Филиалы и представительства юридических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филиалы и представительства юридических лиц



Филиалы и представительстваэто территориально обособ­ленные структурные подразделения юридических лиц, предназначен­ные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми ос­тальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридиче­ского лица.

Представительства т филиалы выполняют различные функ­ции. Представительства выступают в гражданском обороте от име­ни создавшего их юридического лица, т.е. представляют его инте­ресы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основ­ные функции (все или часть) юридического лица (пп. 1, 2 ст. 55 ГК). Так, представительство может заключать договоры, контро­лировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации.


214 Глава 7. Юридические лица

Но вести производственную или иную хозяйственную деятель­ность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут созда­ваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала.

Представительства и филиалы не могут иметь прав юридиче-

скоголица и, следовательно, выступать в обороте от своего име-i.TIx руководители действуют от имени юридического лица на

основании доверенности. Наличие у организации представи­тельств или филиалов влияет на содержание ее учредительных до­кументов, поскольку в них должны быть поименованы все филиа­лы и представительства. Сами же эти обособленные подразделе­ния действуют на основе утверждаемых юридическим лицом положений (как правило, общего вида).

Государственная регистрация филиалов и представительств иностран­ных фирм на территории России в принципе отличается от регистрации юридических лиц и в основном преследует фискальные цели.


Глава 8. ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

(МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ

ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

§ 1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований

Общие положения. Правовое положение государства и государ­ственных (муниципальных) образований составляет важную часть

учения о субъектах гражданского права, в которой тесно перепле-
^ 1 От подхода к госу-

тены частно- и публично-правовые элементы J

дарству в рамках права публичного зависит и его положение в гражданском праве.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не

может существовать двух суверенов на одной и той же террито-ч2. Соответственно государство и в гражданском обороте мо­жет рассматриваться как единый и единственный субъект3. Цен-ность такой конструкции состоит в том, что за действия каждой своей части отвечает государство в целом, обладающее несравнен­но большим объемом имущества. Поэтому случаи, когда у госу­дарства отсутствуют средства для того, чтобы рассчитаться со сво­ими кредиторами, относительно редки.

В то же время Российское государство является многоуровне­вым образованием. Это связано как с множественностью функ­ций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство

Эти вопросы уже были предметом изучения, см.: Виткявичус П. П. Гражданская правосубъектность Советского государства. Вильнюс, 1978; Брагинский М. И. Участие Советского государства в гражданских правоот­ношениях. М, 1981; Шенгелия Р. В. Гражданская правосубъектность Совет­ского государства в кредитных отношениях. Тбилиси, 1984; Субъекты гражданского права / Под ред. С. Н. Братуся. М., 1984.

Именно из этой посылки исходят авторы, которые считают, что сувере­нитетом обладает только Российская Федерация, а не ее субъекты (см.: Гражданское право: Учебник. 2-е изд. / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масля-ева. 2-е изд. М., 2000. Ч. 1. С. 126).

До конца 80-х годов государство как субъект гражданского права пони­малось иначе, а именно как единый субъект, представленный органами вла­сти и управления разных уровней. Все они выражали' волю одного лица — Советского государства, которое было единым и единственным соб­ственником государственных имуществ, где бы они ни находились. При та­кой модели разные уровни государства отличались лишь в зависимости от компетенции соответствующих государственных органов.


216 Глина 8. Государство и государственные (муниципальные) образования

только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельствах нельзя. Государст­во подразделяется на субъекты различных уровней — Россий­скую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные обра­зования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.). Эти субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющими свою структуру, собственное имущество и, по общему правилу, не отвечающими по обязательствам друг друга. Такое имущест­венное построение государства оптимально с точки зрения его федеративного устройства. Однако оно неудачно с точки зрения защиты интересов кредиторов неплатежеспособного государст-вкредиторовнеплатежеспособногогосударст-венного образования1. Ведь нормальное состояние имуществен-

ных отношений — продукт деятельности государства в целом, ко­торое и должно нести за них ответственность.

И все-таки в рамках действующего законодательства обо­собленная личность Российской Федерации, ее субъектов и му­ниципальных образований не может быть проигнорирована. Однако особенности не должны скрывать их общности. Граж­данский кодекс исходит из того, что в целом участие государст­ва и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, конечно, и некоторые различия. Поэто­му в дальнейшем сказанное о государстве распространяется на все государственные (муниципальные) образования, если иное особо не оговорено.

