А. Камю о смысле человеческого существования в мире (А. Камю «Миф о Сизифе»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Камю о смысле человеческого существования в мире (А. Камю «Миф о Сизифе»).



Основным положением философии экзистенциализма является критика неподлинного человеческого существования в современном мире В этом мире правят толпа, любопытство, двусмысленность и болтовня. По А. Камю это мир абсурда, в котором человеку также нет места. Выход из абсурдного мира, который предлагает человеку Камю, заключается в метафизическом бунте, который полностью взрывает отчужденное бытие и освобождает человека. Абсурдность человеческому существованию придают бесчеловечность, смерть, общество, а также самая обыденная повседневная рутинность. Камю, хотя и пишет об абсурде, однако не принимает его безоговорочно. Быть цельным и счастливым при абсурде невозможно. Необходимо абсурд преодолеть. Экзистенциальные философы, на которых ссылается Камю, делают это через «прыжок» веры, прорыва к трансцендентному, к Богу (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Л. Шестов). И все же «прыжок» оставляет человека наедине с самим собой; человек не вырывается за пределы себя, своего разума. Поскольку Камю не признает бытия Бога и, соответственно, мира объективных ценностей, то человек в его учении должен иметь другое оправдание, полностью вытекающее из субъективизма и атеистической позиции. Так как логическим следствием философии абсурда является самоубийство, то Камю, напротив, предлагает выход из этой ситуации в принятии «сознания сопротивления», в признании правомочности бунта

Ж.П. Сартр о разновидностях и основных принципах экзистенциальной философии (Ж.П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»).

Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Дляконцепции Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом.Отправляясь от основной идеи Э. - "существование предшествует сущности", Сартр строит свою онтологиюна противопоставлении двух видов бытия:
"бытия-в-себе", заменяющего объективную действительность,
"бытия-для-себя", тождественного "человеческой реальности", т.е. сознанию.
Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Основной категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность человеческого поведения,источник деятельности и единственная возможность человека: "человек всегда и целиком свободен или егонет вовсе". Сартр отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек "вынужден самизобретать для себя свой закон", выбирать свою мораль.

Герменевтика.

Герменевтика (гр. hermenentike — истолкование) — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста.
Герменевтика же выступает как метод понимания культуры.
Э. Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».
М. Хайдеггер в качестве «жизненного мира» рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия». Поэтому герменевтика не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова — главная цель и функция герменевтической философии.
Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания.
Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине.
Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.
 

Структурализм.

Возник в 50-е гг. во Франции. С егопоявлением французская философия совершает радикальный поворот, который многими исследователями сравнивается с поворотом от физики Ньютона к теории относительности и квантовой механике. Клод Леви-Стросс — крупнейший представитель французского структурализма. Структурализм предпринял смелую попытку поднять гуманитарное знание до уровня настоящей теории. Главная его заслуга в этом плане, по мнению Леви-Строса, состоит в том, что он «предлагает гуманитарным наукам эпистемологическую модель, несравнимую по своей силе с той, которой они располагали раньше». Леви-Строс называет структурализм сверхрационализмом и видит его задачу в том, чтобы объединить строгость и логическую последовательность ученого с метафоричностью и парадоксальностью художника, «включить чувственное в рациональное, не пожертвовав при этом ни одним из чувственных качеств».

Структурализм выступил против феноменологии, экзистенциализма, герменевтики и всех форм психологизма. По основным своим параметрам он находится ближе всего к неопозитивизму. Они оба выражают скептическое отношение к философии и стремятся к ее преодолению во имя науки. Язык для них выступает предметом особого внимания. Вместе с тем между ними имеются существенные различия: неопозитивизм берет язык в качестве объекта анализа и изучения, тогда как в структурализме язык играет прежде всего методологическую роль, по образу и подобию которого рассматриваются все другие явления общества и культуры. Структурализм также отличается от неопозитивизма большей широтой взгляда, стремлением преодолеть узкий эмпиризм и за внешним многообразием явлений увидеть некоторые объединяющие черты и связи, подняться до глобальных теоретических обобщений. Структурализм отдает явное предпочтение форме, структуре, системе, синхронии, логике, а не отдельным событиям, содержанию или субстанции, истории или диахронии. Он отказывается видеть в человеке свободное, активное, волевое и сознательное существо, являющееся автором или субъектом своих слов, действий и поступков. По отношению к человеку структурализм встает на позиции скептицизма и нигилизма. Подавляющее большинство известных структуралистов выступают с резкой критикой гуманизма. Разумеется, изобличая несостоятельность гуманизма, структурализм не становится апологией бесчеловечности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.006 с.)