Тема 4. Коммуникативная сторона общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Коммуникативная сторона общения.



Основные понятия: коммуникация, вербальная коммуникация, невер­бальная коммуникация, системы знаков: оптико-кинетическая, паралин- гвистическая, экстралингвистическая, пространство и время коммуника­ции, визуальный контакт, ольфакторные сигналы; убеждение, манипуля­ция, ложь.

Контрольные вопросы:

Какое место в межличностной коммуникации занимает речь и не­вербальные сигналы?

Назовите и охарактеризуйте эмоциональные функции речи.

Классифицируйте жесты и раскройте содержание каждого типа с примерами.

Какова роль пространства и времени организации коммуникации в общении?

В чем состоят результаты исследований визуальной коммуникации?

Каковы пути убеждения?

Тема 5. Взаимопонимание и социальное познание

Основные понятия: социальная перцепция, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, фундаментальная ошибка атрибуции, стереотипизация, эффекты восприятия.

Контрольные вопросы

1. Каковы механизмы восприятия людей друг другом?

2. Какие эксперименты доказали, что объяснение причин поведения другого человека является главным в социальной перцепции?

3. Каковы ключи для определения адекватности объяснения индивидом причин поведения другого человека?

4. Охарактеризуйте типичные искажения при восприятии другого чело­века.

5. Как увеличить точность восприятия?

Проблемные задания

1. Перцептивная сторона общения людей – основа для взаимопонимания, установления доверительных отношений, согласования действий. У вос­приятия как бы два полюса – личностный и социальный. Линия типичного восприятия индивида проходит между ними. Проиллюстрируйте данное положение собственными примерами.

2. Приведите примеры из своего опыта общения, изучив следующую ин­формацию. В экспериментах было обнаружено явление, получившее на­звание «Акцентировка». Оно заключается в том, что в зависимости от кон­кретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значимыми, чем другие. От­сюда различия в восприятии и оценке других людей представителями со­циально-демографических, профессиональных и других групп.

3. Восприятие селективно: новые впечатления категоризируются на основе прошлого опыта (значимости усвоенных понятий, отношений, ценностей и правил). Поэтому в формировании восприятия большую роль играет про­цесс стереотипизации. Что собой представляет данный процесс? Приведи­те собственные примеры.

4. Раскройте содержание факторов, влияющих на восприятие:

• ограничения, связанные с органами чувств;

• состояние сознания;

• предшествующий опыт;

• «культурное моделирование».

5. Объясните, используя информацию по теме, результаты эксперимента, проведенного социальными психологами. Эксперимент получил название «Плацебо» (пустышка). В одной из школ были сформированы две группы школьников, схо­жих по способностям и прочим качествам. Учителям, которые должны бы­ли работать с этими группами, сказали, что ученики первой группы – чрез­вычайно одаренные дети, а ученики второй – заторможенные, трудные. Через некоторое время был проведен анализ успеваемости в обеих груп­пах. Результаты оказались поразительными: в первой «одаренной» группе успеваемость была на высоте, дети блистали знаниями, и учителя были до­вольны. Во второй группе у детей были «удовлетворительные» и «неудов­летворительные» оценки и возникали постоянные конфликты.

6. Типичными искажениями представлений о другом человеке являются психологические эффекты «ореола», «значимости», «проекции», «новиз­ны», «логической ошибки» и др. Что они собой представляют? Встреча­лись ли Вы в своей практике с подобными эффектами?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.206.227.65 (0.022 с.)