Государство как носитель власти. Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в граждан­ско-правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает право­способностью. Однако его правоспособность обладает рядом осо­бен.чостей, связанных с тем, что государство является также и глаьным субъектом публичного права, носителем власти. Эти осо­бенности концентрированно выражает свойство суверенности, присущее государству.

Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим субъектам. Властвуют работодатель над сво­ими работниками, родители над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определен-Произошедший в августе 1998 г. финансовый кризис со всей очевидно­стью показал недостатки существующей модели построения государства. Ряд субъектов РФ и Федерация в целом оказались неплатежеспособными. В то же время з крепленный в законодательстве принцип раздельной от­ветственности не позволил возложить обязанности по возмещению на все государственное имущество, в чьих бы руках оно ни находилось.


§ 1. Гражданская правоспособность государства и государственных образований 217

ной территории1 повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета.

Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей территории государство олицетворяет наивыс­шую власть. Никто не может вмешиваться во внутренние дела го­сударства, если только иное не вытекает из общих принципов международного права. Вовне суверенитет проявляется как неза­висимость данного государства от других государств и иных субъ­ектов международного права2.

Государство как суверен обладает свойствами, которые пре­вращают его в особого субъекта гражданского права, а именно:

— государство само принимает законы, которыми должны ру­
ководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

— государство может принимать административные акты, из
которых возникают гражданско-правовые отношения независимо
от воли другой стороны;

— государство сохраняет властные функции даже тогда, когда
оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-пра­
вовые отношения;

— государство пользуется иммунитетом.
Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности

государства как участника гражданско-правовых отношений. Од­нако даже то, что названо, позволяет говорить об особом положе­нии государства в гражданском праве.

Это особое положение отражает две противоположные тенден­ции. С одной стороны, необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими вла­стными полномочиями, а с другой — использование этих полно­мочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Первая тенденция отражена в ГК в качестве общего прин­ципа. Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство участвует в граждан­ско-правовых отношениях на равных с другими субъектами нача-

В случаях, предусмотренных нормами международного и даже порой национального права, государство может осуществлять властные полномо­чия также и за пределами своей территории, например на континенталь­ном шельфе. Российская Федерация на своем континентальном шельфе осуществляет суверенные права и юрисдикцию согласно Федеральному за­кону «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694; 1999. 7. Ст. 879: 2001. 33 (Ч. П Ст. 3429. Этот вопрос подробно освещается в курсе международного публич­ного права.

Более подробно о публичной власти государства см.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.


218 Глава 8. Государство и государственные (муниципальные) образования

Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого

положения как суверена в частно-правовых отношениях и не дол­жно пользоваться имеющимися у него властными полномочиями. Тем не менее во многих других нормах Кодекса (см., например, ст. 445 ГК) и в иных правовых актах закреплены достаточно ши­рокие права государства по вмешательству в гражданско-правовые отношения. Однако это полномочия не участника данных отно­шений, а стоящего над ними третьего лица.

Государство как лицо. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования част­но-правовых конструкций для характеристики публично-право­вых феноменов и наоборот. То, что государство является субъек­том публично-правовых отношений, особых сомнений не вызыва­ет. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо граждан­ско-правовые характеристики для описания государства как субъ­екта публичного права. В рамках этих отношений государство вы­ступает как носитель публичной власти.

В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского права. Таким образом, происходит свое­образное «расщепление» личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.

И тем не менее властная (публично-правовая) сущность госу­дарства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией2, не признается тем не менее

Участие государства в гражданских правоотношениях на равных с дру­гими субъектами началах не следует толковать таким образом, будто бы на эти отношения распространяется один-единственный принцип равенства. Участие на равных означает, что нормы гражданского права применяются к государству в полном объеме, если иное не предусмотрено законом, см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части пер­вой (постатейный) / Под ред. О. Н.Садикова. 2-е изд. М., 2002. С. 298.

