Оптимизация прибыли и объема продаж с учетом эластичности спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация прибыли и объема продаж с учетом эластичности спроса



Если на предприятии происходит изменение затрат или цен на продукцию, то в первую очередь нужно определить необходимый объем продаж (q’), т.е. каким должен быть объем продаж, позволяющий получить прежнюю прибыль [27]:

q’ = (Sпост + Р’) / (Ц ед. - S пер. ед..)

где P’ – прибыль предыдущего периода.

 

Ситуация 13. В случае, если объем продаж незначителен, целесообразно рассмотреть вопрос о снижении цены предположим на 5% ради увеличения сбыта. Исходим из того, что данный рост продаж и производства продукции возможен без увеличения постоянных расходов. На сколько должен увеличиться объем продаж, чтобы возместить 5% снижение цены.

Таблица 5.6.6.1.

№ п/п Показатели 2011 г.
1. Объем продаж,ед. (q) 9 000
2. Цена, руб. (р)  
3. Постоянные затраты, т. руб.(S пост.)  
4. Переменные затраты единицы продукции, руб. (S пер. ед.)  

 

Прежде всего, необходимо определить прибыль предприятия при прежнем уровне цены:

Р = (q * р) – (S пер.ед. * q) – S пост.

Р = (9 000 * 15) – (9 * 9 000) – 25 000 = 29 тыс.руб.

Далее определим необходимый объем продаж:

q’ = (25 000 + 29 000) / (14,25 – 9) = 10286 ед.

Таким образом, объем продаж должен увеличиться на 1286 ед.

Для оценки финансовых последствий изменения цен при параллельном изменении постоянных затрат, необходимо провести расчеты по оценке влияния изменения объема продаж на изменение финансовых результатов.

Важно рассмотреть несколько вариантов, с учетом разных уровней эластичности спроса.

Ситуация 14. Используя данные ситуации 13, проведем расчеты, исходя из того, что для выпуска каждых дополнительных 2 000 ед. продукции необходима покупка нового оборудования, что приводит к росту постоянных затрат на 800 руб., т.е. оценим прогноз финансовых результатов снижения цены и приобретения дополнительного оборудования.

Таблица 5.6.6.2.

Вари ант Уровень изменения объемов продаж,% Прирост количества проданной продукции, ед. Маржинальная прибыль после изменения цен, руб. Измене- ние мар- жинальной прибыли фирмы,руб. Доля прироста постоянных затрат в месяц, руб Изме- нение общей суммы при- были после изме- нения цены, руб.
1.       - 6750   - 6750
        - 2025   - 2825
             
             
             

 

Из данных таблицы следует, что при снижении цены на 5% предприятие будет получать прибыль больше, чем при старой цене, только в условиях высокоэластичного спроса, т.е. если рост объема продаж составит 20% и выше.

Далее анализируется возможные решения, с целью выбора оптимального.

 

Ситуация 15. На основе данных ситуации 14 рассмотрим последствия изменения цен в диапазоне 20%. Нам известно, что увеличение выпуска на каждые 2 000 ед. требует увеличения производственных мощностей, что ведет к росту ежемесячных постоянных затрат на 0,8 тыс.руб.

Поэтому формула расчета необходимого объема продаж с учетом изменения постоянных расходов будет иметь следующий вид:

 

q” = { (S пост +Р) / (Ц – Sпер.ед.)} + { S’ пост. / (Ц – S пер. ед.)}

 

 

Таблица 5.6.6.3.

 

Изменение цены, % Новая цена, руб. Необходимый объем продаж без учета изменения постоянных расходов, ед. Необходимый прирост продаж, ед. Прирост постоянных расходов, руб. Необходимый объем продаж с учетом изменения постоянных расходов, ед.
      - - 6 000
  17,25   - -  
  16,5   - -  
  15,75 8 000 - - 8 000
    9 000 - - 9 000
- 5 14,25        
- 10 13,5 12 000 3 000    
- 15 12,75   5 400    
- 20   18 000 9 000    

 

Данные таблицы показывают экономические последствия различных вариантов изменения цен и постоянных расходов.

