Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сокращение и сложные силлогизмыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Энтимема - силлогизм с пропущенной посылкой или заключением. Например: «Иванов - студент, поэтому он обязан сдавать экзамен» (пропущена большая посылка: «Все студенты обязаны сдавать экзамен»). Особенность многих энтимем - делать малозаметным ошибочный вывод; ошибка становится заметной в результате восстановления энтимемы до полного силлогизма. Методика восстановления полного силлогизма из энтимемы следующая: 1). Определим, какое высказывание в энтимеме - посылка, а какое - заключение. 2). В соответствии с принятой классификацией установим разновидность данного вывода. 3). В соответствии с определениями посылок и заключения установим, какая из частей вывода является подразумеваемой. 4). С использованием определений и правил восстановим недостающую часть вывода. 5). Проверим связи между посылками и заключением на соответствие логическим правилам. 6). Проверим восстановленную часть вывода на содержательную состоятельность. Рассмотрим пример восстановления энтимемы: «Петров - студент, потому что он сдает экзамены». 1. Руководствуясь грамматическими признаками, что высказывание, которое стоит после слов: «следовательно», «поэтому» или перед словами «так как», «потому что» и т. п., является заключением, установим, что посылка - «Он сдает экзамены», а заключение - «Петров - студент». 2. Данная энтимема является сокращением категорического силлогизма. 3. Пропущена большая посылка, поскольку имеется меньшая посылка (в нее входит меньший термин «Петров»). 4. Силлогизм восстанавливается по второй фигуре. Искомая посылка: «Все студенты сдают экзамены», а полный вид силлогизма: Все студенты сдают экзамены. Пет ров сдает экзамены. Петров – студент. 5. Силлогизм построен по второй фигуре с двумя утвердительными посылками, что не соответствует правилу этой фигуры. 6. Восстановленная посылка по содержанию ложна.
В есть А. С есть В. С есть А.
(эписиллогизм)
Различают прогрессивные и регрессивные полисиллогизмы. В прогрессивном полисиллогизме заключение просиллогизма становится большей посылкой эписиллогизма. В регрессивном полисиллогизме заключение просиллогизма является меньшей посылкой эписиллогизма. Поскольку промежуточные заключения являются посылками последующих силлогизмов, они обычно опускаются. В этом случае мы имеем дело с так называемыми соритами. Например: 3 - нечетное число. Все нечетные числа - натуральные числа. Все натуральные числа - рациональные числа. Все раци ональные числа - действител ьные числа. 3 - действительное число. Здесь опущена меньшая посылка. Восстановим этот сорит в полисиллогизм: 1). Все нечетные числа - натуральные числа. 3 - нечетное число.________________ 3 - натуральное число. 2). Все натуральные числа - рациональные числа. 3 - натуральное число._________________ 3 - рациональное число. 3). Все рациональные числа - действительные числа, рациональное число. 3 - действительное число. Есть, наконец, еще один вид силлогизмов, называемый эпихейремой. Эпихейрема - сложносокращенный силлогизм, в котором посылками являются энтимемы.
Схема эпихейремы: М есть Р, так как оно есть N. S есть М, так как оно есть Р. S есть P.
Схема первой посылки эпихейремы: N есть Р. М есть N. М есть Р. Схема второй посылки эпихейремы: D есть М. S есть Р. S есть М.
Представление эпихейремы в форме полного силлогизма помогает обнаружить ошибку, если она окажется незамеченной в энтимеме.
