Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские концепции правопонимания
Сторонники философских концепций рассматривают право как выражение разумной идеи или высшей нравственности. Такое понимание права нашло свое наиболее полное выражение в теории естественного права, которое понимает право как обеспечение естественных прав, вытекающих из самой природы человека и общества. Позитивное право признается сторонниками теории естественного права только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, В теории естественного права выделяются два течения: - религиозный идеализм; - светский идеализм. Сторонники религиозного идеализма авторитет правовых норм обосновывают их божественным происхождением. Эту концепцию приняли стоики, а также теологи христианства Святой Августин, Фома Аквинский и др. В более поздние времена (XIX–XX вв.) она поддерживалась католическими течениями. Учение Фомы Аквинского получило в 1891 г. одобрение и поддержку со стороны Папы римского. В настоящее время это учение в модернизированном виде известно как «неотомизм». Эта новейшая интерпретация религиозного идеализма пытается найти основы права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим, божественным разумом. Божественный закон призван устранить несовершенство человеческого, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т. е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву. Виднейший представитель неотомизма Жак Маритен пытался соединить традиционные для религиозной философии представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки. Учение Маритена представляет один из вариантов модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества. В этом учении очень явно проступают «уши клерикализма». Однако заслуживают внимания положения учения Маритена о неисчерпаемости естественных прав человека. «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории»[49] (почти материалистическая формулировка). Несомненный интерес представляет предложенная Маритеном классификация естественных прав человека, разграничивающая:
- фундаментальные права личности: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др.; - политические права: право граждан устанавливать конституцию и определять форму правления, участвовать в политической жизни, объединяться в политические партии, свобода слово, равенство всех перед законом и судом; - социальные права: право на труд, объединение в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, на социальное обеспечение и т. п. Фундаментальные права личности коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Политические права определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права, т. к. установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву. Согласно взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т. е. «по-христиански устроенного светского государства». Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет избежать пороков, как капитализма, так и социализма – считал Маритен. Он отстаивал идеи третьего пути развития общества. По мнению сторонников светского идеализма – право является созданием самой человеческой натуры, результатом того, что человек есть мыслящее и разумное существо, сознающее требования и обязанности, связанные с жизнью в обществе. Различные доктрины, примыкающие к светскому идеализму, в свою очередь, делятся на два направления – моральное и разумное. Согласно концепции, утверждающей, что право основано на морали, авторитет правовой нормы вытекает из идеальной морали, приводящей в движение человеческое существо и побуждающей его действовать соответственно духу справедливости. Существует естественная мораль, свойственная человеческой натуре целиком, которая вытекает из особенного положения человеческого существа во Вселенной, из нерушимого достоинства человека и представляет собой вышестоящее право, которое никто не может преступать.
Вторая подкатегория светской доктрины естественного права – это концепция права, основанного на разуме. Согласно этой концепции естественное право основывается на человеческом разуме, т. е. рациональном и объективном усилии человека, определяющем фундаментальные высшие нормы, которые должны соблюдаться в любой коллективной жизни с тем, чтобы сохранить способность к действиям и свободу каждого индивидуума. Сторонники этой концепции отвергали идею о том, что право основывается непосредственно на морали, поскольку мораль, конечно, является слишком инстинктивной и субъективной. Таким образом, существует универсальный, рациональный и незыблемый закон, стоящий выше любой отдельной местной нормы, которого должно придерживаться каждое общество. Человеческий разум выявляет постулаты поведения в коллективной жизни, а право является конкретным применением этих постулатов с учетом всех обстоятельств в том или ином обществе. Доктрина естественного права выдвигалась на передний план всякий раз, когда возникала историческая необходимость перехода от авторитаризма к демократии. Особое значение института прав и свобод в его естественно-правовой трактовке признано сегодня всеми основными направлениями и школами правовой мысли. А включение в перечень естественных прав субъектов социально-экономического характера практически стирает грань между естественно-правовыми и социологическими доктринами. В своем же классическом понимании теория естественного права переживает период стагнации. В теории естественного права заслуживает внимание: - утверждение идеи неотъемлемых прав человека и гражданина, обязанности государства признавать эти права и гарантировать их соблюдение; - разграничение понятий «право» и «закон», положение о том, что законы могут быть безнравственными и должны приводиться в соответствие с общечеловеческими ценностями. Слабые стороны: - понимание справедливости может быть неоднозначным. Поэтому такое понимание права принижают его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного; - такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.006 с.) |