Тема 12. Стихийные группы и способы воздействия в них 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Стихийные группы и способы воздействия в них



Основные понятия: коллективное поведение, стихийные группы, масса, толпа, публика, аудитория, циркулярная реакция, заражение, внушение, подражание, паника.

Контрольные вопросы

1. Каковы характерные свойства стихийных групп?

2. В чем состоят отличительные признаки массы, толпы, публики и ау­дитории? 3. Какие важные идеи о массе и толпе были высказаны учеными в ХГС-ХХ вв.? 4. Назовите основные психологические черты человека в массе.

5. Дайте психологический анализ механизмам стихийного поведения и общения в толпе.

Тема 13. Социально-психологические особенности межгрупповых отношений (Самостоятельное изучение)

Основные понятия: внутригрупповая пристрастность, межгрупповая вражда, сплоченность группы, этнические стереотипы, межэтнические от­ношения, гендерные стереотипы, гендерные отношения.

Контрольные вопросы

1. Как осуществляется процесс межгрупповой дифференциации?

2. Что собой представляет «внутригрупповая пристрастность»?

3. Каковы механизмы межэтнического восприятия?

4. Какова природа гендерных отношений?

Темы докладов

Внутригрупповая пристрастность как социальный феномен.

Групповое принятие решений.

Групповые защитные механизмы и их характеристика.

Сплоченность группы как психологическое явление.

Межгрупповые отношения и проблемы социальной справедливости.

Межэтнические отношения в современной России.

Этнические стереотипы: содержание и типология.

Гендерные стереотипы и их характеристика.

Гендерные отношения в современной России.

Способы оптимизации межгрупповых отношений.

Темы рефератов

1. Курт Левин как социальный психолог

2. Теория человеческой деструктивности Э. Фромма

3. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

4. Концепция социальных представлений С. Московичи

5. Транзактный анализ Э. Берна

6. Эксперимент в социальной психологии

7. Метод фокус-группы в прикладных исследованиях по социальной пси­хологии 8. Метод контент-анализа в исследовании социально-психологических яв­лений 9. Межкультурная коммуникация

10. Агрессивное поведение личности и его характеристика

11. Вербальное поведение в межличностной коммуникации

12. Роль невербального поведения в общении

13. Экспрессия лица и взгляда

14. Жесты, мимика, пантомимика в структуре невербальной интеракции

15. Ольфакторные компоненты в общении

16. Межличностные конфликты и способы их регулирования

17. Ролевое поведение в организации: характеристика ролей

18. Межличностные отношения в организации с позиции транзактного анализа 19. Конфликтная личность: свойства и черты поведения

20. Явление конформизма

21. Сущность и природа этнического характера

22. Предрассудки и стереотипы: влияние на взаимодействие людей

23. Преступные группы и их психологические характеристики

24. Феномен межгрупповой вражды и современная Россия

25. Гендерные роли и их влияние на жизнь человека

26. Привязанность и тесные взаимоотношения

27. Практическое применение социальной психологии

28. Фундаментальная ошибка атрибуции

29. Психология религии

30. Психология моды

31. Психология слухов и сплетен.

32. Массовые настроения в политике

 

Вопросы к зачету, экзамену

1. Предмет психологии. Психология и психиатрия. Формы сознания и уровни самосознания.

2. Психологическая культура мировоззренческих традиций: религия, наука; философия. Понятие образа. Структура психологической образности: сознание, знание, самосознание.

3. Определение мышления. Виды мышления; наглядно-действенное, словесно-логическое, наглядно-образное; практическое (прикладное) и теоретическое; творческое и интуитивное.

4. Периодизация человеческой жизни: социально-психологический аспект. Жизненные сценарии в судьбе человека. Социальные роли личности.

5. Определение личности. Три составные структуры личности: (интра-) индивид, (интер-) индивидуум, (мета-) индивидуальность. Личностный предел: персонализация и персонификация,

6. Маргинальность личности: преодоление субъективной ограниченности. Первобытный опыт социализации. Культурная эволюция личности.

7. Определение общения. Три вида и две формы общения (вербальная и невербальная). Тактичность и грубость (бестактность). Трансактный анализ общения: позиции общения.

8. Управленческое общение: три функции, две формы, два закона (3 условия принятия 1 закона). Эффективность управления. Пять условий взаимопонимания. Пять механизмов аттракции.

9. Определение воли. Преднамеренные действия. Структура саморегуляции. Поступок. Побудительная и тормозная функции. Локализация контроля.

10. Понятие о чувствах, Классификация чувств; настроения, аффекты, страсти.

11. Чувства и их виды: моральные, интеллектуальные, эстетические. Закон Еркеса-Додсона: объективно-физиологический предел интеллектуальной деятельности.

12. Определение эмоции. Виды эмоций: положительные, отрицательные; стенические; астенические.

13. Понятие о характере как системе наиболее устойчивых черт личности. Внутренние и внешние проявления индивидуальных особенностей характера. Цельность и противоречивость характера. Акцентуации характера.

14. Понятие о темпераменте. Виды темперамента. Положительные и отрицательные стороны каждого вида темперамента. Изменения в критические периоды жизни и возрастные особенности проявления темперамента.

15. Определение памяти через процесс. Виды памяти: непроизвольная, произвольная; кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная. Приёмы запоминания: механический, логический, образный, мнемотехнический.