Вероятностные выводы В вероятностных выводах заключение не следует строго логически из посылок, а лишь в некоторой степени подтверждается ими. Посылки не являются достаточным основанием для заключения. К таким выводам относятся индуктивные выводы и выводы по аналогии. Индуктивными называются выводы, когда на основе повторяющегося признака у отдельных предметов делается заключение о его принадлежности всем предметам определенного класса. Различают индукцию полную, если посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению, и неполную, если посылки не исчерпывают всего класса предметов, подлежащих индуктивному обобщению. Заключением как по полной, так и по неполной индукции является общее высказывание. Схема вывода по полной индукции: S1 есть Р. S2 есть Р. ………. Sn есть Р. S1 S2……. Sn исчерпывают все предметы класса S Следовательно, все S есть P
Схема вывода по неполной индукции: S1 есть Р. S2 есть Р. ………. Sn есть Р. S1 S2……. Sn – элементы класса S Вероятно, все S есть P
Вывод по неполной индукции будет более вероятен при выполнении следующих условий: 1) для индуктивного обобщения необходимо брать возможно большее количество элементов определенного класса; 2) факты, служащие основанием обобщения, должны быть разнообразны и, по возможности, полно характеризовать предмет обобщения; 3) предметы, знания о которых обобщаются, должны обладать внутренней объективной связью между собой; чем более существенный признак берется в качестве индуктивного обобщения, тем более повышается вероятность вывода. Неполная индукция может быть популярной (через простое перечисление признака у определенной группы предметов) и научной (через отыскание существенных, причинно-следственных связей предметов). В логике разработаны следующие методы установления причинной связи между предметами: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Метод сходства: если два или более случаев изучаемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно, оно и есть причина данного явления. Например: При условиях ABC возникает а. При условиях МЕВ возникает а. При условиях МВС возникает а. Вероятно, В есть причина а.; Метод различия: если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления. Например: При условиях А, В, С, D возникает а. При условиях BCD не возникает а. Вероятно, А есть причина а. Метод сопутствующих изменений: если изменение одного явления всякий раз вызывает изменение другого, то первое явление есть причина второго. Например: При условиях A1 BCD возникает а1 При условиях A2BCD возникает а2 При условиях A3 BCD возникает а3 Вероятно, А есть причина а. Метод остатков: если установлено, что причиной части сложного исследуемого явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то вероятно, что это обстоятельство и есть причина интересующей нас части явления. Например: Условия ABC вызывают аbс. Условие В вызывает явление b Условие С вызывает явление с. Вероятно, А есть причина а. Вывод по аналогии - это вероятностный вывод, в котором заключение о принадлежности предмету определенного признака делается на основе сходства в существенных признаках с другими предметами. Схема вывода по аналогии: А обладает признаками а, Ь, с, d. В обладает признаками а, Ь, с., Вероятно, В обладает признаком d. По характеру уподобляемых объектов различают аналогию предметов и аналогию отношений. Если сравниваются единичные предметы по свойствам, то вывод относится к аналогии предметов, а если сравниваются отношения между парами предметов, а переносимым признаком являются свойства этих отношений, - к аналогии отношений. Степень вероятности вывода по аналогии повышается, если: 1) больше общих признаков у сравниваемых предметов; 2) общие признаки имеют разнородный характер; 3) общие признаки являются существенными для данных предметов; 4) между общими и переносимыми признаками имеется закономерная связь. Упражнения 1. Произвести обверсию: Все деревья - растения. Некоторые элементы - металлы. Каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл. Счастливые часов не наблюдают. 2. Произвести конверсию: Каждый воин должен понимать свой маневр.
3. Вывести заключение путем контрапозиции: Всякий товар имеет стоимость. Некоторые слушатели рассеянны. Всякое правонарушение является противоправным деянием.
4. Проверить правильность следующих непосредственных выводов, построенных путем преобразования высказываний. Указать вид преобразований. При наличии ошибки разъяснить ее причину и сделать правильный вывод: 1). Если закон есть общее, то необщее не может быть законом. 2). Кто спрятал эту вещь, знает, где ее найти. Следовательно, кто знает, где найти эту вещь, тот сам ее спрятал. 3). Некоторые многоугольники не есть правильные фигуры. Значит, некоторые многоугольники есть неправильные фигуры. 4). Некоторые студенты - отличники. Следовательно, некоторые не отличники не являются студентами. 5). Если киты — не рыбы, то некоторые рыбы — не киты. 6). Ни один из подсудимых не виноват, значит, все подсудимые невинны. 7). Всякая истина конкретна, значит, ни одна истина не является неконкретной. 8). Все благородные мысли находят себе сочувствие, значит, нет благородной мысли, которая не нашла бы себе сочувствия. 9). Ни один человек себе не враг, значит, всякий, кто себе не враг, - человек. 