Тема 12. Стихийные группы и способы взаимодействия в них. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Стихийные группы и способы взаимодействия в них.



Социально-психологические инструменты осмысления групп: теория социальных представлений (С. Московичи), теория идентичности (А. Тэшфел), концепция «мы-чувства» (Б. Поршнев). История изучения массового поведения (Г. Тард, Г. Лебон, Б.М. Бехтерев). Типы стихийных групп: масса, толпа, аудитория, публика. Характеристика человека в массе. Лидеры масс. Психологические механизмы стихийного поведения. Массовая паника. Массовая агрессия. Общественное мнение как фактор формирования стихий­ной группы. Специфичность взаимодействия в стихийных группах. Толпа: содержание и типология. Форма и структура толпы. Управление толпой.

Тема 13. Социально-психологические особенности межгрупповых отношений.

Проблема межгрупповых отношений в социальной психологии: теоре­тические подходы и экспериментальные исследования. Процесс межгруп­повой дифференциации и его стадии. Факторы, влияющие на межгруппо­вое восприятие. Роль стереотипов в формировании «образа» группы. Яв­ление «внутригрупповой пристрастности». Специфика межгрупповых процессов на уровне больших социальных групп: влияние культурного и исторического контекста. Характеристика межгрупповой дифференциа­ции: возрастной, половой, региональной и т. д. Межгрупповая агрессия. Урегулирование межгруппового конфликта. Межэтнические отношения. Механизмы межэтнического восприятия: этноцентризм, стереотипы и предрассудки. Гендерные отношения и их влияние на личность. Содержание и функции полоролевых стереотипов. Гендерные роли.

 

III. Учебно-методические обеспечение курса

Планы семинарских занятий

Тема 1. Исследовательское поле социальной психологии (Самостоятельное изучение, письменная самостоятельная работа)

Основные понятия: предмет социальной психологии, структура социаль­ной психологии, психологическая социальная психология, социологиче­ская социальная психология, социальная ситуация, социальное влияние, социальное познание.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит специфика социальной психологии как отрасли знания? 2. Охарактеризуйте главные категории науки.

3. Раскройте содержание функций социальной психологии?

4. В чем состоит суть практической направленности социальной пси­хологии?

5. Охарактеризуйте области работы социального психолога-практика.

6. Какие социально-психологические проблемы актуальны в совре­менной России?

Тема 2. История становления и развития социальной психологии (Самостоятельное изучение, написание реферата)

Основные понятия: позитивизм, социальный конструктивизм, бихевио­ризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивизм, когнитивный дис­сонанс, интеракционизм.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные вехи в развитии социальной психологии.

2. С какими факторами был связан кризис в социальной психологии?

3. Назовите основные научные парадигмы современной социальной психологии?

Темы рефератов

1. Система взглядов К. Левина – «психология поля».

2. Процессы в малой группе в оценках и экспериментах К. Левина.

3. Психоаналитическая ориентация в социальной психологии: история и современность.

4. Идеи «Т-групп» и современная практика тренинга.

5. Когнитивный диссонанс Л. Фестингера и способы его уменьшения.

6. Концепция социальных представлений С. Московичи и типы соци­ально-политических представлений в России начала ХХ1 в.

7. Теория человеческой агрессивности Э. Фромма и современная рос­сийская действительность.

8. Экспериментальный подход С. Милграма.

9. Социально-психологическая школа К. Роджерса.

10. Особенности истории развития социальной психологии в России.

11. Концепция коллективной рефлексологии В. М. Бехтерева.

12. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.

13. Проблематика современных исследований в отечественной социаль­ной психологии.

Тема 3. Методы прикладных исследований в социальной психологии Основные понятия: методология исследования, программа исследования, процедура исследования, качественные методы, количественные методы, качественно-количественные методы, эксперимент, наблюдение, контент- анализ, опрос, социометрия, тестирование, аппаратно-технические методы, глубинное интервью, фокус-группа, проективные техники. Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика методологии социально-психологического исследования?

2. Каковы возможности и ограничения качественных и количественных методов сбора первичной информации?

3. Какова процедура социально-психологического эксперимента?

4. Как проводится фокус-группа?

5. В чем состоит суть такого метода, как контент-анализ?

Лабораторная работа «Прикладное социально-психологическое исследование» Студентам предлагается разделиться на группы (2-3 человека) – рабо­чие команды.

Домашнее задание состоит в разработке проекта письменной лабораторной работы по следующей схеме: тема, актуальная проблема, цель, задачи, объект, предмет, анкета. Чтобы выбрать тему и обосновать ее актуальность, нужно помнить, что социально-психологической проблемой является существующая в ок­ружающей жизни противоречивая ситуация взаимодействий, взаимоотно­шений, восприятия, носящая массовый характер и затрагивающая интере­сы социальных групп.

Существуют строгие правила и принципы конструирования вопросов в анкете, которые являются исследовательским инструментом. Перечис­лим главные из них:

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

2. Необходимо использовать язык «простого человека», избегая слов с двойным значением, малораспространенных, узкоспециальных, ино­странных.

3. Вопросы не должны быть длинными.

4. Каждый вопрос должен быть конкретным, насколько это возможно.

5. Следует либо подробно указывать все возможные варианты отве­та (лучше, если количество подсказок не превышает семи-девяти), либо не указывать ни одного.

6. Подсказки в закрытом вопросе должны иметь одну логическую связь.

7. Рекомендуется уравновешивать варианты «за» и «против».

8. Формулируйте вопрос таким образом, чтобы избегать стереотип­ных шаблонных ответов.

9. Избегайте включения слов и выражений, которые могут вызвать негативное отношение опрашиваемых.

10. Вопрос не должен иметь внушающего характера типа «Не кажет­ся ли Вам…», «Не согласны ли Вы…».

11. Помещайте в конце закрытого вопроса подсказку «Не задумывал­ся» или «Не могу сказать», чтобы дать возможность респонденту укло­ниться от ответа на вопрос.

12. Помещайте в конце полузакрытого вопроса подсказку «Другое», чтобы предоставить респонденту возможность выйти за рамки предложен­ных Вами альтернатив.

Лабораторная работа выполняется на практическом занятии под руко­водством преподавателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.006 с.)