Психоаналитическая философия (Фрейд, Адлер, Юнг, Райх, Фромм и др.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоаналитическая философия (Фрейд, Адлер, Юнг, Райх, Фромм и др.)



Психоаналитическая философия, или фрейдизм – это общее обозначение различных школ и течений, использующих психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.
Психоанализ был основан австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом в конце XIX – в начале XX в. и был направлен на изучение влияния внутреннего мира человека, его поведения, культурных и социальных условий на формирование психической жизни индивида и его реакций.
▪ Карл Густав Юнг:
Основная задача психотерапии – налаживание нарушенных связей между различными уровнями психики благодаря мифам, обрядам, ритуалам, которые считаются средствами активизации архетипов;
– типология характеров, в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертный и интровертный типы).
▪ Эрих Фромм
– мотивы человеческой деятельности – не биологические компоненты «человеческой природы», а следствие социальных процессов;
– понятие «социального характера» – соединительное звено между психикой индивида и социальной структурой общества; характер человека выводится из дихотомий человеческого существования («экзистенциальных» и исторических);
– исторические дихотомии создаются самим человеком и решаются в процессе его индивидуальной жизни или в последующие периоды истории; это противоречия между дости– жениями научного прогресса и их использования на пользу человечества. Решить исторические дихотомии можно лишь путем построения «гуманистического общества»;
– к «экзистенциальным» дихотомиям относятся дихотомия между жизнью и смертью (человек осознает ограниченность своего существования и никогда не бывает свободен от дихотомии) и дихотомия между тем, что каждый человек является носителем всех заложенных в него потенций, и невозможностью их реализовать в виду кратковременности своего бытия– «экзистенциальные» дихотомии можно решить, раскрепостив внутренние способности человека к любви, вере и размышлениям; добиться гуманизации существующей социальной системы возможно путем повышения социальной активности индивида и гуманизации методов управления;
– дихотомии человеческого

существования: патриархальный и матриархальный принципы организации жизни людей; авторитарное и гуманистическое сознание; эксплуататорский и рецептивный (послушный) типы характера; овладение и бытие как два способа жизнедеятельности индивида; экзистенциальное и историческое существование человека; негативная «свобода от…» и позитивная «свобода для…» в процессе развития личности;
– любовь главная ценность и критерий бытия, она изменяет характер человека, формирует уважение к жизни, заинтересованность в единении с миром, содействует переходу от эгоизма к альтруизму, от «кибернетической религии» к новому гуманистическому духу благодаря созданию «нерелигиозной религии»;
– связь между психикой индивида и социальной структурой общества проявляется через социальный характер, в формировании которого особенная роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в несознательное черты, несовместимые с главенствующими в обществе нормами.
▪ Вильгельм Райх, «Массовая психология фашизма»:
– проповедь сексуальной революции как неотъемлемого элемента любых социальных реформ; требование отмены всех форм «репрессивной морали»;
– любой авторитарный общественный строй основан, в конечном итоге, на сексуальном притеснении, которое составляет основу характера и служит массовым источником неврозов;
– характер – это своеобразное защитное образование («панцирь»), оберегающее индивида как от внешних влияний, так и от его собственных подавленных влечений;
– утверждению физической реальности психической энергии служит понятие «либидо»; учение об универсальной космической жизненной энергии – «оргоне»;
– теория «здорового ядра личности»: человек счастлив, если обеспечиваются три основных ценности существования (любовь, работа и безопасность); в случае, если какая-то из сторон нарушается, «ядро личности» покрывается слоем «приспособительных черт», которые заглушают, делают невозможным ощущение счастья.

Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, “бессознательный жизненный план”, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид чувствуя свое физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счет концентрации своего творческого потенциала. В результате он получает сверхкомпенсацию (например Наполеон).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.004 с.)