Хозяйственно-культурные типы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйственно-культурные типы



(на примере индейцев Америки).

 

Хозяйственно-культурные типы – исторически сложившиеся комплексы хозяйства и культуры у народов, приблизительно равного уровня развития и живущих в сходных условиях. (По М.Г. Левину и Н.Н. Чебоксарову).

Признаки: характер, облик и уровень развития хозяйства и хоз. деятельности людей. ХКТ характеризует хозяйственно-производительную, технологическую сторону пр-ва, а так же его конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик всей общественной системы в целом и социально-экономических укладов в частности.

 

Первичная, первобытно-общинная эпоха:

– присваивающее хозяйство

– примитивно-производящее хозяйство

 

Ко вторичной эпохе относится интенсивно-производящий этап развития хозяйства.

Этапы развития хозяйства:

1) Присваивающий ХКТ:

– бродячая охота и собирательство тропиков

– специализированная охота и собирательство тропиков

– прибрежное рыболовство и собирательство

– охота, рыболовство, собирательство умеренного пояса

– пешая таёжная охота

– арктическая охота на морского зверя

– оленея охота

– охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства

 

2) Ранний производящий ХКТ:

– ручное земледелие тропиков

– комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков

– земледелие и животноводство умеренного пояса

– оленеводство тайги и тундры

 

3) Развитый производящий (экстенсивный) ХКТ:

– пастушеское скотоводство и земледелие

– кочевые и полукочевое скотоводство номадов

– традиционное земледелие и животноводство предгосударств AFR

– земледелие и животноводство лесной зоны EUR

 

4) Производящий (интенсивный) ХКТ:

– плужное и ручное земледелие древних цивилизаций (в т.ч. рабовладельческих: Др. GRE и ДР. Рима).

– плужное земледелие средней полосы

– средневековый ремесленно-торговый городской

 

ХКТ индейцев Америки.

 

Поскольку этнологическое исследование жизни американских индейцев началось сравнительно поздно – на рубеже XIX-XX вв., установить, что там было до прихода европейцев очень сложно. Ко времени начала их изучения, индейцы окончательно превратились в лубочный образ, в эссенцию индейского образа жизни, как его представляли себе американцы.

 

Принято классифицировать до-европейские народы Америки именно по ХКТ, так как это по языкам сделать это просто невозможно; сравнивая ХКТ, кроме того, можно условно сравнить разные общности по уровню развития. Итак:

 

Охотники и рыболовы - Эскимосы и индейцы севера (побережье С. Америки от Аляски до побережья Гренландии, лесные районы).

Охота. На тюленей и моржей, круглогодично (с лодок или через лунки). Мясо – в пищу, шкура – на обувь и лодки, кости – на орудия, жир – в пищу и для освещения/отопления. Охота на оленя, медведя, пушного зверя, мускусного быка, водоплавающую птицу – только летом. Летом же ловили и заготавливали рыбу, собирали ягоды.

Орудия. Гарпун (копье с отделяющейся головкой, ремнем, воздушным пузырем); лодки – мужские одноместные (каяк с противоводным фартуком) и женские многоместные (для транспортировки добычи; деревянный каркас, кожаная обшивка). Для сухопутной охоты и рыбной ловли: копье, лук, стрелы, силки и ловушки. Зимой – лыжи-ракетки. Собачьи упряжки.

Жилища. Летом – чум (деревянный конический каркас, обшивка кожаная) для маленькой группы людей. Зимой – на побережье в землянках, в иглах. Одежда. Из меха оленя – меховая рубаха с капюшоном, штаны, меховые мокасины с подвязками к поясу, рукавицы. Зимой – 2 комплекта одежды. Для женщин – то же, но штаны и рубаха сшиваются вместе.

Пища. Мясо, жир, рыба, ягоды, коренья, растения.

Социум. Общины и более широкие, но менее жесткие объединения. На С-З сложилось общество со значительным соц. расслоением (!).

Религия. Анимизм (вера в «хозяйку моря»). Шаманизм и тотемизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.007 с.)