ТОП 10:

Уголовное право по Псковской Судной Грамоте



Уголовное право по Псковской Судной Грамоте впервые рассматривало преступление как уголовно наказуемое деяние, совершенное не только в отношении частного лица, но и государства. Появлялось понятие преступления как общественно опасного деяния.

Субъектами преступления по Судной Грамоте могли быть все, кроме холопов. Ответственность за совершение преступления соучастниками устанавливалась для всех соучастников одинаковая.

Не были закреплены формы вины, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, покушение и т. д.

Штрафы по Псковской Судной Грамоте назначались за:

1. воровство;

2. разбой;

3. драку;

4. убийство;

5. грабеж.

Псковская Судная Грамота упоминает высшее денежное наказание – плата в казну князя за «наезд, наводку, грабеж» 50 рублей боярином, 20 рублей житьим человеком, 10 рублей молодшим человеком.

Система штрафов:

1. продажа (этот штраф поступал в казну князя);

2. возмещение ущерба потерпевшему или его родственникам (в случае убийства);

3. судебные пошлины в пользу владык, посадников, тысяцкого и иного судьи.

Штрафы были достаточно большими, разоряли бедноту и городские низы, тем самым вынуждая их обращаться к ростовщикам, боярам, купцам и в последующем попадать к ним в кабалу.

Псковская Судная Грамота упоминает только о денежных наказаниях, т. е. уголовное право этого периода имеет компенсационный, а не карательный характер, но в других источниках права имеются сведения о смертной казни.

В самой Судной Грамоте впервые упоминаются государственные преступления и преступления против государственной власти(государственная измена, тайный посул судье, насильственное вторжение в помещение судебного учреждения, оскорбление судебного должностного лица, оскорбление или клевета на посадника, тысяцкого или их судей), за которые назначалась смертная казнь.

Телесные виды наказаний Псковская Судная Грамота не предусматривала, но на практике они широко применялись.

Преступления против личности:

1. убийство (среди них выделялись отцеубийство и братоубийство);

2. нанесение побоев;

3. оскорбление действием (например, вырывание бороды, толкание и т. п.).

Виды имущественных преступлений по грамоте:

1. татьба (воровство) – простая и квалифицированная: конокрадство или кража, совершенная в третий раз;

2. разбой;

3. грабеж;

4. поджог;

5. наход (разбой в составе шайки).

Судебный процесс по Псковской Судной Грамоте носил обвинительно-состязательный характер, для уголовного разбирательства – обвинительный.

Дело возбуждалось по исковому заявлению. Далее суд проводил расследование («обыск»). Устанавливались оперативно-розыскные меры, например обыск в современном понятии или выемка, т. е. изъятие вещей, которые сдавались на хранение в суд до разрешения дела. Эти действия исполнялись судебными приставами. Они же вызывали на суд ответчика и осуществляли привод в случае сопротивления.

Было понятие судебного представительства, но только для защиты интересов женщин, монахов, увечных, стариков и малолетних.

Псковская Судная Грамота устанавливала формальное судопроизводство.

Судебные документы:

1. «правая» грамота (она выдавалась стороне, выигравшей судебный спор);

2. судная грамота (решение суда).

В основе уголовного законодательства псковской Судной Грамоты лежат начала уголовного права Русской Правды и уставных грамот.


12.Наследственное право по Псковской судной грамоте. - 11
13.Уголовное право по Псковской судной грамоте. -11
14.Процессуальное право по Псковской судной грамоте. -11


15.Общественно-политический строй Владимиро-Суздальского княжества.

Наиболее важное значение в период феодальной раздробленности приобрели Ростово-Суздальское (Владимирское), Смоленское, Галицко-Волынское княжества. Новгородская земля.

Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество отделилось от Киевского в 30-е годы XII в. Во второй половине XII в. возросло значение города Владимира, который стал столицей княжества, а затем и резиденцией великого князя. Под властью Владимирского князя оказалась огромная территория северо-восточной Руси.

Особенностью этого княжества были довольно сильная власть князя (имевшего обширные земельные владения, многих вассалов), а также большое количество объединенных княжеством городов. Это было сильное и жизнеспособное политическое образование, которое могло претендовать не только на самостоятельность, но и на центральное положение во всей Руси.