" Иногда государство относят к коллективным образованиям, привлекая тем самым для его характеристики понятия из арсенала учения о сущности юридического лица (см.: Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина и А. И. Масляева. С. 125). Однако видеть за государством коллектив должностных лиц было бы неверно с точки зрения главной его цели — служения обществу. Чиновники не могут предопределять волю госу­дарства. Их задача — выявлять и выражать волю общества. В то же время те­зис о том, что людским субстратом государства является весь народ, звучит демагогически. Особенно в России, где государство вот уже более тысячи лет считается чуждой, а подчас и враждебной народу силой.


§ 1. Гражданская правоспособность государства и государственных образований 219

юридическим лицом. В этом специфика правового положения го­сударства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная — физические лица, юриди­ческие лица и особое лицо — государство. Подчеркивая особен­ность государства как субъекта частного права, его тем самым вы­водят из общего ряда субъектов.

Вместе с тем конструкция «особого лица» таит в себе и ряд проблем. Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем со­стоят особенности государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному пути, распространяя на госу­дарство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, ес­ли иное не вытекает из закона или особенностей данных субъек­тов (п. 2 ст. 124 ГК). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым1.

К государству в полном объеме могут быть применены только правила о волеобразовании и волеизъявлении юридических лиц. Остальные правила о юридических лицах (в частности, о правоспо­собности, о регистрации, наименовании и месте нахождения, фи­лиалах и представительствах, видах юридических лиц, их реоргани­зации и ликвидации) к государству неприменимы. Государство, как и юридическое лицо, представляет собой организацию, которая имеет внутреннюю структуру и регламент, органы управления и участвует в гражданском обороте. Однако государство действует через посредство не только физических, но и юридических лиц.

Что касается таких признаков юридического лица, как орга­низационное единство, имущественная обособленность, вы­ступление в обороте от своего имени и самостоятельная имуще­ственная ответственность, то они применительно к государству получают совсем иное наполнение. Организационное единство государства достигается главным образом публично-правовыми методами. Отсутствует единая структура и общий для всех регла­мент. Имущество государства в значительной части распределено между созданными им юридическими лицами, которые являются самостоятельными участниками гражданских правоотношений. Государство как собственник выступает в обороте не только от

Разумеется, никакой презумпции распространения на отношения с участием государства правового режима, установленного для юридиче­ских лиц, не существует (противоположное мнение высказано М.И.Бра­гинским, см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н.Садикова. С. 298). Если уж вести речь о каком-либо законодательном предположении, то не о презумпции, а о фикции. Ведь государство ipsojure не юридическое лицо.


220 Глава 8. Государство и государственные (муниципальные) образования

своего имени, но и от имени созданных им юридических лиц. От­ветственность государства не распространяется на все принад­лежащее ему имущество (часть имущества, по сути, забронирова­на от взысканий кредиторов).

Гражданская правоспособность государства. Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности раз­личных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то — уже. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Вы­делена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Например, устанавливается госу­дарственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных ви­дов товаров (ст. 17 Федерального закона «О государственном регу­лировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.1). Установлен также перечень объектов, которые могут находиться исключительно в государственной собственности. Правда, в по­следнее время перечень таких объектов стал значительно уже — из него выпали земельные участки, драгоценные металлы и камни и ряд других объектов. Но исключительной собственностью госу-дарства продолжают оставаться недра2 и животные в состоянии естественной свободы3.

В то же время некоторые возможности, например передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров (договор коммерческой концессии и др.), иметь свое фирменное наименование, считаться автором произведений литературы, нау­ки и искусства, государству недоступны. Однако это только коли­чественные различия. Но есть и различия качественные.

Государство участвует в гражданском обороте не в своих част­ных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления пуб­личной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособ-

i СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923; 1997. № 28. Ст. 3305; 1999. № 7. Ст. 879.

Эта государственная монополия осуществляется на основе лицензирования, причем лицензия выдается только государственным унитарным предприяти­ям.

" См. ст. 12 Федерального закона «О недрах» от 21 февраля 1992 г. // Ве­домости РФ. 1992. № 16. Ст. 834; № 29. Ст. 1690; 1993. № 2. Ст. 74; СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823; 1999. № 7. Ст. 879; 2000. №2. Ст. 141; 2001. №21. Ст. 2061; № 33 (Ч. I). Ст. 3429; 2002. 22. Ст. 2026.

См. ст. 4 Закона РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.


