Средства и знаки сигнализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и знаки сигнализации



Перечисленные ниже сигналы считаются международными и могут быть использованы спасателями как на территории своей страны, так и за еепределами. Сигналы, подаваемые любыми звуковыми или световыми средствами:
- " Требуется помощь " - равномерно в течение 1 мин подают три сигнала, затем - минутная пауза, снова три сигнала и т.д.;
- " Помощь идет " - равномерно в течение 1 мин подают три сигнала, затем -минутная пауза, снова три сигнала и т.д.

Сигналы, подаваемые с помощью свистка и электрического фонаря:

- " Тревога " - короткие сигналы в продолжение 3 мин;
- " Отбой " - три коротких сигнала, затем - короткая пауза, снова три сигнала и так в продолжение 3 мин;
- " Требуется подкрепление " - во время проведения ПСР этот сигнал такой же, как сигнал "Тревога", но его подают до получения ответа;
- " Да " - два продолжительных сигнала, затем - короткая пауза и снова два продолжительных сигнала;
- " Нет " - два коротких сигнала, затем - короткая пауза и снова два коротких сигнала;
- " Указатель местонахождения " - продолжительный прерывистый сигнал.

Сигналы, подаваемые сиреной:

- " Тревога " - воющий сигнал изменяющейся тональности в течение 1 мин;
- " Отбой " - непрерывный сигнал одной тональности в течение 1 мин;
- " Указатель местонахождения " - непрерывный сигнал одной тональности без ограничения во времени.

Сигналы, подаваемые колоколом:

- " Тревога " - быстрый непрерывный бой в колокол в течение 1 мин;
- " Отбой " - три коротких сигнала в виде быстрого боя в колокол, после чего -короткая пауза и снова три коротких сигнала в продолжение 1 мин;
- " Указатель местонахождения " - продолжительный сигнал в виде медленных ударов в колокол.

Сигналы, подаваемые ракетами:

- " Требуется помощь " - сигнал бедствия не должен быть связан с каким-либо цветом ракет.
- " Помощь идет " - выстреливают последовательно ракеты белого икрасного цветов;
- " Отбой " - зеленая ракета;
- " Требуется подкрепление " - красная ракета;
- " Указатель местонахождения " - белая ракета.

  Любая ракета, когда не известен повод для ее пуска, должна считаться сигналом бедствия.  

Перед пуском ракеты необходимо проверить ее цвет, который наносится на металлическую пластинку, являющуюся пыжом - заглушкой гильзы. Помимо цвета, на пластинке выдавливают точки - выпуклости, служащие также для определения цвета ракеты. Одна точка соответствует красному цвету, две -зеленому, три - белому. Ракеты должны использоваться в мирное время в горах только при проведении ПСР. Их пуск осуществляется из ракетницы или специального устройства.

Передвижение в горах

В случае разделения спасательного отряда на отдельные группы, минимальный состав которых 3-4 человека, каждая должна иметь:
- необходимое снаряжение для автономного существования в полевых условиях;
- неприкосновенный запас (НЗ) (15-20% к общему количеству продуктов);
- средства связи и сигнализации;
- контрольный срок возвращения в базовый лагерь, маршруты поиска, карты местности.

При проведении поиска спасателям приходится передвигаться по различным горным ландшафтам. Для сохранения сил и снижения риска при длительных переходах и преодолении сложных участков местности необходимо соблюдать режимы дыхания и передвижения. Равномерное дыхание - главный фактор при длительных нагрузках. На тяжелых подъемах ритм согласуется с частотой шагов (например, шаг левой - вдох, правой - выдох). На один цикл дыхания может приходиться и меньше шагов (в разреженном воздухе, при прокладывании следов в глубоком снегу). Равномерность в ходьбе и дыхании позволяет сохранить силы. При продолжительных нагрузках и для предотвращения перенапряжения организма нужно вдыхать воздух носом. Способы и скорость передвижения в горах спасателей выбираются, исходя из уровня их профессиональной подготовленности, экипировки, массы перемещаемого груза, степени пересеченности местности, особенности ее покрытия (камни, снег, грунт, лед и др.), метеорологических и других конкретных условий.

При движении по снежным склонам спасатели надевают защитные очки, штормовые костюмы, рукавицы, высокогорные ботинки с триконями или кошками, по мягкому снегу - ботинки с рифленой подошвой.
При движении по мягкому снегу "прогоняют" подошву ботинок по поверхности снега, что увеличивает сцепление с ним подошв. При движении по склону с мягким снегом нажимом подошв постепенно, избегая сильного удара, вытаптывают ступени, стараясь их не разрушить. В фирне ступени выбивают рантами ботинок, а в сильно смерзшемся, глубоко промороженном фирне вырубают лопатками ледорубов. На твердом фирне прекрасно держат кошки. При насте ступени выбивают ударами носков ботинок и затем уплотняют снег под настом.
Как правило, на снежном склоне действует принцип "двух точек опоры", и лишь на очень крутых склонах и глубоком рыхлом снегу ледоруб заглубляется в него и создается третья точка опоры.
Соблюдается вертикальное положение тела, что предотвращает разрушение ступеней; при этом "прижиматься" к склону нельзя. Идти желательно след в след, идущего впереди спасателя необходимо регулярно подменять.