Во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский престол. В 1299 г. киевский митрополит Максим оставил Киев и переехал во Владимир, что способствовало формированию крупного государства в северо-восточной Руси.

Владимиро-Суздальское княжество достигло расцвета в XII в. - первой половине ХШ в.

Владимиро-Суздальская Русь имела связи и контакты со многими странами мира. Экономика, богатство земли делали ее важным партнером многих стран Запада и Востока. Большое значение имели тесные экономические и политические связи Владимира и Новгорода.

Общественный строй княжества был типичен для этого периода: в класс феодалов входили бояре, дети боярские, слуги вольные, а в Документах XII в. упоминаются и дворяне (видимо, княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования). Важную роль играло духовенство, имевшее значительные земельные владения.

На территории северо-восточной Руси было много крупных городов, и городское население было, видимо, значительным не только по численности, но и по политическому влиянию. Ведущую роль среди горожан играли купцы и ремесленники.

Влияние торгово-ремесленных кругов сказалось и на сохранении вече, которое время от времени созывалось для решения важных жизненных вопросов.

Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших либо князьям, либо боярам или другим феодалам. Часть крестьянского населения продолжала оставаться свободной. Крестьяне жили общинами. Вместо прежних названий смердов, изгоев и других, упоминавшихся в Русской Правде, стали употребляться общие названия "сироты", "христиане", а затем "крестьяне". Холопов, посаженных на землю, стали называть страдниками.

Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества был типичным для этого времени. Во главе Владимирской земли стоял великий князь, имевший значительное политическое влияние. Он опирался на совет при князе, дружину, мог созывать и феодальные съезды. Для решения наиболее важных вопросов князья созывали вече, но это характерно для XII в. - первой половины XIII в.

Система управления Владимирской земли: существовала дворпово-вотчинная система управления, во главе которой стоял дворецкий; на местах сидели представители княжеской власти - наместники и волостели, осуществлявшие функции управления и суда и получавшие так называемый "корм" с населения (отсюда и название системы - "кормление").

Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала Русская Правда. Ряд норм Русской Правды вошел в дошедший до нас памятник "Правосудие митрополичье", составленный, очевидно, в северо-восточной Руси в конце XIII в. - начале XIV в.

На территории северо-восточной Руси в пору ее расцвета (во второй половине XII в.), были построены новые города, возникли крупные торгово-ремесленные центры, развивалось искусство, литературная летописная деятельность, были созданы великолепные архитектурные ансамбли (особенно во Владимире), покоряющие своей красотой до сих пор.

Несмотря на усугублявшуюся феодальную раздробленность. Владимирское княжество дольше других сохраняло относительное политическое единство, что способствовало экономическому подъему русских земель северо-восточного района.

Владимир и другие объединяемые им города были разрушены в XIII в.татаро-монгольскими ордами, но результаты экономического и политического развития русских земель в предшествующий период не погибли безвозвратно - именно на земле бывшего Владимирского княжества возник новый политический центр - Москва, сыгравший большую роль в создании единого Русского государства.


16.Общественный и государственный строй Золотой Орды

В Золотой Орде произошел сравнительно быстрый переход от родоплеменной к феодальной организации общества. Сохранялись отношения между племенами и внутри их, между родами и семьями. Вершину этой системы занимал хан – потомок Чингисхана. Формально его власть предопределялась решениям племенных съездов – курултаев, однако ко времени укрепления Золотой Орды он потерял роль места всеобщей воли, став собранием родоплеменной знати. Каждый род имел своего главу – бека, нойона или богатура. Связь, соединявшая хана и курултай, переносилась и внутрь монгольских родов: исходя из содержания Великой Ясы, любой бек мог быть смещен недовольными родственниками с последующим избранием нового бека. В этом смысле военно-феодальные подходы к управлению были иными, а для знати – более предпочтительными.

Классовый состав общества Золотой Орды выражался в делении населения на «Белую Кость» и «Черную Кость». Белая Кость состояла из беков, богатуров, нойонов и мурз, – владельцев скота и земель с податным населением. Именно люди Белой Кости возглавляли десятки, сотни, тысячи и тьмы. Подчинение десятников сотникам, сотников тысячникам, тысячников темникам оставалось условием военно-политического успеха. Внутриклассовые отношения расширились за счет вассалитета русских князей, признававших верховенство хана и получавших взамен ярлыки на княжение (письменные уполномочия).

