Обзор правопонимания в современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор правопонимания в современной России.



В настоящее время есть представители практически всех юридических школ.

В РФ Конституция закрепляет идеологическое многообразие.

Современная юриспруденция в РФ находится на перепутье. Доминировавшая в течение многих лет марксистко-ленинская философия, обеспечивающая единство методологии, потеряло свое влияние. Сторонников такого подхода теперь немного.

В числе сторонников неопозитивизма профессора Мартышева, Алексеева С.С.

Сторонники естественного правопонимания: Мальцев, Туманов. Но вообще они занимают неопределенную позицию между социологическим пониманием и естественно правовым.

Есть разработчики и иных направлений. Это свойственно ленинградской теории права.

Основоположником постмодернистсткого подхода явился Лев Николаевич Спиридонов. Ученый он был творческий, очень креативный, написал много, учеников много (А. И. Овчинников в 2002 году выпустил 3-е издание его монографии «Правовое мышление в герменевтической парадигме»). Герменевтика – наука или искусство толкования текстов. Толкование памятников права, например, 12 таблиц или законов царя Хаммурапи – это одно. А толкование действующего закона уже совсем другое. Перед герменевтикой стоят разные цели и разные методы толкования. Овчинников рассматривает герменевтику как введение в новое правопонимание – герменевтическое правопонимание. Он считает, что герменевтика должна дать цельное представление о праве преодолеть ограниченность ныне существующих юридических, социологических, естественных, исторических и прочих подходов к праву. Если мы считаем, что при толковании того или иного закона или нормы права, надо установить, какой смысл вложил законодатель, то у Овчинникова не ставится этот вопрос вообще – не надо выяснять, что хотел законодатель, нужно читать, что написано. Если не обращать внимания на такие суждения, то в этой работе много полезного. Но его подход не должен претендовать на всеобъемлющую универсальность. Анатолий Васильевич Поляков (профессор) подготовил монографию, которая получила два переиздания – в 2004 и 2012: «Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода». А.В. Поляков в своей работе пытается использовать достижения всех современных социальных наук. Например, феноменологии (современное направление философии: Гуссель, Ж.П. Сартр, Хайдегель и другие). Суть феноменологии – бытие проявляется в разнообразии различных данностей. Когда мы говорим число 3 или 10, то легко можем представить те предметы, которые их отражают. Также Поляков использует герменевтику, синергетику (достижение той науки, которая считает, что все явления в природе стремятся к организованности), систему символов, семиотики, теории коммуникаций. Феноменолого-коммуникативная теория права – образец интегративного правопонимания, объединяющая достижения всех социологических наук. Поляков считает, что право – это основанный на социально признанных принципах, общесоциальных нормах порядок взаимоотношений, участники которые взаимодействуют путем реализации своих прав и обязанностей. Поляков утверждает, что право может быть услышано и понято другим. А.П. Чехов «Злоумышленник».

Был дореволюционный профессор Киевского университета Богдан Кистяковский и профессор Ящур писали: право есть и государственно организационное, и социологическое, и психологическое, и нормативное явление. То есть такой интегративный подход придумал не Поляков.

Илья Львович Чеснов – чистая постмодернистская теория. С большой долей допущения, модерн относится к 19 – первой половине 20 века. Человечество к этому времени уверовало в человеческий разум, возможность познания законов человеческого развития, на основании которых можно строить человеческую жизнь. Этому способствовала развитая к тому времени классическая немецкая философия, английская политэкономия и французский социализм. На этом строился весь марксизм. В этот период марксистское учение было доминировавшим в мире учением. Оно отражало модерн – новый подход, основывавшийся на человеческом разуме, возможности познания человеческого мира и возможности построении на этих знания человеческого миропорядка. Постмодерн отвергает все это. Единой философии постмодерна не существует в отличие от модерна, где определяющим было материалистическое понимание. В самом общем виде можно говорить о неких тенденциях в культуре начиная со второй половины 20 века, включая сюда не только философию, но и живопись, культуру, архитектуру, эстетику и другие сферы человеческой деятельности. Постмодернисты убеждены, что разум не всесилен, знания могут быть лишь релятивистские или частичные, поэтому возможности человека ограничены и с этим человеку и человечеству следует с этим смириться, признав, что жизнь полна случайностей, закономерности неизвестны, жизнь хаотична и непредсказуема. В 80-е годы 20 века постмодерн двинулся в правоведение. Одним из наиболее ярких представителей постмодерна в праве является И.Л. Чеснов. Его монография «Правопонимание в эпоху постмодерна». В этой работе он анализирует работы своих коллег по кафедре, феноменологическое правопонимание, герменевтическое, коммуникативное, синергетическое и т.д. Он пришел к выводу, что все эти подходы как самостоятельные еще не созрели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.004 с.)