГОС, образовательной программой, учебным планом, графиком учебного процесса.
Автор-составитель:
Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии _______________ И. М. Войтик
«____» __________20___г.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой психологии
Протокол от «_____»_________ 20____ г. №______
Заведующий кафедрой ____________________ / И. М. Войтик «____» ___________20___г.
Согласовано:
Начальник отдела МиЭОП __________________/ Т. В. Аносова ___ «____» ___________20___г.
Зав. библиотекой __________________/ И. Г. Воронцова ___ «____» ___________20___г.
Декан юридического факультета _____________________________/ Е. А. Дорожинская «____» ___________20___г.
Председатель УМК юридического факультета __________________/ Е. А. Дорожинская «____» ___________20___г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: формировать компетенции, необходимые при осуществлении профессиональной деятельности юриста в области личностного развития, управления коллективом, психологии и педагогики принятия и реализации управленческих решений и преподавания юридических дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне.
Исходя из цели, учебная дисциплина предполагает решение следующих задач:
1) формировать психологическую грамотность и культуру будущих юристов;
2) обеспечить понимание психолого-педагогических закономерностей формирования и развития личности, социальной группы;
3) ознакомить студентов с основными социально-психологическими аспектами личности и деятельности юриста;
4) помочь в овладении методами познания психологических особенностей личности и общения;
5) развивать рефлексивное мышление будущих профессионалов, способствующее принятию решений в нестандартных проблемных ситуациях;
6) формировать педагогические компетенции в области преподавания юридических дисциплин;
7) учить проводить психолого-педагогические исследования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 1 – Результаты обучения по формируемым компетенциям
Код
компетенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине
| ОК-5
| компетентное использование на практике
приобретенных умений и навыков
в организации исследовательских работ,
в управлении коллективом
| Знать:
З1 – принципы построения, функционирования социальной группы и задачи управления коллективом;
| Уметь:
У1 – организовать работу коллектива, направленную на успешное достижение конкретной цели;
| Владеть:
В1 – навыками организации проведения исследовательских работ как индивидуально, так и в коллективе,
| ПК-9
| способность принимать
оптимальные управленческие решения
| Знать:
З2 – психологические аспекты принятия управленческого решения;
| Уметь
У2 – находить оптимальное управленческое решение для достижения определенной цели в проблемно-конфликтной, нестандартной ситуации;
| Владеть:
В2 – навыками психолого-педагогического анализа конкретной ситуации для выбора оптимального управленческого решения
| ПК-10
| способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации
в профессиональной деятельности
| Знать:
З3 – методы организации в управлении людьми, психолого-педагогические особенности процессов освоения и внедрения управленческих инноваций
| Уметь:
У3 – воспринимать и анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности
| Владеть:
В3 – навыками реализации управленческих инноваций в профессиональной деятельности
| ПК-12
| способность преподавать юридические дисциплины
на высоком теоретическом и методическом уровне
| Знать:
З4 – технологии разработки форм и видов учебных занятий
| Уметь:
У4 – систематизировать информацию по дисциплине в виде конспекта с постановкой целей и задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера
| Владеть:
В4 – психолого-педагогическими приемами и средствами обучения
| ПК-13
| способность управлять
самостоятельной работой обучающихся
| Знать:
З5 – основные виды самостоятельной работы обучающихся
| Уметь:
У5 – планировать и контролировать выполнение самостоятельной работы обучающимися
| Владеть:
В5 – навыками формирования заданий для самостоятельной работы обучающихся
| ПК-14
| способность организовывать и проводить
педагогические исследования
| Знать:
З6 – этапы построения психолого-педагогических эмпирических и экспериментальных исследований
| Уметь:
У6 – организовывать психолого-педагогические исследования
| Владеть:
В6 – навыками проведения психолого-педагогических исследований
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Психология и педагогика в юриспруденции» входит в учебный цикл М1.В.ОД.1 основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция профили «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» по очной и «Правовое обеспечение государственной службы» по заочной формам обучения.
Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части обязательных дисциплин. Дисциплина изучается студентами-магистрантами очной на 1 курсе во 2 семестре и заочной форм обучения на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплиной ФТД.1 Информационная культура исследователя и с такими видами деятельности учебного плана как: М3.У.1 Учебная практика и М3.Н.1 Научно-исследовательская работа.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2 – Объем дисциплины по очной, заочной формам обучения
Виды учебных занятий и самостоятельная работа
| Объем дисциплины, час.
| Всего
| Семестр, курс
|
|
|
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения, профиль «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»
| Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| Форма
| З
|
| З
|
|
|
|
|
|
| час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| 72 / 2
| | 72 / 2
|
|
|
|
|
|
| Заочная форма обучения, профиль «Правовое обеспечение государственной службы»
| Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| Форма
| З
| З
|
|
|
|
|
|
|
| час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| 108/3
| 108/3
| |
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 3 – Содержание и структура дисциплины
№п/п
| Наименование тем
| Содержание тем
| Коды компетенций
| Коды ЗУН
в соответствии с таблицей 1
| Модуль (раздел) 1. Психология И ПЕДАГОГИКА как наукИ (темы 1.1 - 1.4)
|
|
| Тема 1.1
| Введение в психологию и педагогику
| Предмет психологии в широком и узком значении (психические состояния, психические познавательные процессы, свойства личности; уровни проявления психики: сознание и бессознательное, внешнее и внутреннее, индивида и группы; факты, законы, закономерности). Атрибуты научного знания (объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, методологии, методы, методики, история науки, отрасли). Место психологии в системе наук: треугольник Б.М. Кедрова.
Предмет педагогики. Основные категории: Обучение и самообучение. Развитие. Воспитание и самовоспитание. Образование.
Эволюция представлений о психике.
Донаучный период: первобытное общество (анимистические взгляды, фатализм, магия, табу), древний мир (мифология, Платон, Аристотель о душе, Герофил, Эразистрат, Гален о сознании, мозге, нервах и психике), средние века (схоластические учения, Фома Аквинский, Августин о Боге), эпоха Возрождения (модель поведения Р. Декарта, Лейбница о бессознательном, эмпирическое направление Дж. Локка).
Научный период. Методологии: Структурализм. Функционализм. Бихевиоризм. Биологический подход: психофизиология, этология, зоопсихология, сравнительная психология. Психоанализ. Гуманистический подход. Деятельностный подход в отечественной школе: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев. Л.С. Выготский: культурно-историческая концепция развития личности.
Методы психологии. Классификация методов. Классификация Б.Г. Ананьева: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные, психодиагностические); методы обработки данных; интерпретационные.
Методы психолого-педагогического исследования. Эксперимент: виды (лабораторный, естественный) и их особенности. Опрос: виды (устный - беседа, интервьюирование; письменный – анкетирование), отличительные особенности и типы вопросов. Наблюдение: виды (систематическое и случайное, открытое и скрытое, включенное и стороннее, полевое и лабораторное, лонгитюдное, периодическое и одиночное), их особенности и правила проведения. Тестирование: понятие, виды (тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты) и их сравнительный анализ. Заимствованные методы: философские, социологические, психофизиологические.
Методы практической работы: диагностические, консультативные, психокоррекционные, психотерапевтические, обучающие и развивающие. Тренинг. Игра.
Отрасли психологии. Классификация отраслей по основаниям: фундаментальные, принципу развития и деятельности. Характеристика и задачи каждой отрасли.
Социальная психология: разделы, задачи, методы. Психология управления: разделы, задачи, методы. Организационная психология: разделы, задачи и методы. Психология влияния.
Отрасли педагогики. Общая педагогика. Возрастная педагогика. Педагогика профессионального образования. Отраслевая педагогика. Социальная педагогика. Коррекционная и специальная педагогика. Исправительная педагогика.
| ОК-5
ПК-12
ПК-14
| З1, З4, З6,
У1,У4,У6,
В1, В4, В6
| Тема 1.2
| Психические познавательные процессы
| Ощущение и восприятие. Классификация ощущений. Измерение и изменение ощущений. Восприятие как процесс. Представление. Восприятие пространства, движения и времени.
Память. Определения памяти. Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти. Теории памяти. Законы памяти. Развитие памяти.
Воображение. Природа и виды воображения. Функции и индивидуальные особенности воображения. Методы развития воображения.
Мышление. Понятие, виды, операции и формы мышления. Теории мышления. Особенности творческого мышления. Психодиагностика индивидуальных особенностей мышления. Развитие мышления.
Речь. Виды и функции речи. Речь как средство общения людей.
Внимание. Функции, свойства и виды внимания. Диагностика основных свойств внимания. Формирование и развитие внимания.
Интеллект: понятие, структура. История исследования интеллекта. Коэффициент интеллекта. Теории интеллекта. Познавательные способности. Психология интеллекта: теория М.А. Холодной. Когнитивные стили. Психодиагностика интеллекта.
| ОК-5
ПК-9
ПК-10
| З1, З2, З3,
У1,У2,У3,
В1, В2, В3
| Тема 1.3
| Психические состояния
| Эмоции и чувства. Психология переживания. Настроение. Аффекты. Воля. Природа и структура волевого действия. Роль эмоций и воли в жизнедеятельности человека. Тревожность. Агрессия.