К Черной Кости относилось население, попавшее в феодальную зависимость:

- карачу – бедные скотоводы-кочевники;

- собанчи – земледельцы, приписанные к соответствующему монгольскому роду, то есть находящиеся в зависимости, аналогичной крепостной;

- урткачи – земледельцы или прислуга со статусом, приближенным к положению холопов.

Спектр классовых отношений дополняло рабовладение, а в период установления вассалитета русских князей – сбор дани, приобретший значение повинности, которая исполнялась в пользу хана как старшего сюзерена.

Социальная структура Золотой Орды усложнялась за счет служебных отношений, которые устанавливались между ханом, командующими, дружинниками-нукерами (последние полностью освобождались от каких-либо повинностей), а также между ханом, нойонами, беками и представителями гражданской администрации.

Существенной чертой общества Золотой Орды был неоднородный этнический состав, который наполняли как монголы, так и многочисленные тюркские народы, а также русские; культурное пространство было мозаичным, экономическое развитие – разным; формы сознания, присущие монголам в тот исторический период, обеспечили полную веротерпимость завоевателей и преклонение их перед любым культом, сохранение местных традиций в неприкосновенности. На этом фоне в государстве монголов появился новый тип властвования – управление через систему специализированных органов.

Военная организация монгольского общества, строившаяся по уже упоминавшемуся «десятичному» принципу, была положена в основу государственности Золотой Орды.

Управление государством в состоянии как войны, так и мира возглавлялось ханом, принадлежавшим к «золотому роду» – династии Чингисхана. Курултай как собрание знати обсуждал вопросы войны и мира, а также обнародовал решения хана.

Темники и тысячники назначались из числа джучидов – потомков хана Джучи, старшего сына Чингисхана. Именно им было поручено управление оккупированными территориями, в том числе перепись «кадланных людей» – населения побежденных княжеств, сбор с него дани, и суд. В Киевском, Переяславльском княжествах и в южнорусских землях княжеская администрация была упразднена в целом, – её заменила ордынская администрация. В остальных областях княжеское управление сохранялось, но со значительными ограничениями (предусматривались ярлыками на княжение). Развитие феодальных принципов возвысило знать даже над знаменитой «десятичной» системой Чингисхана. Из числа темников выдвинулись наиболее знатные военачальники, именовавшиеся эмирами.

Государственное единство поддерживалось сеньорально-вассальными правилами, запрещавшими переход из одной тьмы, тысячи или сотни в другую. Вассальные отношения между ханами и русскими князьями закреплялись ярлыками на княжение (документами о полномочиях, мандатами). Первым вассалом хана стал Владимирский князь Ярослав Всеволодович, получивший в 1243 году золотой ярлык на «Великое княжение Владимирское». Впоследствии ярлык выдавался князьям Александру Ярославовичу Невскому (1252 г.), Ярославу Ярославовичу (1263 г.), Василию Ярославовичу (1276 г.), Андрею Александровичу (1294 г.), Михаилу Ярославовичу Тверскому (1304 г.), Ивану Калите (1332 г.).

Военно-административные подходы к государственному управлению не всегда оправдывали себя. Служба ордынцев все чаще сводилась к специальным функциям – обложению данью, снабжению войск, суду и делопроизводству. Дифференциация управления на функции привела к образованию коллегиального органа при хане – дивана. В диване председательствовал визирь, подчинявшийся хану. В свою очередь, визирю подчинялись бутакчи – секретари дивана, и букаулы – чиновники, ведавшие снабжением войск и их расквартированием. Помимо них в диване совещались эмиры (командующие). Кроме визиря, ведавшего в основном вопросами тылового обеспечения, при хане находился бекляри-бек – верховный эмир, координировавший всех эмиров, а также темников и тысячников. Таким образом, вопросами военного управления также ведал чиновник.

Темникам подчинялись даруги и баскаки – сборщики дани. Если их не хватало, на службу из числа купцов привлекались наемные сборщики дани – бессермены.

