Актуальность компетентностного подхода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность компетентностного подхода



Введение в направление

 

Учебное пособие

 

Для студентов

направления 38.03.06 «Торговое дело»

 

 

Кемерово

 

Содержание

1 Компетентностный подход в образовании……………………..3

1.1 Актуальность компетентностного подхода…………………..3

1.2 Понятие компетенции и компетентности…………………….4

1.3 Подготовка бакалавров………………………………………..5

1.4 Компетенции направления «Торговое дело»………………...7

2 Общие сведения о КемТИППе………………………………...10

2.1 Страницы истории…………………………………………… 10

2.2 Организационная структура ФГБОУ ВО «КемТИПП»…….12

2.3 Ассортимент оказываемых образовательных услуг………..13

3 Характеристика профессиональной деятельности

выпускника……………………………………………………...16

3.1 Область профессиональной деятельности выпускника……16

3.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника…...17

3.3 Виды профессиональной деятельности выпускника……….17

3.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника……...18

3.5 Учебный план направления «Торговое дело»………………18

4 Понятие и сущность торгового дела…………………………..24

4.1 История зарождения коммерции в России………………….24

4.2 Сущность коммерческой деятельности……………………..25

4.3 Розничная продажа товаров…………………………………27

4.4 Оптовая продажа товаров…………………………………...29

Тесты……………………………………………………………....30

Список литературы………………………………………………34

 

1 Компетентностный подход в образовании

Актуальность компетентностного подхода

Развитие цивилизации диктует необходимость периодической модернизации образования. Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы высшего образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через обеспечение подготовки производительных сил. Главная проблема заключалась в неэффективности системы образования, которая проявлялась в том, что не было видно результатов вне самой системы образования. Мы десять лет учим и не можем научить даже правописанию, не говоря уже о других предметах, например, иностранном языке. Мы десять лет учим математике, а продавец, отнимая от ста рублей двадцать, пользуется калькулятором. Образование замкнулось само на себя, другими словами, то, чему мы учимся в школе, только в школе и востребовано.

Основными характеристиками современных общественных процессов являются: усиление фактора динамизма и не-определенности; изменение стилей жизни на всех уровнях; внедрение рыночных механизмов во все формы образования; возрастание роли горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни; принципиальная трансформация многих профессий; усиление роли и усложнение задач личностного развития; децентрализация ответственности за качество работы; сокращение социальной защиты граждан. В этих условиях повышение адаптации человека к постоянным изменениям социальных и экономических условий жизни и деятельности является актуальной социальной задачей. Отсюда важно, чтобы подход к современному образованию на всех ступенях ориентировался на достижение таких целей. Многие современные ученые в области теории профессионального образования определили стратегическим вектором его развития компетентностный подход. Он основан на обозначении компетентности как цели профессиональной подготовки специалиста в вузе. Данный подход характеризуется практико-ориентированной направленностью образовательных программ высшей школы. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию; развитие индивидуальности. В качестве средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные инструменты: компетенции и компетентности.

 

Подготовка бакалавров

 

В Российской Федерации в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы высшего образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «бакалавра».

Главная цель основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) – развитие у обучающихся личностных качеств, а также реализация компетентностного подхода, индивидуальная работа с каждым студентом, формирование у него общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечень которых утвержден в ФГОС ВО по направлению «Торговое дело», а, следовательно:

- удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием, прежде всего в области торгового дела, способных к решению комплексных экономических задач организации и планирования коммерческой деятельности и осознающих общественную важность своей деятельности;

- формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

- накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- распространение научно-технических, экологических, юридических, экономических и других знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровней.

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) бакалавриата, реализуемая КемТИПП по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную вузом с учетом требований рынка труда и профессиональных стандартов (ПС) на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО).

ОПОП «Торговое дело» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области торгового дела и торгового обслуживания, которые в будущем будут организовывать и проектировать процессы в области коммерческой деятельности, маркетинга, торговой рекламы, логистики в торговле, а также решать задачи с помощью современных управленческих и информационных технологий, освоенных в ходе обучения, принимать научно-обоснованные управленческие решения в области материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посреднической деятельности.

Выпускники программы, получившие междисциплинарные универсальные знания, способны управлять социально-экономическими системами, применять современные методы в управлении организацией, управлять изменениями, реализовывать коммерческие проекты.

Выпускники программы могут работать специалистами по сбыту продукции, менеджерами по продажам, специалистами службы материально-технического снабжения и сбыта, специалистами по коммерческой деятельности, торговыми представителями, агентами по коммерческим продажам, агентами по закупкам, руководителями коммерческого отдела, а также создавать свой бизнес. Бакалавры торгового дела востребованы в коммерческих, снабженческо-сбытовых подразделениях предприятий различного профиля: организациях сферы услуг, промышленных предприятиях, в сфере товарного обращения.