В лавиноопасных зонах следует избегать длинных траверсов, чтобы не подрезать снежный наст и не вызвать сход лавины.
Заметивший лавину спасатель подает возглас: "Лавина сверху (слева, справа)". При этом спасателям нужно отойти на край потока и спрятаться за препятствие (скалу, дерево, камень и т. д.), закрыть лица шерстяными шапочками, платками, чтобы не задохнуться. Если от лавины уйти невозможно, то необходимо освободиться от любых грузов (рюкзаки, лыжи и др.) и всеми силами стремиться удержаться на склоне или поверхности потока снега; затем плавными движениями следует подобраться к краю лавины и выбраться за ее пределы.

По некрутому склону прямо вверх спасатели поднимаются "елочкой", выбивая ступени внутренними рантами ботинок. На нелавиноопасных крутых склонах возможен подъем зигзагообразно. При подъемах "в лоб" по крутым снежным склонам (что уменьшает вероятность возникновения лавин) ступени выбивают носками ботинок. Ледорубы при этом держат перед собой, почти по головку воткнутыми в снег. Хорошо утвердившись обеими ногами на новых ступенях, можно переносить ледорубы выше по склону.
Спускаться по некрутому склону спиной к нему следует, делая небольшие шаги и вминая каблуками снег. Спуск по крутому склону аналогичен подъему, но выполняется в обратной последовательности. По твердому фирну и обледенелому склону спасатели спускаются, применяя кошки: на опасных склонах идут со страховкой в связках.
На некрутых, нелавиноопасных склонах спуск может осуществляться скользящим шагом или глиссированием (скольжением). При спуске глиссированием на обеих ногах штычком альпенштока (ледоруба) опираются сзади себя. Глиссирование с тяжелым рюкзаком по крутым склонам (более 40°) не допускается.

При движении по ледовым склонам с крутизной до 30° спасатели поднимаются "в лоб", "елочкой", разворачивая ступни ног, как при движении по травянистому склону. Ногу ставят на лед, несильно ударяя о его поверхности сразу всеми зубьями кошек, кроме передних; по склонам с крутизной до 40° идут зигзагом. Корпус при этом необходимо держать вертикально неприближая его к склону. Штычком ледоруба двумя руками опираются на склон.

По крутому склону (более 40°) следует подниматься на четырех передних зубьях, вгоняя в лед ударом ноги пару носовых зубьев. Вторая пара передних зубьев прочно врезается в лед под воздействием веса человека, не давая соскользнуть носовым зубьям. Ноги необходимо немного согнуть в коленях ступни должны находиться почти горизонтально. Подниматься следует по правилу "двух точек опоры", при этом опираясь о лед клювом ледоруба. С крутого склона спасатели спускаются, двигаясь лицом к нему. По некрутому склону можно спускаться спиной к нему, опираясь о лед штычком ледоруба сбоку и несколько сзади.

Когда склон крут и опасность срыва резко возрастает, спасатели начинают вырубать ступени. Расстояние между ними - 15-20 см, их вырубают двумя руками ледорубом. Это требует больших физических усилий и частой подмены спасателей, вырубающих ступени. На ледовых гребнях вырубают ступени прямо по гребню или по более пологому его склону.

Большую сложность может представлять собой передвижение по скальным участкам. На маршрутах, где существует опасность камнепада, следует использовать защитные шлемы (каски).

