Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Стихийные группы и способы взаимодействия в них.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Социально-психологические инструменты осмысления групп: теория социальных представлений (С. Московичи), теория идентичности (А. Тэшфел), концепция «мы-чувства» (Б. Поршнев). История изучения массового поведения (Г. Тард, Г. Лебон, Б.М. Бехтерев). Типы стихийных групп: масса, толпа, аудитория, публика. Характеристика человека в массе. Лидеры масс. Психологические механизмы стихийного поведения. Массовая паника. Массовая агрессия. Общественное мнение как фактор формирования стихийной группы. Специфичность взаимодействия в стихийных группах. Толпа: содержание и типология. Форма и структура толпы. Управление толпой. Тема 13. Социально-психологические особенности межгрупповых отношений. Проблема межгрупповых отношений в социальной психологии: теоретические подходы и экспериментальные исследования. Процесс межгрупповой дифференциации и его стадии. Факторы, влияющие на межгрупповое восприятие. Роль стереотипов в формировании «образа» группы. Явление «внутригрупповой пристрастности». Специфика межгрупповых процессов на уровне больших социальных групп: влияние культурного и исторического контекста. Характеристика межгрупповой дифференциации: возрастной, половой, региональной и т. д. Межгрупповая агрессия. Урегулирование межгруппового конфликта. Межэтнические отношения. Механизмы межэтнического восприятия: этноцентризм, стереотипы и предрассудки. Гендерные отношения и их влияние на личность. Содержание и функции полоролевых стереотипов. Гендерные роли.
III. Учебно-методические обеспечение курса Планы семинарских занятий Тема 1. Исследовательское поле социальной психологии (Самостоятельное изучение, письменная самостоятельная работа) Основные понятия: предмет социальной психологии, структура социальной психологии, психологическая социальная психология, социологическая социальная психология, социальная ситуация, социальное влияние, социальное познание. Контрольные вопросы: 1. В чем состоит специфика социальной психологии как отрасли знания? 2. Охарактеризуйте главные категории науки. 3. Раскройте содержание функций социальной психологии? 4. В чем состоит суть практической направленности социальной психологии?
5. Охарактеризуйте области работы социального психолога-практика. 6. Какие социально-психологические проблемы актуальны в современной России? Тема 2. История становления и развития социальной психологии (Самостоятельное изучение, написание реферата) Основные понятия: позитивизм, социальный конструктивизм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивизм, когнитивный диссонанс, интеракционизм. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте основные вехи в развитии социальной психологии. 2. С какими факторами был связан кризис в социальной психологии? 3. Назовите основные научные парадигмы современной социальной психологии? Темы рефератов 1. Система взглядов К. Левина – «психология поля». 2. Процессы в малой группе в оценках и экспериментах К. Левина. 3. Психоаналитическая ориентация в социальной психологии: история и современность. 4. Идеи «Т-групп» и современная практика тренинга. 5. Когнитивный диссонанс Л. Фестингера и способы его уменьшения. 6. Концепция социальных представлений С. Московичи и типы социально-политических представлений в России начала ХХ1 в. 7. Теория человеческой агрессивности Э. Фромма и современная российская действительность. 8. Экспериментальный подход С. Милграма. 9. Социально-психологическая школа К. Роджерса. 10. Особенности истории развития социальной психологии в России. 11. Концепция коллективной рефлексологии В. М. Бехтерева. 12. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. 13. Проблематика современных исследований в отечественной социальной психологии. Тема 3. Методы прикладных исследований в социальной психологии Основные понятия: методология исследования, программа исследования, процедура исследования, качественные методы, количественные методы, качественно-количественные методы, эксперимент, наблюдение, контент- анализ, опрос, социометрия, тестирование, аппаратно-технические методы, глубинное интервью, фокус-группа, проективные техники. Контрольные вопросы 1. В чем состоит специфика методологии социально-психологического исследования? 2. Каковы возможности и ограничения качественных и количественных методов сбора первичной информации?
3. Какова процедура социально-психологического эксперимента? 4. Как проводится фокус-группа? 5. В чем состоит суть такого метода, как контент-анализ? Лабораторная работа «Прикладное социально-психологическое исследование» Студентам предлагается разделиться на группы (2-3 человека) – рабочие команды. Домашнее задание состоит в разработке проекта письменной лабораторной работы по следующей схеме: тема, актуальная проблема, цель, задачи, объект, предмет, анкета. Чтобы выбрать тему и обосновать ее актуальность, нужно помнить, что социально-психологической проблемой является существующая в окружающей жизни противоречивая ситуация взаимодействий, взаимоотношений, восприятия, носящая массовый характер и затрагивающая интересы социальных групп. Существуют строгие правила и принципы конструирования вопросов в анкете, которые являются исследовательским инструментом. Перечислим главные из них: 1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. 2. Необходимо использовать язык «простого человека», избегая слов с двойным значением, малораспространенных, узкоспециальных, иностранных. 3. Вопросы не должны быть длинными. 4. Каждый вопрос должен быть конкретным, насколько это возможно. 5. Следует либо подробно указывать все возможные варианты ответа (лучше, если количество подсказок не превышает семи-девяти), либо не указывать ни одного. 6. Подсказки в закрытом вопросе должны иметь одну логическую связь. 7. Рекомендуется уравновешивать варианты «за» и «против». 8. Формулируйте вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных шаблонных ответов. 9. Избегайте включения слов и выражений, которые могут вызвать негативное отношение опрашиваемых. 10. Вопрос не должен иметь внушающего характера типа «Не кажется ли Вам…», «Не согласны ли Вы…». 11. Помещайте в конце закрытого вопроса подсказку «Не задумывался» или «Не могу сказать», чтобы дать возможность респонденту уклониться от ответа на вопрос. 12. Помещайте в конце полузакрытого вопроса подсказку «Другое», чтобы предоставить респонденту возможность выйти за рамки предложенных Вами альтернатив. Лабораторная работа выполняется на практическом занятии под руководством преподавателя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.006 с.) |