Процесс обучения базируется на современных подходах и научных достижениях в области сервиса и коммерции.

Социальная роль ОПОП ВО по направлению «Торговое дело», также как и основная миссия института – подготовка грамотных, компетентных, творческих, конкурентоспособных, социально мобильных специалистов, соответствующих современному уровню и критериям рынка труда, способных к самостоятельному совершенствованию своих знаний и навыков.

Срок получения образования по программе бакалавриата по направлению подготовки в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года.

Срок освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной форме обучения составляет 5 лет.

При реализации программ бакалавриата по данному направлению подготовки применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Прием в вуз осуществляется в соответствии с Правилами приема в ФГБОУ ВО «КемТИПП» на обучение по ОПОП ВО.

Перечень вступительных испытаний определяется ежегодно правилами приема в Университет на основании приказов Министерства образования и науки Российской Федерации.

Абитуриенты поступают на определенное направление бакалавриата. В выбранном направлении может быть один или несколько профилей. Правила и механизм выбора профиля студентами определены Положением о профилизации в рамках направления подготовки бакалавров ФГБОУ ВПО «КемТИПП» ИП 01.04-22/12. В КемТИППе по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» имеется один профиль обучения «Коммерция».

Общие сведения о КемТИППе

Страницы истории

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности ведет свою историю с 1972 года. Инициатором открытия нового вуза был А. Ештокин (1-й секретарь Кемеровского обкома КПСС). Обосновывая целесообразность открытия технологического института в Кемеровской области, он отмечал, что со второй половины 1960-х годов в регионе легкая и пищевая промышленность развиваются достаточно быстро: объем производства товаров народного потребления увеличился с 650 млн. рублей в 1965 году до 1025 млн. рублей в 1970 году. Однако деятельность существующих предприятий и ввод новых производственных объектов были затруднены из-за нехватки специалистов с высшим образованием. Так, на предприятиях пищевой промышленности на 1000 работающих приходилось только 8 инженеров (например, на предприятиях черной металлургии и химической промышленности – 39 и 38 человек соответственно). Поэтому вуз, где можно было бы получить квалификацию инженера пищевой промышленности, был необходим Кузбассу.

11 сентября 1972 года считается первым учебным днем для студентов КемТИПП. На момент открытия в институте было три факультета: механический, технологический, вечернего и заочного обучения.

С первых лет работы вуза коллективы преподавателей проводили разного рода научные исследования. Их спектр был широк, но преобладали исследования по созданию научно обоснованных методов проектирования и расчета пищевых машин и агрегатов, разработке автоматизированных систем управления и новых технологий производства продуктов питания. Особое внимание при создании новых продуктов уделялось детскому, лечебно-профилактическому и диетическому питанию. Например, проводилась разработка рецептур и технологий приготовления блюд для питания шахтеров Кузбасса и рационализация питания людей, занятых на вредных производственных работах.

В июне 1977 года состоялась защита дипломных проектов первых выпускников вуза. Председателями государственной экзаменационной комиссии были самые известные специалисты пищевой промышленности Кузбасса. В результате 294 инженера пищевой и мясомолочной промышленности в составе первого выпуска получили путевку в жизнь.

В 1994 году, на основании приказа Государственного комитета РФ по высшему образованию Кемеровский механико - технологический техникум был реорганизован в структурное подразделение института на правах среднетехнического факультета.

По мере становления вуза росло число факультетов, кафедр и структурных подразделений. Наряду с этим увеличивалось количество преподавателей, сотрудников и студентов института.

С сентября 2012 года Кемеровский технологический институт пищевой промышленности возглавляет ректор Александр Юрьевич Просеков, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Под его руководством институт продолжает вносить огромный вклад в развитие пищевой промышленности – важнейшей отрасли экономики России.

 

Розничная продажа товаров

 

Коммерческая деятельность по розничной продаже товаров включает:

1) изучение и прогнозирование покупательского спроса по реализуемым в магазине товарам;

2) формирование оптимального ассортимента;

3) организация маркетинговых коммуникаций;

4) выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;

5) мерчандайзинг;

6) организация и оказание услуг покупателям.

Коммерческая деятельность розничных торговых предприятий в отличие от оптовых предприятий имеет следующие особенности:

- они реализуют товар непосредственно населению, применяя свои особые способы и методы продажи;

- торговое обслуживание населения предполагает наличие специально оборудованных торговых помещений;

- наличие большого числа небольших по площади и объему товарооборота предприятий.

Рассмотрим методы розничной продажи товаров, к которым относятся: самообслуживание; продажа через прилавок; продажа по образцам; продажа с открытой выкладкой и свободным доступом; продажа по предварительным заказам.

Самообслуживание – один из самых удобных для покупателей методов, который позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, а значит, и увеличить объем торговли. При этом предполагается свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать их. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчетов. Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и части непродовольственных товаров.

