Право как равная мера свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право как равная мера свободы



Жан Берже написал в 80-х «Общая теория права». Право – это выдуманная и устраивающая на определенном историческом этапе развития общества концепция, имеющая прикладное применение.

Философско-правовая концепция – либертарно-юридическая теория – рассматривает право как меру свободы.

Шарль Монтескье выделил 6 видов свободы:

1. Свобода носить оружие

2. Свобода свергать власть

3. Свободы подчиняться

4. Свобода иметь национальность

5. Свобода носить бороду

6. И т.д.

В настоящее время выделяют свыше 200 видов свободы: витальная, социальная, духовная и т.д.

Нерсесянц и другие рассматривали свободу как сущностное свойство человека. Всю историю человечество стремиться от полной несвободе к полной свободе. Гегель классифицировал государства по степени свободы членов общества. В Востоке свободен 1 – деспот. В Греции свободны некоторые – свободные представители родов, рабы несвободны. В Германии свободны все.

Свобода в качестве сущностного свойства человека рассматривал Жан Поль Сартр. Свобода – это субстанция, без которой человек перестает быть человеком.

Право выражает объективную форму свободы. Субъективное право выражает меру возможного поведения. Соединение объективного и субъективного права по существу дает определение права. Право – есть свобода, определяемая законом.

При этом Нерсесянц не отходит от первой характеристике права – от равенства в свободе. Внешняя свобода, прежде чем закрепить себя в праве, должна пройти самоограничение. Свободна одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

Право как мера свободы может выражать степень выраженной в нем свободы. Мера свободы может выступать уже в качестве критерия истинности права и закона. Право – не всеобщий масштаб и равная мера. Право – это прежде всего свобода индивида.

Нерсесянц считает, что там, где не может быть каких-то действительно коллективных групповых, индивидуальных субъектов права – там нет и правовых законов. Он распространяет это на все сферы общественной жизни – экономику, политику, культуру. С его точки зрения обеспечение принципа формального равенства в свободе людей обеспечивает им и справедливость в общественной жизни. Вероятнее всего это легко подтвердить примерами из нашей жизни.

Нерсесянц считает, что принцип формального равенства в свободе людей приведет к том, что право станет категорией справедливой. Более того, иные способы – реализация норм морали, религии, корпоративных – не достигнут требуемого результата.

Право как справедливость

Прав связывали со справедливостью всегда. Первые источники, дошедшие до нас: Аристотель – право это политическая справедливость. Цицерон считал, что право – это высший, истинный и справедливый закон. Августин Аврелий: «Что есть государство без справедливости, как не разросшаяся разбойничья шайка?»

Фома Аквинский: «Право – это действие справедливости в божественном порядке общественных отношений».

В дальнейшем связь права и справедливости обосновывали почти все мыслители всех времен: Локк, Чичерин, Радищев и т.д.

Шершеневич требовал не искать в праве справедливости.

В частности, в ст. 6 УК РФ наряду с другими принципами говориться о справедливости: наказание и иные меры уголовно-правового характера должны быть справедливыми, то есть соответствовать совершенному деянию, общественной опасности и личности виновного.

УК РФСФСР: при назначении наказания суд учитывает социалистического правосознания, характер и степень общественной опасности, личность виновного, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

В советском процессе справедливость обосновывалась общей нравственностью уголовного судопроизводства. Но среди принципов справедливость не перечисляется.

Объективная истина в уголовном процессе – это полное и точное установление обстоятельств дела, виновности или невиновности привлеченных лиц.

Многие считают, что справедливость является моральной категорией, а не моральной. Нерсесянц категорически не соглашался с этим.

Вообще на разных этапах справедливость понималась по-разному.

Нерсесянц считает, что справедливость – это внутреннее свойство права. Это правовая категория. Только право и может быть справедливым. Владик Сумбатович связывает правовое равенство со справедливостью, они обладают внутренним единством. Право общезначимо и требовательно ко всем, в т.ч. и к носителям власти. Это еще подметил Ульпиан. К сожалению, нарушений этого положения у нас достаточно много. По-крайней мере в теориях, выступлениях, требованиях мы начали это слышать, об этом начали говорить. Недалеко то время, когда принцип справедливости утвердится в наше время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.004 с.)