ТОП 10:

Этнографическая деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая



(1846-1888)

1. 1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег Новой Гвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.

2. 1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.

3. 1879-1881 – Австралия. Меланезия.

4. За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планировать новые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.

5. Метод. Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.

6. Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.

7. С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создать под своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежным европейским вторжением, законсервировать этнос. Ненаучный шаг: пытался предотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец за права папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал свои доклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.

8. Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен. Нарушается первородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство. Истребление. Падение нравов.

9. Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды, патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения, полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри».

 

Основные методы этнологического исследования.

Собственно «этнология» появляется тогда, когда появляются определенные методы изучения источников, на основе которых делаются теоретические заключения, служащие для объяснения исторической и современной жизни этносов.

I. Вопросы общефилософского содержания. Познание сущностных отношений внутри и между этносов.

II. Общенаучные методы в этнологии:

 

1) исторический – изучаемые явления рассматриваются с точки зрения их зарождения, развития и перспективы будущего изменения

2) функциональный – выявление значения того или иного культурного элемента в жизни этнической общности

3) структурный – выявление строения изучаемого объекта; системы социальных отношений

4) системный – мысленное расчленение объекта изучения на компоненты, составляющие и элементы и поиск связей между ними

 

 

III. Исследовательские средства, обеспечивающие этнологическую эмпирическую работу:

 

1) метод поиска и сбора информации (экспедиции и т.п.)

2) обработка собранного фактического материала

– классификация

– типологизация

3) интерпретация полученных результатов

– их обобщение и сопоставление с предшествующими данными и выводами науки, оценка полученных выводов с точки зрения точности и строгости методов и техники исследования.

4) сравнительно-этнологический метод исследования (эволюционистская этнологическая школа)

5) метод картографирования этнологических явлений (диффузиционистская этнологическая школа)

6) сравнительно-типологический метод. (Оскар Монтениус) – построение и сравнение типологических рядов

7) метод количественного анализа (статистический метод). Развитие сравнительно-типологического метода. Задача правильно выбрать типологические группы. С этим методом связано широкое распространение анкетирования (т.е. стандартизации собираемой информации).

 

Вопросы по регионам.

1. Происхождение народов Австралии.

 

К моменту прихода в AUS белых, численность её аборигенного населения составляла ~ 300 тыс. человек. Первые люди появились на этом континенте 30-40 тыс. лет назад. (Древнейшая археологическая находка датируется возрастом 30 тыс. лет до н.э., у оз. Манго (очаги и каменные орудия)). Очевидно, что они пришли из Юго-Восточной AZ, когда это, вероятно, стало возможно благодаря пику Вюрмского оледенения (уровень океана был на 10 м. ниже, чем в настоящее время).

Сунда – протоEURAZ

Сахул – протоAUS

Данные серологического анализа (анализа генетической плазмы крови) показали, что всю AUS могли заселить всего-навсего 15-20 человек, которые, вероятно проникли на её территорию двумя независимыми группами, долго существовавшими в изоляции друг от друга.

14-17 тыс. лет до н.э. – термический максимум на территории AUS. Бόльшая часть земли превратилась в выжженную пустыню, исчезли целые племена аборигенов. В результате длительной изоляции здесь сохранилась адаптивная (очень примитивная) и была выработана совершенно особенная когнитивная культура.

AUS была открыта европейцами в 1606 г. К этому времени в AUS жило около 500 племен, даже не имевших вождя (своего рода этнолингвистические общности). До 1967 г. Аборигенов даже не считали за людей, их популяция к тому моменту уже катастрофически сократилась (~ до 50 тыс. человек).

Сейчас аборигенное население AUS снова насчитывает ~ 300 тыс. человек (вместе с метисами и жителями островов Торресова пролива), что составляет ~ 2% от всего населения AUS. Аборигены AUS говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой AUS филии (надсемье).

1788 г. – первый флот с капитаном Артуром Филиппом, привёзший несколько сот английских каторжан. А с 1851 года здесь началась знаменитая «золотая лихорадка».

60% населения – потомки англичан (=> англиканцы)

25% населения – потомки ирландцев (=> католики)

12% населения – потомки шотландцев (=> пресвитериане)

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.55.37 (0.005 с.)