Передвижение по скалам

При движении по скалам необходимо соблюдать следующие правила:
1
. Прежде чем двигаться по скальному участку, нужно наметить и просмотреть маршрут движения, изучить и запомнить расположение сложных участков, удобных зацепок для рук и ног, безопасные участки для отдыха, наметить ориентиры, варианты обходов. Если очевидно, что опасность непреодолима или дальнейшее передвижение сопряжено с неоправданным риском, то необходимо выбрать более легкий вариант пути. Следует помнить, что, попав в труднопроходимое место, особенно на спуске, вернуться обратно будет еще труднее.
2. Прежде чем опереться рукой или ногой о выступ, надо проверить его прочность: осмотреть, нет ли трещин, мха, песка, нажать на выступ, покачать его в разные стороны. Все это делается осторожно, чтобы не пораниться и не сбросить камень на людей, находящихся ниже. Непрочно лежащие камни следует отбросить в сторону.
3. Необходимо иметь три точки опоры. Прежде чем перенести ногу на новый выступ, нужно, чтобы другая нога и обе руки нашли прочные опоры. Когда обе ноги стоят прочно и одна рука имеет хорошую опору, другой рукой нащупывают следующую зацепку. Только при таких условиях можно уверенно, без риска, искать очередную опору или зацепку и, если выступ или камень при опробовании обломится или оборвется, то при трех точках опоры срыва не произойдет.
4. Следует стремиться двигаться, главным образом, за счет усилий мышц ног (они гораздо сильнее мышц рук), ступать при подъеме на опоры, проверенные руками; руки, как правило, поддерживают равновесие тела. Лазанье нагружает и утомляет больше всего внутреннюю часть ступни и пальцы ног, но опираться на скалу коленом не следует - можно сорваться.
5. Основная работа рук - захват опоры (верхней, боковой и нижней) пальцами и ладонью.
6. Лазать следует плавно, без рывков, мягко, пластично, сохраняя равновесие и сберегая силы. Нужно уметь нагружать и расслаблять различные группы мышц, меняя характер движения, чередовать работу с отдыхом.
7. Каждую надежную опору следует использовать максимально, не допуская чрезмерно длинного шага, быстро утомляющего мышцы.
8. Надо стремиться идти маршрутом, близким к линии падения воды (наиболее короткий путь).
9. На высоте необходимо действовать осмотрительно и обдуманно.

По ступенчатым скалам спасатели должны подниматься, как по лестнице, берясь руками за них, опираясь о скалы и поддерживая равновесие, но не прилегая слишком близко к их поверхности. Сила сцепления подошвы с неровностями скалы возрастает при отклонении от нее туловища. Движение по расщелинам, трещинам и "каминам" основано на использовании силы трения, требующей большой координации движений и значительных физических усилий.
Трещина или расщелина может использоваться для быстрого преодоления участка трудных скал. Подъем осуществляется попеременным заклиниванием рук и ног, распорами рук, как бы раздвигающих трещины (расщелины).
"Камины" надо проходить с применением распоров. В узком "камине" используются распоры "колено-ступня", в более широком - "спина - колени", в широком - "спина-ступни".

Спуски со скал наиболее опасны, как правило, из-за своей технической сложности. По несложным, некрутым ступенчатым скалам следует спускаться спиной к склону так, чтобы были видны путь спуска и точка опоры. По крутым скалам нужно спускаться лицом к склону, просматривая путь сбоку или между ногами. Наиболее употребительные способы спуска с применением веревки -спортивный, на карабинах и способ Дюльфера.

Когда характер преодолеваемого рельефа сложен для одиночного передвижения, спасатели должны идти в связке по два-три человека и осуществлять взаимную страховку. Назначение ее - удержать сорвавшегося партнера по связке.

В зависимости от порядка движения и расположения партнеров по связке различают страховку одновременную, когда партнеры по связке перемещаются одновременно, и попеременную, когда один из партнеров движется, а второй его страхует. Спасатель, находящийся наверху, производит верхнюю страховку партнера, а оставшийся внизу - нижнюю страховку. Страховка на маршруте осуществляется с помощью альпенштока, ледоруба, веревок. Спасатель должен уметь завязывать как можно большее количество узлов, чтобы, в зависимости от обстоятельств, выбрать для привязывания веревки нужный узел.

Узлы

Спасатель должен уметь завязывать как можно большее количество узлов, чтобы, в зависимости от обстоятельств, выбрать для привязывания веревки нужный узел.
Любой узел, кроме схватывающего, снижает прочность веревки в точке его расположения. За счет этого теряется около 40% средней прочности в узле "стремя" и примерно 25% - в булине и восьмерке. Прочность веревки на канте, то есть перегибе под острым углом (например, на карабине), примерно на 30% ниже статической прочности. Узлы, применяемые в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, в основе своей имеют морские узлы. Из всех морских узлов, а их около четырех тысяч, обычно используются те, которые в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются саморазвязывающимися. Эти узлы применяются на различных этапах проведения ПСР в горах.

Узлы, используемые при передвижении в горах, подразделяются на 3 группы:
- узлы для самостраховки (узлы обвязки, узлы схватывающие, проводника булинь и т.д.);
- основные (применяются для связывания веревок);
- специальные (вспомогательные).

На практике знание узлов очень важно, так как неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагическим последствиям. В связи с тем, что зачастую приходится завязывать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, на маленькой площадке на скалах или льду), спасатель должен уметь делатьэтоавтоматически, не задумываясь, пользуясь "моторной" памятью; поэтому завязке узлов следует уделять большое внимание и время: овладеть ею можно только в процессе постоянных тренировок.

Неподвижный конец (тот, вокруг которого завязывают) называют коренным концом, а движущийся в процессе завязки (тот, которым завязывают) называют рабочим концом. Концы, которые можно нагружать, называют грузовыми концами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.012 с.)