Судебный диван (яргу) полностью зависел от администрации, которая назначала судей – тарханов, тиунов и яргучей. При решении территориальных споров князей широкое распространение получил третейский суд, вершившийся ордынской знатью.

В XIVвеке в Орду проник ислам, а вместе с ним мусульманское право (шариат) и суд, специализированный на решении споров по нормам шариата. Этот суд возглавлялся верховным судьей – Кади и судьями кадиями. Деятельность судей поддерживалась учеными правоведами – улемами. Канцеляриями судов ведали писцы – катибы.

Русским князьям, получившим ярлыки на княжение, дозволялось судить своих людей, «и в разбое и в поличном и в татьбе и во всех делах ведать».

Государственный аппарат Золотой Орды содержал заимствования, перешедшие из политических систем народов Средней Азии и Ближнего Востока: к их числу относятся диваны, эмират и мусульманский суд. Управление государством велось на остатках государственных механизмов русских княжеств.\


17.Право Золотой Орды.

Источником права Золотой Орды была Великая Яса (дословно Великий Закон) – кодифицированный свод монгольских обычаев, создание которого приписывается Чингисхану. Современным исследователям знаком лишь реконструированный текст Ясы – оригинальные редакции этого документа не сохранились.

Яса делилась на части. Первая из них – Билик (мудрость) – содержала изречения Чингисхана, ставшие для монголов образцом правовых воззрений. По существу, Билик закреплял принципы правового регулирования, - такие, например, как недопустимость обращения монгола в рабство, осуществление внутрисемейной власти только мужчинами, наследование только по мужской линии, всеохватность Ясы, – распространение её даже на Великого Хана. РеконструированныйБилик насчитывает 30 статей.

Вторая часть – Ясак – состояла из прецедентов, в которых существовали нормы административного, уголовного, обязательственного, семейного, наследственного права. Любая жизненная ситуация должна была соотносится с соответствующей статьей Ясака, а при неопределенности вопроса истолковываться в соответствии с изречениями Чингисхана, закрепленными в Билике.

Нормы административного права вводили привилегии монголов, возводившихся выше остальных народов. Рабство монголов запрещалось (запрет, впрочем, не касался женщин и детей). Каждый монгол нёс военную службу, при этом самостоятельно снаряжал себя в поход и участвовал в разделе военной добычи.

Нормами обязательственного права регулировался раздел военной добычи, – привилегиями пользовались люди Белой Кости, приступавшие к разделу первыми. Собственность на землю была общей, а владение скотом, лошадьми и оружием – частным.

Нормами семейного права регулировались отношения внутри семьи. Семейная субординация строилась на отцовской власти и авторитете родового старшины. Впрочем, и они могли быть подвергнуты критике родственников: предусматривалось смещение родовых старшин (беков) и назначение новых.

Наследственным правом предусматривалось наследование только по мужской линии, причем младший сын наследовал имение родителей и осуществлял уход за ними до самой смерти. Женщинам поручалась лишь опека над наследственным имуществом. При отсутствии в роду мужчин, к наследованию могли быть призваны холопы (уртакчи).

Нормами уголовного права предусматривалась обширная система преступлений – против религии и обычаев (как монгольских, так и немонгольских), против государства и хана, против личности, в сфере имущественных отношений. Система наказаний предусматривала смертную казнь, применявшуюся кочевниками и тогда, когда оседлые народы довольствовались лишением свободы; «наказание в оковах», то есть физическое ограничение свободы кандалами и колодками; телесные наказание (порку); ссылку и штрафы. Вид наказания зависел от того, насколько тяжким было преступление. Так, убийство монгола каралось смертной казнью, а убийство мусульманина – штрафом в 40 золотых монет. Ясаком предусматривалась и профилактика правонарушений: пьянство искоренялось «увещеванием», при безрезультатности – «красноречием», и лишь при повторении – ссылкой или наказанием в оковах.

Ответственность возлагалась не только за вину. Так, за проступок одного воина наказывался десяток или вся сотня. Несостоятельность должника влекла рабство его жен и детей.