10). Все философы - ученые, значит, ни один неученый не является философом. 5. В приведенных силлогизмах установить: заключение, термины, большую и меньшую посылки: 1). Этот человек не является местным жителем, ибо все местные жители знают дорогу к реке, а этот человек - не знает. 2). Всякий научный эксперимент есть научная работа. Всякое исследование есть тоже научная работа. Значит, всякое исследование есть научный эксперимент. 3). Иногда образная речь не является красноречивой, ибо ни одна глупость не является красноречивой, а иногда глупость выражается образно. 4). Некоторые деятели искусства - талантливые люди. Значит, некоторые писатели талантливы, ибо все писатели - деятели искусства. 5). Все рыбы дышат жабрами. Значит, кит - не рыба, он не дышит жабрами. 6). Ни одна научная истина не основана на вере. Всякое религиозное учение основано на вере. Ни одно религиозное учение не является научной истиной. 7). Невиновный не должен быть осужден. Следовательно, Петров не может быть осужден, ибо он невиновен. 8). Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительна, потому что в ней не указана дата ее совершения. 9). Черную пантеру можно приручить, если черная пантера -хищник, а все хищники могут быть приручены. 10). Все металлы - химические элементы. Все металлы - вещества. Следовательно, все вещества - химические элементы. 6. Сделать вывод из посылок и проверить его с помощью круговых схем. 1). Все обвиняемые имеют право на защиту. Лавров - обвиняемый. 2). Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Луна не вращается вокруг Солнца. 3). Все тракторы - машины. Автомобили - тоже машины. 4). Дача взятки - должностное преступление, а должностные преступления наказуемы. 5). Квартет - ансамбль из четырех человек. «Квартет» - басня И.А.Крылова. 6). Некоторые купцы - меценаты. Морозов - меценат. 7). Некоторые студенты - отличники. Сидоров - студент. 7. Выяснить, являются ли правильными следующие силлогизмы. Если нет, то какие именно правила в них нарушены? 1). Некоторые художники - писатели. Эти люди - писатели. Значит, эти люди - художники. 2). Некоторые соли не растворимы в воде, а медный купорос - соль. Значит, медный купорос не растворим в воде. 3). Они не являются членами клуба, потому что не платят членских взносов. Значит, те, кто платит членские взносы, являются членами клуба. 4). Все млекопитающие - позвоночные и все лягушки - позвоночные; значит, все лягушки - млекопитающие. 5). Экспрессы здесь никогда не останавливаются. Сегодня поезда здесь не остановились, значит, все поезда - экспрессы. 6). Лица, ведущие пропаганду войны, совершают преступление, а Петров не вел пропаганду войны, следовательно, он не совершал преступление. 7). Все прямоугольники - четырехугольники, трапеция - не прямоугольник, значит, трапеция не является четырехугольником. 8 Установить, какие заключения следуют из посылок, по какой фигуре и модусу, Если правильное следствие невозможно, объяснить причину: 1). Все сильные шахматисты знают теорию шахматной игры. Иванов не является сильным шахматистом. 2). Некоторые змеи - ядовиты. Ужи - змеи. 3). Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Сидоров имеет высшее юридическое образование. 4). Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди - математики. 5). Ни одно неорганическое тело - не растение. Кристаллы - тела неорганические. 6). Некоторые рабочие завода купили его акции. Сидоров - рабочий завода. 7). Все телевизоры - радиотовары. Все телевизоры дорого стоят. 12. Привести пример силлогизма, в котором обе посылки являются ложными высказываниями, а его структура совпадает со структурой правильного силлогизма. 9. Пользуясь общими правилами категорического силлогизма, 1) AEJ; 2) ЕЕЕ; 3) AJJ; 4) ЕЮ; 5)0JO; 6) ЕОО; 7) ЕАЕ. 10. Определить виды силлогизмов. Доказать правомерность выводов: 1). Если по проводнику пропустить электрический ток, то вокруг него образуется магнитное поле. Если вокруг проводника образуется магнитное поле, то железные опилки располагаются в этом магнитном поле вдоль силовых линий. Следовательно, если по проводнику пропустить электрический ток, то железные опилки располагаются в его магнитном поле вдоль силовых линий. 2). Если идет дождь, то на улице мокро. На улице мокро. Значит, идет дождь. 3). Если в сети нет электрического тока, стрелка амперметра находится на нулевой отметке. Стрелка амперметра не находится на нулевой отметке. Следовательно, в сети есть электрический ток. 4). Плохая работа объясняется либо отсутствием у него должных навыков, либо халатным отношением к труду. Плохая работа объясняется отсутствием у него должных навыков. Следовательно, плохая работа не объясняется халатным отношением к труду. 5). Он или не купил билет, или опоздал к началу сеанса. Он опоздал к началу сеанса. Значит, он купил билет. 6). Направо пойдешь - погибель найдешь, налево пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - в неволю попадешь. Но идти можно или направо, или налево, или прямо. Следовательно, можно или погибель найти, или коня потерять, или в неволю попасть. 7). Если бы я был богат, то я бы купил автомобиль. Если бы я был бесчестен, то я украл бы таковой. Но я его не купил и не украду. Значит, я не богат и не бесчестен. 