Продажа товара через прилавок используется при реализации ювелирных украшений, хрупкой или мелкой продукции, а также в случаях, когда требуется взвешивание и отмеривание.

Продажа товара по образцам предполагает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное ознакомление с ними покупателей. После выбора товара и оплаты продавец вручает покупателю товар, соответствующий образцам. Удобство метода в том, что на небольшой площади торгового зала можно выставлять образцы товаров широкого ассортимента.

Продажа товара с открытой выкладкой и свободным доступом применяется при продаже ткани, обуви, галантереи. Покупатель имеет возможность самостоятельно ознакомиться с выложенными на рабочем месте продавца товарами. Товары выкладывают на прилавок, стенд, вывешивают на вешалках.

Торговля по предварительным заказам применяется при продаже как продовольственных, так и непродовольственных товаров сложного ассортимента. Заказы могут быть в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в безналичной форме, либо в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товара в момент получения.

 

Оптовая продажа товаров

 

Помимо розничной продажи товаров достаточно распространенной формой торговой деятельности на различных рынках является оптовая продажа товаров. Содержание коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров сводится к выполнению следующих основных операций:

1) нахождение оптового покупателя товаров;

2) установление хозяйственных связей с покупателями товаров;

3) выбор форм и методов оптовой продажи товаров;

4) организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиенту;

5) организация учета выполнения договоров с покупателями товаров;

6) организация маркетинговых коммуникаций.

Оптовая продажа товаров может осуществляться в двух формах: транзитом и продажей со своих складов.

Продажа транзитом – это когда оптовая база продает товар без его завоза на свои склады. Результатом данной формы продажи является оптовый транзитный оборот.

При продаже товаров со своих складов результатом является оптовый складской оборот. На его долю приходится большая часть оптового оборота баз.

 

 

Тесты

 

В учебном плане направления «Торговое дело» по дисциплине «Введение в направление» предусмотрена промежуточная форма контроля «зачет». Для освоения всех требуемых компетенций студенты должны ответить на все 20 тестов. Во всех предложенных тестах правильным является только один вариант ответа. Результаты ответов будут оценены следующим образом:

- «зачтено» – число правильных ответов должно быть более или равно 50%;

- «не зачтено» - число правильных ответов менее 50%.

 

1.Чем обусловлена необходимость компетентностного подхода в системе высшего образования:

а) неэффективностью существующей системы образования;

б) социально-экономическими изменениями в стране;

в) адаптацией российского образования к европейскому;

г) все ответы верны.

 

2. Какие средства для достижения целей высшего образования используются в компетентностном подходе:

а) компетенции;

б) компетентности;

в) дневная и заочная формы обучения;

г) компетенции и компетентности.

 

3. Дайте правильное определение компетенции:

а) это способность и готовность студента использовать усвоенные знания, умения и навыки;

б) это способность студента адаптироваться к конкретной ситуации;

в) это возможность решать реальные проблемы.

 

4. Какую квалификацию получает выпускник направления «Торговое дело»:

а) специалист;

б) бакалавр;

в) магистр.

 

5. Какими компетенциями должен обладать выпускник направления «Торговое дело»:

а) общекультурными;

б) общепрофессиональными;

в) профессиональными;

г) все ответы верны.

 

6. В каком году КемТИПП выпустил первых специалистов:

а) в 1972 г.;

б) в 1977 г.;

в) в 1997 г.

 

7. Кто возглавляет КемТИПП:

а) Министерство образования и науки РФ;

б) ректор;

в) Попечительский совет.

 

8. Какого факультета нет в структуре КемТИППа:

а) технического;

б) механического;

в) среднетехнического;

г) технологического;

д) экономического.

 

9. Имеет ли право КемТИПП осуществлять подготовку к поступлению в вуз (подготовительные курсы):

а) да, имеет;

б) нет, не имеет.

 

10. На какой основе КемТИПП осуществляет обучение:

а) только на коммерческой основе;

б) только на бюджетной основе;

в) на бюджетной и коммерческой основе.

 

11. В какой области деятельности выпускники направления «Торговое дело» будут осуществлять организацию, управление и проектирование процессов:

а) в области коммерческой деятельности;

б) в области маркетинга;

в) в области торговой рекламы;

г) в области логистики в торговле;

д) все ответы верны.

 

12. Являются ли средства рекламы объектом профессиональной деятельности выпускника направления «Торговое дело»:

а) да, являются;

б) нет, не являются;

в) только средства торговой рекламы.

 

13. К какому виду профессиональной деятельности должен быть подготовлен выпускник направления «Торговое дело» с квалификацией «бакалавр»:

а) организационно-управленческому;

б) торгово-технологическому;

в) научно-исследовательскому.

