Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коренные народы Сибири и Дальнего Востока.
Этногенез. Истоки где-то между IV-I тыс. до н.э., когда сформировались 4 больших региона: западносибирский, енисейско-байкало-ленский, амурский, северо-восточный. Наиболее динамичные культурные изменения и миграционные процессы пришлись на эпоху от II тыс. до н.э. до первых веков н.э. (от ранней бронзы, до железа): афанасьевская, андроновская, таштыкская археологические культуры. В процессе этногенеза этих народов принимали участие и скифо-сарматские племена. После же «Великого переселения народов» накапливается тюркоязычный этнолингвистичский компонент (самые северные тюрки – якуты). Формировались мирно, пока по ним не прошёлся Чингисхан. Народы SIB были оттеснены в таёжную зону, где и утратили наиболее прогрессивные формы хозяйства. Самое важное – начавшийся контакт между коренными сибирцами и европейской Россией, в период колонизации. До 1917 г. – главный оплот аграрного общества. На 2003 год их всех около 1,5 млн. чел. Крупнейшие народы: – буряты (445 тыс.), якуты (445 тыс.), тувинцы (245 тыс.), хакасы (75 тыс.), алтайцы (67 тыс.), шорцы (14 тыс.) и сибирские татары (10 тыс.). – отдельно выделяют группу «малых народов Севера» (от 1 до 40 тыс. чел.): ненцы (40 тыс.), эвенки (35 тыс.), ханты (30 тыс.), эвены (20 тыс.), чукчи (15 тыс.), нанайцы и манси (по 12 тыс.), эскимосы, юкагиры, кеты, ительмены, etc. Есть группа народов условных «палеоазиатов»: чукчи, коряки, ительмены.
Территория. Пять ИЭО:
1) Западносибирская (татары, ханты, манси, селькупы, ненцы) 2) Алтае–Саянская (алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы) 3) Восточносибириская (буряты, якуты, 4) Амурская (эвенки, эвены, нанайцы) 5) Северовосточная (чукчи, коряки, ительмены) Лингвистика. Двуязычие: родной + русский. 2 большие семьи языков:
1. Алтайская а) тюркская группа (алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и татары, якуты) б) монгольская группа (буряты) в) тунгусо-манчьжурская группа (эвенки, эвены, нанайцы)
2. Уральская а) финно-угорская группа (ханты, манси) б) самодийская группа (селькупы, ненцы)
3. Чукото-камчатская (чукчи, коряки, ительмены) Антропология. Большинство – разновидности монголоидов (тунгусы: эвены, эвенки; юкагиры). Арктическая монголоидная раса (С-В «палеоазиаты»), центральноазиатские монголоиды (буряты, якуты, тувинцы), уральская раса – смешение монголоидов с европеоидами (ханты, манси, шорцы, нанайцы).
ХКТ.
1) Пешие охотники и рыболовы тайги 2) Охотники на оленей в Субарктике 3) Оседлые рыболовы низовий больших рек 4) Таёжные охотники-оленеводы Восточной Сибири 5) Оленеводы от севера Урала до Чукотки 6) Охотники за морским зверем на побережье Тихого океана 7) Скотоводы и охотники Алтая и Саян 8) Скотоводы и земледельцы Южной и Западной Сибири.
У тюркской (алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и татары, якуты) и монгольской групп (буряты) к периоду приходу RUS было больше развито скотоводство, нежели земледелие. Но с XVIII в. начинает преобладать земледелие. Интересны промысловые народы. Рыболовство в бассейне Оби (ханты, манси), в нижнем течении Амура (нивхи, нанайцы), на Камчатке (ительмены). Круглый год. Самое важное – нерест, сезон массового улова. В тайге – охотники-оленеводы (эвены, эвены, юкагиры). Оленеводы тундры – ненцы, чукчи. Охота и рыболовство – вспомогательные занятия. У ненцев – пастушеские собаки. Арктические охотники на морского зверя – эскимосы, промышлявшие охотой на тюленя зимой и весной, а летом – охотой на моржей. Социум. Патриархальность. Широкий семейный круг, внутри которого пропагандируется взаимопомощь и поддержка. Почти всегда роды, однако часто различной численности и состава. К приходу RUS колонистов была территориальная община. Есть дуально-фратриальная экзогамия. Патрилинейность и отцовский счёт родства. У чукчей был левират (брак с братом мужа). У тюркоязычных народов SIB – улусно-племенная организация (патриархальная община в сочетании с военно-иерархическим строем). Одежда. У скотоводов – татарская одежда. Халат, овчинная шуба. У женщин – кафтан с мехом. Выделывают даже рыбью кожу на обувь и одежду (ханты, манси, нанайцы). У охотников – из теплых оленьих шкур. Жилища. У алтайцев, бурят и якутов долгое время были срубные юрты (!), имитировавшие жилища кочевников. У рыболовов – берестяные чумы, плетённые шалаши. У охотников и оленеводов всё рассчитано на движение. Упряжки, берестяные лодки. Оленеводы тундры (ненцы, чукчи) кочевали круглый год, в рамках границ от моря до края тайги. Конический чум покрыт кожей. Яранга от него отличается тем, что там снизу цилиндр, а сверху конус. Некоторые арктические охотники жили в землянках со входом через дымовое (!) отверстие.
Духовная культура. Классический шаманизм (особо – алтайский). Все дела: камлание, бубен и колотушка. Со временем (с распадом родового строя) профессиональные шаманы. Кое-где религии: буддизм (буряты, Тува), христианство (Алтай – хакасы и алтайцы), ислам (татары). Был и семейно-родовой культ, а так же промысловые культы – жертвоприношения «хозяевам» природы. Отношения с цивилизацией. В период RUS империи народы SIB начали втягиваться в рынок (через пушной промысел и покупку оружия), который оказал на них губительнейшее влияние: их попросту обманывали недобросовестные торговые посредники. В конце концов, в среде отсталых народов SIB произошло резкое имущественное расслоение (одни стали чуть ли не промышленниками, другие влачили жалкое существование); рынок во многом нивелировал и этнографическую специфику. В период СССР создавались ППО (простейшие производственные объединения). Заставили их работать. Новые административные порядки были сложны и не учитывали специфики местного менталитета – ещё общинно-родового. Было сложно, но за счёт льгот, социальных гарантий, медицинского обслуживания, наконец, распространения грамотности и образования они примирились со своей судьбой. 60-ые: целая волна русских переселенцев в SIB, построили ещё городов и стали жить. Были и экстремальные «перегибы», вроде «переведение кочевников на оседлость», но были и нормальные: создание автономий и республик.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.007 с.) |