Сознание и психика. Основные формы психической деятельности: память, воля, эмоции и чувства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание и психика. Основные формы психической деятельности: память, воля, эмоции и чувства.



Как явствует из самой слова "сознание", его ядром является знание об определенных процессах и явлениях. Действительно, знание и формы его проявления сос­тавляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важными компонен­тами сознания являются эмоции (горе, радость, страх и др.), а также воля и память.

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям для ее достижения. Не всякое волевое действие имеет сознательный характер. В опирается на ценностные ориентации

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта. П. – способность длительного хранения информ. и многократного ввода ее в сознание. П. нужна для осуществления непрерывности существования. Стр-ра П.: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Существуют 4 вида П.: Моторная (биологическая), эмоциональная, орбразная (зрительная, слуховая…), словесно-логическая.

Эмоции реакция человека и животных на внешние раздражители. Э.- это регуляторы психической деятельности. Положит эмоц. Вызываются приятными воздействиями и побуждают для их повторения. Аффекты – эмоции в экстремальной ситуации. А. тормозят все психические процессы и навязывают определенный способ разрешения ситуации.

 

36. Сознание, мышление, язык. Сознание и самосознание. Мышление – наиболее важная форма сознания. М. – это активный процесс аппосредованного и обобщенного отражения действительности. М. опирается на чувственные данные и определяется в процессе жизнедеятельности.

В М. есть 2 уровня:

Уровень рассудка – исходный уровень мышления. Операции мышления подчиняются законам формальной логики.

Уровень разума. Это высший уровень на котором итерации мышления идут в творческой форме. Рассудок – это аналитическая часть мышления.

Формы и законы мышления – это идеальные объекты, их матер. Выражением явл. знаки.

Язык - любая знаково-информационная система, которая выполняет накопление, хранение и передачу информации. Язык – исторически естественно сложившееся система звуковых и графических символов. Любой искусственный язык – служит для передачи инфы в локальной области применения. Знак – это материальный предмет, который выступает в качестве представителя другого предмета в языке. Знаки: языковые (индексы – звонок в школе, знаки-образы), языковые (не имеют внешнего сходства с предметом и не связан с ним причинно-следственной связью). Язык связан со всеми высшими психическими функциями.

Неотъемлемым признаком и необходимым компонентом нормального сознания является также самосознание, т.е. осоз­нание и оценка человеком самого себя как субъекта практичес­кой и познавательной деятельности, как личности. Такое отно­шение к себе и к окружающему составляет характерную осо­бенность именно человека как мыслящего существа. Живот­ные не выделяют себя из окружающей среды. Человек же выде­ляет, определяя при этом свое место в ряду природных и общес­твенных явлений. Такое соотнесение предполагает формирова­ние адекватного образа самого себя, употребление особых сло­весных обозначений (понятия "Я", а также различных самоназ­ваний), признаваемых также и другими субъектами.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда именуют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего ко к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконей, самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за низ ответственность.

 

38. Человек как предмет философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии. Вероятно, с того самого времени, когда человек начал задумываться о смысле происходяще­го вокруг него и о самом себе, наиболее таинственное явление в мире для него — он сам. Уже на очень ранней ступени общественного развития человек начинал осознавать свою исключительность. Пе­ред ним неизбежно возникли вопросы: кто он такой? почему он есть? каково его место в мире? в чем его предназначение? каким он должен стать с течением времени? Возникает и множество других вопросов, на которые пытались дать ответ самые выдающиеся умы человече­ства. И все же тайна человека остается тайной. И такие вопросы и снова задаются и будут задаваться до тех пор, пока будет существо­вать на Земле человечество.

Попытка ответить на эти и подобные им вопросы составила внутренний импульс классического философствования, очертив его границы и возможности вне зависимости от успехов исследования устройства человеческого тела.