В связи с распространением ислама наряду с Великой Ясой применялось исламское право – фикх. В рассматриваемом историческом периоде фикх подвергся компиляции: его системообразующие нормы, а также принципы были объединены в сборнике «Основы фикха», вторую часть фикха составляли конкретные судебные решения – фетвы. Помимо этого фикх разделялся на отрасли – фуру, среди которых в наиболее ясных чертах выступает семейное, наследственное и уголовное право. Обязательственные и наследственные отношения были регламентированы весьма детально, что возвышало фикх над обычным правом монголов и обычаями самих мусульман – адатами.

Таким образом, в Золотой Орде действовал формально закрепленный, систематизированный свод обычаев – Великая Яса, а в сферах, не урегулированной ею – мусульманское право. Правовой плюрализм повлек образование двух юрисдикционных органов, действовавших параллельно – судебного дивана Золотой Орды (Яргу) и судов Кадиев, применявших право мусульман.

Князья, уполномоченные на княжение ярлыками, осуществляли суд самостоятельно. Право, применявшееся ими, содержалось в разрозненных источниках – договорах князей (например, в договоре князей Дмитрия Ивановича и Михаила Александровича от 1375 г., по которому Тверской князь признавался вассалом Московского), духовных грамотах – завещаниях князей (например, в духовной грамоте Дмитрия Ивановича Донского от 1389 г., устанавливавшей вассалитет младших сыновей князя к старшему сыну). Наиболее разработанным источником права являлась Двинская судная грамота 1397 г., вводившая новую денежную единицу – рубль.


18.Образование Русского централизованного государства: предпосылки,
основные этапы и их характеристика.

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Цент­ром объединения стало Московское княжество, выде­лившееся из Владимиро-Суздальского в XII в.

Причины.

Роль объединяю­щих факторов сыграли: ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства. В Московском княжестве развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Также причиной объединения стала борьба за национальную независимость.

Особенности образования Русского централизованного государства:

Говоря о "централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

- государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение местного населения.

- образование государства проходило в очень короткие срок, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была непрочной; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества;

создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.

Особенности процесса государственной централизации сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централиза­ция сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.

Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.). В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар и пытался подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Даниилу в удел досталось небольшое селение Москва. За три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: к Москве присоединились Коломна и Переяславль. Москва стала княжеством.

Его сын Юрий (1303 - 1325 гг.).вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол. Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя. Брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита в 1327 г. в Твери Иван Калита пошёл на Тверь с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). При правлении князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Татарское войско хана Мамая было разгромлено.

Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго (в 1480 г. после стояния на реке Угре).


19.Общественный строй в период образования Русского централизованного
государства.

Население Руси было разделено на ряд общественных групп. Шел процесс формирования сословий.

На вершине социальной лестницы находился великий князь, который являлся главой государства. Все остальные люди воспринимались как его слуги. Исключение составляли удельные князья, служившие Москве. По мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю удельные князья становились крупными вотчинниками.

«Государь всея Руси» был крупным землевладельцем, которому принадлежали дворцовые вотчины, также он являлся господином всей остальной земли.

Бояре — крупные землевладельцы — также были подданными великого князя. Московское боярство имело самые сильные позиции.

Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XVI в. этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.

По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр; было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальный иммунитет и привилегии.

Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т.д.

Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Происходило измельчание боярских вотчин, которые дробились между наследниками.

Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками. Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.

Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Духовенство разделялось на черное (монашеское) и белое (приходское). Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями: не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т.д.

Городское население было поначалу немногочисленным. Но постепенно города стали играть все более заметную роль в жизни государства. Складывалась следующая иерархия посадского населения:

· гости и гостиная сотня — крупные купцы;

· суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы;

· слободы — ремесленные кварталы и цехи.

Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: черносошные, дворцовые и частновладельческие.

Черносошные крестьяне были лично свободными, они несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого князя. Черносошные крестьяне составляли большинство, однако число этих крестьян постоянно сокращалось.

Частновладельческие крестьяне (холопы) зависели от феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину.

Крестьяне дворцовые несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.

В целом в XIV—XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян.

В ходе централизации Русского государства происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества,связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, "родословцев" отдельных феодальных родов и семей.

Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва — третий Рим" "православное царство", "царь — помазанник божий").

Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику центра­лизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов ("белых свобод") в городах.

В складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.


20.Политический строй в период образования Русского централизованного
государства.

Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали свою преемственность от византийского православного императорского дома.

Отношения вассалитета сменились отношениями подданства подчиненных князей и боярства московскому великому князю. В руках монарха сосредоточивалась вся гражданская, судебная, административная и военная власть.

Укреплялось верховенство светской власти (власти московского монарха) над церковной.

Первоначально Боярская дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской думы назначал только сам великий князь (царь), и собственно только ее члены могли называться боярами. В титулованных бояр (т. е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранившие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья).

Сам факт наличия Боярской думы позволяет некоторым исследователям говорить об ограниченности власти монарха в России в то время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике. Например, в начале каждого русского законодательного акта писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили…» То есть принимал решения все равно именно великий князь (царь) а бояре лишь давали согласие.

Со временем в Боярской думе кроме бояр появился дополнительный думский чин – окольничий, а также начали работать профессиональные чиновники и клерки – дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь, являвшийся думским дьяком.

Боярская дума выступала апелляционной судебной инстанцией.

Как бояре, так и думские дьяки обычно назначались послами в иностранные государства.

К началу XVI в. в России сформировалась приказная система центрального управления. Посольский приказ занимался иностранными делами, Разбойный приказ осуществлял карательные государственные функции, Поместный приказ ведал наделением государственной землей за службу, Казенный приказ следил за государственными финансами и т. д. Приказы формировались как по отраслевому, так и по территориальному признаку.

В результате финансово-денежной реформы 1535–1538 гг. была запрещена чеканка монеты частными лицами, единая денежная система сосредоточилась в руках государя.

Формирование отношений подданства привело к тому, что служба феодалов стала обязательной. Вместе с господами отбывали на войну значительные массы «боевых» холопов. В случае надобности к оружию призывалось население городов и сел.

Централизации местного управления в XIV–XV вв. способствовало развитие системы «кормления» – содержания должностных лиц за счет местного населения.


21.Гражданское право по Судебнику 1497 г.

Судебник 1497 г. («Великокняжеский судебник») – типичный феодальный кодифицированный закон. Он издан в период правления Великого князя Московского Ивана III. Его проект подготовлен дьяком Владимиром Гусевым.

Предпосылки принятия Судебника:

1. распространение власти Великого князя на всю территорию централизованного государства;

2. уничтожение правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей;

3. наличие центрального управления и суда при отсутствии формального их закрепления.

Источники Судебника:

1. уставные грамоты местного управления;

2. Псковская Судная Грамота;

3. обычаи, единичные случаи (прецеденты), судебная практика;

4. Русская Правда.

Особенности Судебника 1497 г.:

1. законодательство вече приравнено к актам «Низового государства;

2. текст Судебника – это дополненная Псковская Судная Грамота;

3. Судебник беднее Псковской Судной Грамоты по языку, по юридической концепции и искусству редакции.

Система Великокняжеского судебника:

1. первая часть (1—36 статьи) – о суде центральном;

2. вторая (37–44 статьи) – о суде провинциальном (наместничьем);

3. третья часть (45–55 и 67–68 статьи) – материальное право.

Процессуальное право регулировалось Судебником подробно. Процесс – состязательный с элементами инквизиционного. Появляются в качестве средств доказывания пытки (например, по делам о татьбе) и письменное ведение протокола судебного заседания.

Суд осуществлялся с участием «лучших людей», которые входили в состав суда вместе с великокняжеским (царским) наместником (аналог современного суда присяжных).

Процесс и процессуальные действия платные, за счет истца.

Процесс в целом Судебник перенял из Псковской Судной Грамоты.

Появилась вышестоящая (вторая) судебная инстанция – Боярская дума и Великий князь (царь).

Материальное право по Судебнику касалось вещных, наследственных прав, договоров, перехода крестьян, холопства. Судебник допускал применение норм обычного права.

Гражданское право: Судебник 1497 г. устанавливает порядок перехода крестьян в Юрьев день и в течение недели до и после этого дня, переход возможен после оплаты пожилого.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.039 с.)