Эмоциональное выгорание. Стресс и дистресс. Саморегуляция: методы борьбы с дистрессом. Психодиагностика состояний, психическая регуляция и контроль эмоционального поведения.
| ОК-5
ПК-12
ПК-13
ПК-14
| З1, З4, З5, З6
У1, У4, У5, У6
В1, В4, В5, В6
| Тема 1.4
| Психические свойства личности
| Темперамент и характер. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Системный подход к проблеме личность. Социализация личности. Я-концепция личности. Рефлексия. Теории темперамента: гуморальная (Гиппократ), конституциональная (Э. Кречмер), морфологическая (У. Шелдон), теория И. П. Павлова. Характер: понятие, структура, условия и факторы формирования. Типологии характеров. Проблема соотношения нормы и патологии. Теория Дж. Олдхэма и Л. Морриса. Теория черт Р. Кеттелла. Акцентуации характеров К. Леонгарда. Психодиагностика свойств личности.
Способности: понятие и виды способностей. Способности и задатки. Природа высших человеческих способностей. Формирование и развитие способностей. Одаренность. Талант. Гениальность.
| ОК-5
ПК-9
ПК-10
ПК-13
| З1, З2, З3, З5
У1, У2, У3, У5
В1, В2, В3, В5
| Модуль (раздел) 2. ПСИХОЛОГИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ (темы 2.1 - 2.3)
|
|
| Тема 2.1
| Юридическая психология
| Разделы, задачи и методы юридической психологии. Криминальная психология. Судебная психология, Психология следственных действий. Пенитенциарная психология.
| ОК-5
ПК-10
ПК-12
| З1, З3, З4,
У1, У3, У4,
В1, В3. В4
| Тема 2.2
| Психология личности и деятельности юриста
| Психологическая структура профессиональной деятельности юриста
Психограмма личности юриста
| ПК-9
ПК-10
ПК-12
| З2, З3, З4,
У2, У3, У4,
В2, В3. В4
| Тема 2.3
| Психология противоправного поведения
| Психология личности правонарушителя
Психология преступной группы
| ОК-5
ПК-9
ПК-12
ПК-14
| З1, З2, З4, З6
У1, У2, У4, У6
В1, В2, В4, В6
| Модуль (раздел) 3. ПЕДАГОГИКА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ (темы 3.1 – 3.5)
|
|
| Тема 3.1
| Педагогическая компетентность и культура юриста
| Педагогическая компетентность юриста
Педагогическая культура юриста
| ОК-5
ПК-12
ПК-14
| З1, З4, З6
У1, У4, У6,
В1, В4, В6
| Тема 3.2
| Формы и методы обучения студентов-юристов
| Формы обучения
Методы обучения
| ОК-5
ПК-12
ПК-14
| З1, З4, З6
У1, У4, У6,
В1, В4, В6
| Тема 3.3
| Современные технологии обучения в юридическом образовании
| Юридическая клиника как форма профессиональной подготовки студентов
Модульное обучение как современная образовательная технология
| ОК-5
ПК-12
ПК-14
| З1, З4, З6
У1, У4, У6,
В1, В4, В6
| Тема 3.4
| Педагогическое творчество юриста
| Понятие и сущность педагогического творчества
Творческая лаборатория юриста-педагога
| ОК-5
ПК-12
ПК-14
| З1, З4, З6
У1, У4, У6,
В1, В4, В6
| Тема 3.5
| Основы правового воспитания студентов-юристов
| Понятие и структура правосознания
Формирование правосознания в рамках правового воспитания студентов-юристов
| ОК-5
ПК-12
ПК-14
| З1, З4, З6
У1, У4, У6,
В1, В4, В6
|
Структура дисциплины с указанием количества академических часов и видов учебных занятий, а также формы текущего контроля и промежуточной аттестации (Табл. 4).
Таблица 4 – Структура дисциплины
№ п/п
| Наименование тем,
модулей (разделов)
| Объем дисциплины, час
| Форма текущего контроля, промежуточной аттестации
| Всего
| Контактная работа обучающегося с преподавателем по видам учебных занятий
| СР
| Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
| Очная форма обучения 2015 года набора, профиль «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»
| Модуль (раздел) 1
| Психология и педагогика как науки
|
|
|
|
|
|
| Тестирование 1
| Тема 1.1
| Введение в психологию и педагогику
| 3,5
| 0,5
|
|
|
|
| Эссе
| Тема 1.2.
| Психические познавательные процессы
| 5,5
| 0,5
|
|
|
|
| Устный опросы, проверка конспектов
| Тема 1.3.