 

5.7. Анализ и оценка влияния себестоимости на величину прибыли от продаж.

 

Одним из основных факторов, влияющих на изменение прибыли от продаж является уровень себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента). В современных условиях себестоимость в течение отчетного периода изменяется в связи с инфляцией, поэтому при планировании и анализе в расчет принимаются средние показатели себестоимости единицы продукции.

В экономической литературе рассматриваются многочисленные варианты методик факторного анализа прибыли от продаж (В.В.Ковалев, Е.В. Негашев, Г.В.Савицкая, А.Д.Шеремет и др.). Их изучение позволило выделить два основных подхода к факторному анализу прибыли от продаж[26]:

1) анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов – объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции – по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);

2) анализ основывается на информации, содержащейся в форме № 2, так называемый «экспресс-анализ»

Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс – анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.

Рассмотрим на примере первый вариант анализа (табл.5.7.1)

Таблица 5.7.1.

№ п/п Показатели Условные обозначения Базовый год Отчетный год
1. Продано изделий, ед. q    
2. Полная себестоимость одного изделия, руб. s    
3. Цена реализации одного изделия, руб. р    

 

 

Определить влияние факторов на изменение прибыли от продаж

Изменение прибыли от продаж: Р = Р1 - Р0

Прибыль от продаж (Р) равна разности между выручкой от продаж (N) и полной себестоимостью продаж (S), поэтому прежде всего необходимо определить выручку от продаж базового и отчетного года, себестоимость продаж базового и отчетного года и прибыль от продаж.

N0 = q0 p0 = 1150 х 1150 = 1322,5 т.р. S0 = q0s0 = 1150 х 900 = 1035 т.р.

 

P0 = N0 - S0 = 1322,5 - 1035 = 287,5 т.р.

 

N1 = q1p1 =1240 х 1400 = 1736 т.р. S1 = q1s1 = 1240 х 975 = 1209 т.р.

 

P1 = N1 - S1 = 1736 - 1209 = 527 т.р.

 

Δ Р = 527 - 287,5 = 239,5 т.р.

 

Определим влияние факторов на изменение прибыли от продаж, используя метод цепных подстановок.

1.Влияние на прибыль изменения количества реализованной продукции

Влияние количественного фактора рассчитывается при базовых значениях двух качественных факторов (цены и себестоимости):

Pq = (q1 - q0) х (p0 - s0) = (1240 - 1150) х (1150 - 900) = 22,5 т.р.

2.Влияние на прибыль изменения полной себестоимости единицы продукции.

Это качественный фактор, его влияние по методу цепных посдстановок рассчитывается при отчетном значении количественного фактора, результат принимается с обратным знаком:

Ps = (s1 - s0) х q1 = (975 - 900) х 1240 = - 93 т.р.

3.Влияние на прибыль изменения цены единицы продукции.

Это качественный фактор, его влияние подсчитывается по методу цепных подстановок при отчетном значении количественного фактора:

Pp = (p1 - p0 ) х q1 = (1400 - 1150) х 1240 = 310 т.р.

Сумма факторных влияний должна равняться изменению анализируемого показателя:

ΔР = 22,5 – 93 + 310 = 239,5 т.р.

 

 

Контрольные вопросы:

1.Что понимается под себестоимостью продукции?

2. Какова система показателей себестоимости продукции, работ, услуг, используемая на предприятиях?

3. Каковы основные задачи анализа расходов предприятия?

4. Что можно определить при расчете относительного отклонения по элементам затрат и в целом по себестоимости?.

5. С какой целью проводится анализ показателя затрат на 1 руб. продукции?

6. Какие статьи образуют производственную себестоимость?

7. С какой целью используется классификация затрат на прямые и косвенные?

8. Какая классификация затрат используется при обосновании безубыточности продаж?

9. Как определяется критическая точка объема продаж?

10. С какой целью определяется операционный рычаг?

11. Как определить влияние на прибыль изменения полной себестоимости единицы продукции?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.019 с.)