§ 1. Гражданская правоспособность государства и государственных образований 221

ности государства. Она не может быть общей1. " " д Уд Р ва не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Участвуя в имущественных отношениях, государство не может и не должно исходить из собственных инте­ресов, отличных от интересов общества, которому оно служит. У него не может быть полной автономии воли в выборе направле­ний своей деятельности или ее организационно-правовых форм. Государство по сравнению с теми субъектами гражданского права, которые имеют общую правоспособность, более ограничено.

Однако правоспособность государства не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом2' Оперных, нигде перечень полно-

мочий государства исчерпывающе не описан. Во-вторых, государ­ство, принимая законы, само может установить более широкий объем своей правоспособности. И ему нельзя в этом отказать. Ведь жизнь постоянно ставит перед ним все новые и новые про­блемы. Наконец, в сфере международных отношений, где государ­ство в полной мере осуществляет свой суверенитет, признание его правоспособности специальной только стеснит свободу и самосто­ятельность, которая крайне необходима во все времена.

Конечно, исходя из концепции правового государства, трак­товка его правосубъектности как специальной выглядит привле­кательно. Но разве специальный характер правоспособности ког­да-либо мешал государству ее расширять! Вовсе нет. Главную преграду такому расширению образует гражданское общество, которое вводит государство в определенные рамки, указывая на цели, достижению которых оно должно служить. Только люди способны положить конец государственному беспределу.

Поэтому правоспособность государства следует назвать целе- з — она вытекает из той функции носителя Ттубличнои власти

ства следует назвать целе осителя Ттубличнои власти,

Правоспособность государства считает общей В. В.Залесский (см.: Гражданское право России: Курс лекций / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. Ч. 1. С. 112).

* Трактовка правоспособности государства как специальной содержится в работах: Субъекты гражданского права / Под ред. С. Н.Братуся. С. 270; Гражданское право. Учебник / Отв ред. Е.А.Суханов. 2-е изд. М., 1998. Т. 1. С. 283.

Соглашаясь в целом, что правоспособность государства не может быть охарактеризована ни как обшая, ни как специальная, некоторые авторы, в частности В.А.Плетнев, называют ее универсальной (см.: Гражданское право: Учебник для вузов / Под ред. Т.И.Илларионовой, Б. М. Гон гало, В.А.Плетнева. М., 1998. С. 140). Но универсальная правоспособность тер­минологически немногим отличается от общей и не содержит в названии указаний на ее ограниченный характер. Целевой же характер правоспособ­ности указывает на те ограничения, которые должно соблюдать государство.


222 Глава 8. Государство и государственные (муниципальные) образования

которую в интересах всего общества выполняет государство. Та­ким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению, установленному Конституцией

и другими законами. Оно не может, кпримеру, наживаться на 1, неосновательно освобождать себя от ответст-своих гражданах

венности и т. д.2

Государство может свободно двигаться только в одном направ­лении — к процветанию всего общества и каждого его члена. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани­на—обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд обя­занностей государства, касающихся его участия в гражданском обороте, вытекает и из других норм Конституции.

Государство как таковое неспособно своими действиями при­обретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государст­венные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государ­ству как субъекту права.

Государственные (муниципальные) образования как субьекты гражданского права, приравненные к государству. Государство уча­ствует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней (разной степени охвата территории, общности и т.п.). Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники граждан­ско-правовых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муници­пальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК). Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (пп. 4 и 5 ст. 126 ГК), если только он не дал гарантию (поручительство)3 в отношении такого

И в этих целях закон запрещает совмещение функций органов государ­ства (местного самоуправления) и хозяйствующих субъектов, см. ст. 7 Зако­на РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. в редакции 25 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст. 2066; 2000. №2. Ст. 124; 2002. № 1 (Ч.I).Ст. 12; №12. Ст. 1093.

i Особый, ограниченный ролью государства в обществе, характер право­способности признают и другие авторы (см., напр.: Гражданское право. Часть первая / Под ред. 3. И. Цыбуленко. М., 1998. С. 131).

Банковская гарантия, предусмотренная ст. 368—379 ГК, может выдавать­ся банком, иным кредитным учреждением или страховой организацией, но никак не государством. Иных видов гарантий ГК не предусматривает. В то же


§ 1. Гражданская правоспособность государства и государственных образований 223
р. 1. В законе могут быть установлены случаи, когда та-

кая ответственность наступает и при отсутствии гарантии (пору­чительства).