| Психические состояния
| 5,5
| 0,5
|
|
|
|
| Устный опрос, проверка конспектов
| Тема 1.4.
| Психические свойства личности
| 5,5
| 0,5
|
|
|
|
| Устный опрос
| Модуль (раздел) 2
| Психология в юриспруденции
|
|
| |
| |
| Тестирование 2
| Тема 2.1
| Юридическая психология
| 6,5
| 0,5
|
|
|
|
| Проверка конспектов
| Тема 2.2
| Психология личности и деятельности юриста
|
|
|
|
|
|
| Сообщения с презентациями
| Тема 2.3
| Психология противоправного поведения
| 8,5
| 0,5
|
|
|
|
| Сообщения с презентациями
| Модуль (раздел) 3
| Педагогика в юриспруденции
|
|
| |
| |
| Конференция: доклады и подготовка публикаций
| Тема 3.1
| Педагогическая компетентность и культура юриста
| 5,5
| 0,5
|
|
|
|
| Проверка конспектов и письменных контрольных заданий (ПКЗ)
| Тема 3.2
| Формы и методы обучения студентов-юристов
| 5,5
| 0,5
|
|
|
|
| Решение проблемно-конфликтных ситуаций: проверка ПКЗ
| Тема 3.3
| Современные технологии обучения в юридическом образовании
| 5,5
| 0,5
|
|
|
|
| проверка ПКЗ
| Тема 3.4
| Педагогическое творчество юриста
| 5,5
| 0,5
|
|
|
|
| проверка ПКЗ
| Тема 3.5
| Основы правового воспитания студентов-юристов
|
| |
|
|
|
| проверка ПКЗ
|
| Промежуточная аттестация
|
| |
|
|
|
| Зачёт
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
| | Заочная форма обучения 2015 года набора, профиль «Правовое обеспечение государственной службы»
| Модуль (раздел) 1
| Психология и педагогика как науки
|
|
| |
|
|
| Тестирование 1
| Тема 1.1
| Введение в психологию и педагогику
| 2,25
| 0,25
|
|
|
|
| Эссе
| Тема 1.2.
| Психические познавательные процессы
| 12,25
| 0,25
|
|
|
|
| Устный опросы, проверка конспектов
| Тема 1.3.
| Психические состояния
| 12,25
| 0,25
|
|
|
|
| Устный опрос, проверка конспектов
| Тема 1.4.
| Психические свойства личности
| 12,25
| 0,25
|
|
|
|
| Устный опрос
| Модуль (раздел) 2
| Психология в юриспруденции
|
|
|
|
| |
| Тестирование 2
| Тема 2.1
| Юридическая психология
|
|
|
|
|
|
| Проверка конспектов
| Тема 2.2
| Психология личности и деятельности юриста
|
|
|
|
|
|
| Сообщения с презентациями
| Тема 2.3
| Психология противоправного поведения
|
|
|
|
|
|
| Сообщения с презентациями
| Модуль (раздел) 3
| Педагогика в юриспруденции
|
|
|
|
| |
| Конференция: доклады и подготовка публикаций
| Тема 3.1
| Педагогическая компетентность и культура юриста
| 7,7
| 0,2
|
| 1,5
|
|
| Проверка конспектов и письменных контрольных заданий (ПКЗ)
| Тема 3.2
| Формы и методы обучения студентов-юристов
| 9,7
| 0,2
|
| 1,5
|
|
| Решение проблемно-конфликтных ситуаций: проверка ПКЗ
| Тема 3.3
| Современные технологии обучения в юридическом образовании
| 7,7
| 0,2
|
| 1,5
|
|
| проверка ПКЗ
| Тема 3.4
| Педагогическое творчество юриста
| 7,7
| 0,2
|
| 1,5
|
|
| проверка ПКЗ
| Тема 3.5
| Основы правового воспитания студентов-юристов
| 6,2
| 0,2
|
|
|
|
| проверка ПКЗ
|
| Промежуточная аттестация
|
| |
|
|
|
| Зачёт
|
| Всего:
|
|
|
|
| |
| |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Самостоятельная работа обучающихся осуществляется на протяжении изучения всей дисциплины в соответствии с утвержденной в учебном плане трудоемкостью.
Внеаудиторная самостоятельная работа студента проводится в виде:
¾ подготовки к аудиторным занятиям: к практическим (семинарским), и при необходимости, к лекционным занятиям;
¾ изучения литературы, материалов из интернет–источников;
¾ самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины;
¾ написания эссе и подготовки докладов;
¾ выполнения заданий для самостоятельной работы;
¾ подготовки и выполнения контрольной работы;
¾ подготовки к зачету.
Примерные вопросы для подготовки к аудиторным занятиям
|