 

14. Какие виды практики есть в учебном плане для студентов заочной формы обучения:

а) учебная практика;

б) производственная практика;

в) учебная и производственная практики.

 

15. Преобразования какого российского правителя внесли наиболее весомый вклад в развитие коммерции:

а) Александра 1;

б) Екатерины 11;

в) Петра 1.

 

16. Какой этап в развитии коммерции в нашей стране завершился кризисом планово-распределительной системы:

а) с 1921 по 1928 гг.;

б) с 1928 по 1965 гг.;

в) с 1965 по 1992 гг.

 

17. Что представляет собой цель коммерческой деятельности любого субъекта:

а) получение прибыли;

б) удовлетворение потребностей покупателей;

в) создание оптимального выбора товаров на рынке.

 

18. Выберите определение субъектов коммерческой деятельности:

а) это покупатели на разных рынках;

б) это товары, которые продаются;

в) это предприятия разной формы собственности.

 

19. Какой элемент в управлении коммерческой деятельностью является противозаконным:

а) планирование задач;

б) разработка коррупционных схем;

в) построение организационной структуры;

г) мотивация и стимулирование работников.

 

20. Какие методы розничной продажи товаров позволяют увеличить пропускную способность магазина:

а) самообслуживание и продажа товаров с открытой выкладкой;

б) продажа через прилавок и продажа по образцам;

в) самообслуживание и продажа через прилавок.

 

 

Список литературы

1. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Коммерция и технология торговли [Электронный ресурс]: учебник. – М.: Дашков и К, 2011 г., ISBN 978-5-394-01129-0

http://e.lanbook.com/

2. Кирюхина А.Н., Коммерческая деятельность:уч.пособие.-Кемерово: Кем ТИПП, 2011.-132с.

 

Эталоны ответов к тестам

1г 2г 3а 4б 5г 6б 7б 8а 9а 10в

 

11д 12а 13б 14в 15в 16в 17а 18в 19б 20а

 

Введение в направление

 

Учебное пособие

 

Для студентов

направления 38.03.06 «Торговое дело»

 

 

Кемерово

 

Содержание

1 Компетентностный подход в образовании……………………..3

1.1 Актуальность компетентностного подхода…………………..3

1.2 Понятие компетенции и компетентности…………………….4

1.3 Подготовка бакалавров………………………………………..5

1.4 Компетенции направления «Торговое дело»………………...7

2 Общие сведения о КемТИППе………………………………...10

2.1 Страницы истории…………………………………………… 10

2.2 Организационная структура ФГБОУ ВО «КемТИПП»…….12

2.3 Ассортимент оказываемых образовательных услуг………..13

3 Характеристика профессиональной деятельности

выпускника……………………………………………………...16

3.1 Область профессиональной деятельности выпускника……16

3.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника…...17

3.3 Виды профессиональной деятельности выпускника……….17

3.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника……...18

3.5 Учебный план направления «Торговое дело»………………18

4 Понятие и сущность торгового дела…………………………..24

4.1 История зарождения коммерции в России………………….24

4.2 Сущность коммерческой деятельности……………………..25

4.3 Розничная продажа товаров…………………………………27

4.4 Оптовая продажа товаров…………………………………...29

Тесты……………………………………………………………....30

Список литературы………………………………………………34

 

1 Компетентностный подход в образовании

Актуальность компетентностного подхода

Развитие цивилизации диктует необходимость периодической модернизации образования. Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы высшего образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через обеспечение подготовки производительных сил. Главная проблема заключалась в неэффективности системы образования, которая проявлялась в том, что не было видно результатов вне самой системы образования. Мы десять лет учим и не можем научить даже правописанию, не говоря уже о других предметах, например, иностранном языке. Мы десять лет учим математике, а продавец, отнимая от ста рублей двадцать, пользуется калькулятором. Образование замкнулось само на себя, другими словами, то, чему мы учимся в школе, только в школе и востребовано.

Основными характеристиками современных общественных процессов являются: усиление фактора динамизма и не-определенности; изменение стилей жизни на всех уровнях; внедрение рыночных механизмов во все формы образования; возрастание роли горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни; принципиальная трансформация многих профессий; усиление роли и усложнение задач личностного развития; децентрализация ответственности за качество работы; сокращение социальной защиты граждан. В этих условиях повышение адаптации человека к постоянным изменениям социальных и экономических условий жизни и деятельности является актуальной социальной задачей. Отсюда важно, чтобы подход к современному образованию на всех ступенях ориентировался на достижение таких целей. Многие современные ученые в области теории профессионального образования определили стратегическим вектором его развития компетентностный подход. Он основан на обозначении компетентности как цели профессиональной подготовки специалиста в вузе. Данный подход характеризуется практико-ориентированной направленностью образовательных программ высшей школы. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию; развитие индивидуальности. В качестве средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные инструменты: компетенции и компетентности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.127 с.)