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ — республи­ки, края, области, города федерального значения, автономная об­ласть, автономные округа; 3) муниципальные образования. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими дей­ствиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязан­ности, выступать в суде органы государственной власти2 в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

Ведущее положение в системе указанных субъектов занимает Российская Федерация, которая вправе устанавливать пределы гражданской правоспособности субъектов РФ и муниципальных образований. Федеральное законодательство обладает более высо­кой юридической силой по сравнению с законами субъектов РФ и муниципальных образований (муниципий). С учетом того, что

время государственные (муниципальные) гарантии предусмотрены ст. 115-117 БК РФ (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2000. № 32. Ст. 3339; 2001. № 33 (Ч. I). Ст. 3429; 2002. № 22. Ст. 2026). Эти гарантии выступают как особый способ обеспечения обязательств, неизвестный гражданскому законодательству. К ним следует по аналогии применять нормы ГК о догово­рах поручительства.

С учетом того, что Бюджетный кодекс РФ регулирует как администра­тивные, так и гражданские отношения, его следует признать комплексным нормативным актом. Поэтому в той части, в которой Бюджетный кодекс РФ регулирует имущественные отношения, основанные на началах равенства, он не должен вступать в противоречие с ГК. Нормы последнего в данной сфере должны пользоваться приоритетом на основании абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК. Государство не должно иметь приоритета перед частными лицами в отноше­ниях, которые строятся на началах равенства, и с точки зрения Конститу­ции РФ.

В действительности государственные и муниципальные образования не так уж обособлены, как кажется на первый взгляд. Они имеют единую бюд­жетную и налоговую систему, построенную по иерархическому принципу, когда каждый вышестоящий субъект определяет доходную базу субъекта ни­жестоящего. Поэтому платежеспособность второго зависит от воли первого. В идеале все государственные и муниципальные образования должны рас­сматриваться как одно целое при ответственности кого-либо из них перед третьим лицом. Но пока такой механизм законом не закреплен, некоторые государственные образования имеют легальную возможность уходить от воз­мещения вреда.

Термин «органы государственной власти» следует трактовать широко, он охватывает любые' органы государства, причем не обязательно коллегиаль­ные.


224 Глава 8. Государство и государственные (муниципальные) образования

гражданское законодательство входит в предмет ведения Федера­ции, положение других государственных и муниципальных обра­зований в этой сфере рассматривается как подчиненное. Вместе с тем субъекты РФ (за исключением городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга) не имеют такой же по объему возможности ограничи­вать правоспособность муниципальных образований. Последние в этой части защищены федеральным законодательством.

Особыми участниками гражданского оборота выступают муни­ципальные образования (муниципии). Под муниципальными об­разованиями понимаются городское, сельское поселение, не­сколько поселений, объединенных общей территорией, часть по­селения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, казна и выборные органы мест­ного самоуправления1.

Муниципальные образования создаются по модели образова­ний государственных, однако Б отличие от последних органы мест­ного самоуправления не входят в систему органов государствен­ной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об об­щих принципах организации местного самоуправления в РФ). По сути, муниципия выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители2.П одо бный в од~ тверждается, в частности, тем, что права собственника могут осу­ществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населе-нием муниципального образования3. Население, таким образом,

выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государствен­ным по принципам их организации и деятельности позволяет рас­сматривать их совместно.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанно-

Статья 1 Закона РФ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917: 1996. № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3330; 2002. № 12. Ст. 1093. В Москве и Санкт-Пе­тербурге выборные общегородские органы местного самоуправления могут не создаваться.

И в этом состоит его важное отличие от государства. Трактовка государ­ства как особого корпоративного лица противоречит идее его служения об­ществу.

См.: п. 3 ст. 2 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправ­ления в Российской Федерации» от 27 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28. Ст. 3492.


§ 2. Формы участия государства в гражданском обороте 225

сти органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представитель­ный орган местного самоуправления, выборный глава муници­пального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления. При участии муниципий в гражданских отношениях представительные органы могут играть более важную роль по сравнению с исполнительными, чем это предусмотрено для государственных образований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.044 с.)