8) Если он сегодня был на работе, то мог узнать об этом событии от своих сослуживцев, а если сегодня он был дома, то мог узнать об этом из телепередач. Но он или не узнал ничего об этом событии от своих сослуживцев, или не смотрел телевизионные передачи. Следовательно, или он не был на работе, или не был дома. 9). Этот человек - инженер или рабочий. Он рабочий. Значит, он не инженер. 11. Восстановить энтимемы до полных силлогизмов с соблюдением правил их фигур. 1). Он не болен, так как у него нет повышенной температуры. 2). Ни одна женщина не мужчина, поскольку всякий мужчина - человек. 3). Некоторые металлы - химические элементы, так как все вещества - химические элементы. 4). Некоторые писатели не талантливы, так как некоторые деятели искусства - не талантливые люди. 5). Это растение - папоротник, так как ни один папоротник никогда не цветет. 6). Таежный лес является хвойным, так как он не является лиственным. 7). Кража является умышленным преступлением, так как она не относится к неосторожным преступлениям. 8). Железо - металл, значит, оно не относится к металлоидам. 9). Петров - юрист, потому что он знает законы. 12. Определить вид индуктивного вывода, найти посылки, заключение, установить состоятельность вывода: 1). Если железо тонет в воде, если медь тонет в воде, если свинец также тонет в воде, то все металлы тонут в воде. 2). Свидетелями по делу Беляева являются граждане М., Н., П., Л., К. Во вторник были допрошены свидетели П. и Н., на следующий день - остальные свидетели. Следовательно, допрошены все свидетели по делу Беляева. 3). М.В.Ломоносов, изучая горение металлов, в результате ряда опытов обнаружил, что вес вещества, вступающего в реакцию при горении, и вес продуктов сгорания равны. Это послужило для него основанием вывода о том, что вещество не может ни исчезнуть бесследно, ни создаться из ничего. 13. Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции? Ни один студент группы не является неуспевающим. Счастливые часов не наблюдают. В природе все имеет свою причину. На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости. 14. Определить методы выводов научной индукции: 1). Подмечено, что периодичность магнитных бурь на Земле совпадает с 11--летним циклом солнечной активности. При этом с увеличением солнечных пятен интенсивность магнитных бурь возрастает, и наоборот. Следовательно, причина магнитных бурь - солнечные процессы. 2). Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Роджер Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы. 3). Чем больше воздуха попадает в кузнечный горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения. 4). Всякий раз, когда затылочные доли полушарий головного мозга животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс. Из этого следует, что затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимым условием зрительного рефлекса. 5). Ферментация фруктового сока произошла при таких обстоятельствах, как доступ света и воздуха, температура 2О...ЗО°С. Устранение воздействия света и температурные изменения не повлияли на процесс ферментации фруктового сока. Следовательно, причина ферментации сока - доступ воздуха. 15. Какие ошибки допущены в следующих выводах? 1). Каждый год в начале весны шаман племени в зеленом облачении совершает ритуальный танец вокруг своей деревни. Приблизительно через неделю поля и леса покрываются зеленью. Следовательно, появление зелени вызвано ритуальным танцем шамана. 2). Если я встану и буду смотреть стоя, то я лучше буду видеть футбольное поле. Следовательно, если все встанут и будут смотреть стоя, то все лучше будут видеть футбольное поле. 16. В каких из приведенных ниже примеров имеет место аналогия? (Если заключение не сформулировано, сформулировать его.) 1). Один мудрец сказал: «Ученье придает еще больше ума умному, но глупцу оно идет во вред. Точно так же солнце помогает видеть здоровыми глазами и причиняет страдания глазам больным». 2). «Любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли» (Стендаль). 3). В течение многих лет физиологи не могли понять, зачем нужны большие витки на почечных сосудах. Однажды инженер, взглянув на эти витки, тотчас же высказал предположение, что они, видимо, представляют собой как бы часть противоточного конденсатора - давно известного технического устройства, предназначенного для увеличения концентрации растворов. 4). «Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель ее - то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Толстой). 5). Рисунок мрамора сложен, и повторить его не так легко даже с помощью современной техники. И все же в XIX веке эти изысканные линии и нежные полутона красного камня умели воспроизводить на обоях. Оказывается, делали это с помощью капусты. Разрезанный поперек кочан действительно напоминает причудливые жилки мра мора. Именно этот овощ и служил своеобразным трафаретом, с помощью которого наносили краску на обои прошлого века. 6). На токарном станке вытачивают деталь. При этом деталь и резец нагреваются. С возрастанием числа оборотов патрона, в котором зажата деталь, температура нагрева увеличивается. Когда затачивание детали заканчивается, станок выключается, нагревание детали и резца прекращается. Следовательно, причиной нагревания является трение резца и детали. АРГУМЕНТАЦИЯ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.01 с.) |