Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационный подход к типологии государств
Тойнби Арнольд Джозеф, английский историк и социолог, в противовес позитивистскому эволюционизму и евроцентризму выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. По мнению Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, культурных, географических и других признаков. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Поэтому Тойнби видит прогресс в духовном совершенствовании поколений людей. Он делал попытки выделить соответствующие типы государств на основе социокультурного фактора. В основе этого подхода тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень политической, экономической, социальной и духовной свободы личности. А. Тойнби определил цивилизацию как относительно устойчивое состояние общества, которое характеризовалось общностью культурных, религиозных, психологических и иных признаков[36]. Цивилизация влияет не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Основным критерием для цивилизационной типологии государств является их причастность к определенной цивилизации. При этом в основе понятия цивилизации лежат не материальные, а исключительно духовные, культурные факторы. Для понимания типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода используется классификация цивилизаций и государственно-политических институтов по уровню их организации на первичные и вторичные. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский, характер. К ним принято причислять китайскую, древнеегипетскую, шумерскую, бирманскую, японскую и др. цивилизации. Для них характерна большая роль государства как объединяющей и организующей силы, определяющей социальные и экономические структуры. Отличительная особенность этих обществ – соединение государства с религией в единый политико-религиозный комплекс. В этих цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного функционирования общества.
Во вторичных цивилизациях (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская, буддийская и др.) отчетливо проявляются различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, как в первичных цивилизациях. Но и здесь оно представляло единую культурно-религиозную систему. В этих цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны он – средство утверждения сакральных (обрядовых, священных) принципов и заветов и в качестве такового достоин повиновения ему. А с другой стороны – он сам не вправе нарушать эти заветы. Его власть – служение, она должна соответствовать идеалу – и поэтому вторична. Из древних цивилизаций сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду, и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности. Достоинства цивилизационного подхода: - подчеркивается роль духовных факторов в развитии государства и права. Это подтверждается присутствием религиозных, национальных и других аспектов в сущности государства; - с учетом социокультурных факторов складывается многовариантная типология государств. Недостатки цивилизационного подхода: - в завершенном виде типологии государств по социально-культурному признаку ни Тойнби, ни его последователи не разработали. Они лишь попытались сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества; - недооцениваются социально-экономические факторы, которые играют определяющую роль в формировании надстройки;
- эта типология в большей мере характеризует не столько государство, сколько общество. В ней не выделяется главное, что характеризует государство – кому принадлежит политическая власть.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.004 с.) |