16. Определение воображения. Виды воображения: активное (творческое и воссоздающее), пассивное (преднамеренное и непреднамеренное). Формы воображения: агглютинация, гиперболизация; типизация, схематизация.

17. Определение понятия интереса. Классификация интереса. Ценности.

18. Потребность как основной источник всех видов активности. Механизмы формирования потребностей. Классификация потребностей: по сферам деятельности, по объекту, по функциональной роли, по субъекту.

19. Определение мотива. Параметры, по которым оценивается мотивационная сфера.

20. Понятие творчества. Схема решения мыслительных задач. Три уровня творческих способностей.

21. Понятие о способностях. Виды способностей: общие и специальные, умственные (теоретические) и практические, личностные и межличностные.

22. Природа человеческих способностей: биологическое (генотипическое) и социальное (фенотипическое).

23. Представление об одарённости. Первичные умственные потенции. Гениальность.

24. Определение интуиции: чувственная, интеллектуальная, мистическая (иллюзии, галлюцинации, ясновидение).

25. Основные понятия психоанализа Фрейда З.: либидо, катарсис, трансфер. Три уровневых компонента личности в психоанализе. Сублимация и вытеснение.

26. Коллективное бессознательное и понятие "архетипа" в концепции Юнга К. Эктопсихическая и эндопсихическая сферы. Интровертность и экстравертность.

27. Трансактный анализ Берна Э. Рассмотрение: структуры, игр, сценария.

28. Самоактуализация и метамотивация Маслоу А.

29. Трансперсональная психология Грофа С. Холотропное сознание. Перинатальные матрицы.

30. Самопоглощенность и достижение равновесия Эриксона Э.

31. Гештальт-теория Перлса Ф. Отношение фигуры и фона.

32. Творческая сила самости Адлера А.

33. Этическая психология Фромма Э. Ориентация в процессе социализации.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 375с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 367с.

3. Болотина Л. А., Ильина Е. А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2015. – 422с.

4. Выготский Л. С. Лекции по психологии. М., 2011. – 144с.

5. Гиппенрейтер И. О. Введение в общую психологию. – М.,2013. – 336с.

6. Коломиец Н.В. Служебная и деловая этика и психология. М., 2015. – 316 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.,2016. – 431с.

8. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2016. — 320с.

9. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К. А. Абульхановой и др.- М.: Изд-во «Совершенство», 2011. – 300с.

10. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2011. – 256с.

11. Пронина Е. Н., Лукашевич В. В. Психология и педагогика: Учебник для студентов. – М., 2014. – 351с.

12. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2014. – 432с.

13. Рубенштейн С. А. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 200с.

14. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2015. – 544с.

Дополнительная литература

1. Ананьев Б. Г. Структура личности/Психология личности в трудах отечественных психологов/Хрестоматия. Сост. Куликов А. В. – СПб.: Питер, 2010. – стр. 91-95.

2. Андреева Г. М. Психология социального изменения. Уч. пособ. М.: Аспект Пресс, 2015. 20с.

3. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-н/ Д.: «Феникс», 1999. – 396с.

4. Богданов Е. Н. Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 20с.

5. Бодалев А. А. Психология личности. Изд. Московского ун-та.,20ст.

6. Введение в психологию /Под ред. А. В. Петровского. – М.: «Прометей» МПГУ, 1998. – 576с.

7. Ветошкина Т. А. Кутарева Н. М. Психология и педагогика. Учебно-практическое пособие. Ек-г: уггу,20с.

8. Глуханюк Н. С. Общая психология. Москва-Екатеринбург:2005. – 368ст.

9. Григорович Л. А. Психология и педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 480ст.

10. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 20с.

11. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. – М.: Академия, 2004. – 464с.

12. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 20с.

13. Кроль В. М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М. Высш. Шк.2004. – 325с.

14. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб,: Питер, 20с. (Серия «Учебник нового века»).

15. Майерс Д. Социальная психология. Учебник. 2-е изд., - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 20с.

16. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 2004 – 478ст. Психология: Учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др. Отв. ред. А. А. Крылов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 20с.

17. Психологический лексикон. В 6 томах. Под ред. Петровского. – М., 2005. – 368ст.

18. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. А. В. Грушлинского. – М., 1997. – 576с.

19. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 256с.

20. Психология и педагогика (Конспект лекций в схемах) – М.: «Изд. ПРИОР», 2001.–96с. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - М.: «Тривола», 20с.

21. Социальная психология. Хрестоматия. – М., 2004. – 475ст.

22. Стефаненко Т. И. Этнопсихология. - М.: Академический Проект, 20с.

23. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие: М.: Проспект,2006. – 248с.

24. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. - М.:1990. – 379с. Хасан Б. И., Сергоманов П. А Психология конфликта и переговоры: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 20с.

25. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: 20с.

26. Хрестоматия. Социальная психология. - М.: 2005. – 328с.

27. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: 2005. – 264с.

28. Юнг К. Г. Психологические типы. - СПб: 2004. – 282с.

Справочная и нормативная литература

1. Большой психологический словарь/Под ред. Зинченко В. П. и Мещерякова Б. Г. – СПб., 2013. – 672с.

2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 2016. 19с.

3. Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2015. – 568с.

4. Общая психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2015. - 251 с.

5. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2016. 20с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.023 с.)