В мировоззренческом плане философия обосновывает опреде­ленное решение вопроса о месте человека в мире, его предназна­чении, природе и сущности. В методологическом плане она созда­ет оптимальную стратегию комплексного изучения и совершенст­вования человека. Однако в разных философских течениях пози­ции по этим вопросам не только различны, но порой и противо­положны.

Так, субъективный идеализм замыкает человека в его внутреннем мире, отрывает от объективных основ бытия, сводит его жизнь к произвольному или условно-конвенциональному упорядочению комплекса ощущений.

Материализм исходит из примата объективной реальности и видит назначение человека в ее познании и преобразовании. Объективный идеализм рассматривает человека как особое, са­мое главное творение Бога, предназначенное вернуть в его лоно отпавший от него и погрязший в грехе и раздорах материальный мир.

Дуализм постулирует двойственность человека, его параллельное существование в несводимых реальностях, которые И.Кант назвал "миром свободы". В первом случае человек подчиняется законам природы, живет как существо материальное, во втором — как существо идеальное, обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность.

Нетрудно заметить, что во всех этих подходах содержатся как ошибки, так и (в той или иной мере) рациональное зерно.

Диалектический материализм в своей концепции человека син­тезировал положительные моменты других философских учений, развил общематериалистическую идею детерминации человека объ­ективной реальностью, показал единство его природной и социаль­ной обусловленности. Эта концепция была дополнена развивающейся в рамках идеализма идеей человеческой активности, деятельно­сти.

Что же следует учитывать в разработке современной философ­ской концепции человека? Во-первых, человека следует рассматривать не с позиций абсо­лютного примата объективной или субъективной реальности, не как существо, сполна детерминированное наличными, конечными при­родными и социальными факторами, не только как функцию беско­нечной субстанции, а с позиций единства объективного и субъектив­ного, конечного и бесконечного. Соответственно и предназначение человека предстанет как стремление к единству и гармонии.

Во-вторых, субстратные уровни человека (природное, обще­ственное, внутренний духовный мир) не следует противопоставлять друг другу или абсолютизировать. Сущность человека не в одном из них, а в противоречивых и постоянно гармонизируемых отноше­ниях между ними, что и определяет характер человеческой целост­ности.

В-третьих, каждый из этих уровней должен быть раскрыт более глубоко. Природное и человеческое не сводятся к непосредственно биологическому. Они содержат в себе бесконечность Космоса.

Представители русского космизма (от его философских истоков в идеях В.Соловьева и Н.Федорова до естественнонаучных интерп­ретаций у К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского) рассматривали человека именно как космическое существо.

Итак, мировоззренческий подход к познанию человека требует рассмотрения его как целостного единства, в котором все стороны взаимодействия выступают как необходимые моменты, а методоческий ориентирует на изучение и создание условий для форми­рования человека как целостности, а не как разрозненной сово­купности проекций, отвтеченных начал. Это в свою очередь позволяет сделать важнейший вывод о том, что ни человек по отношению к миру, ни мир по отношению к человеку не выступает только как средство или только как цель: и человек и мир самоценны и служат друг другу.

Ф-я антропология(М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер). Фил. антропология – фил-фия чел-ка, кот. выдел-т в кач-ве своего предмета сферу собственной природы чел-ка и стрем-ся ч/з антропологическ. принцип объяснить и самого чел-ка, и окруж. мир, понять чел-ка как уникальн. проявление «жизни вообще», и как творца культуры и истории. Чел-к не как объект научн. познания, а как субъект самосознания. Как самост. направл. оформ-сь с фил. Л.Фейербаха,а окончат-но определилось в 20-е гг.ХХв. В немецк. фил.(М. Шеллер, Х.Плеснер,А.Гелен,М.Бубер).Антроп. раздел-ся на биологическ., религиозн., культурн., психологическ., структуралистскую, педагогическ. Идейные истоки: с 1-й стор. фил. жизни (Шопенгауэр,Ницше), а с др.- конкретно-биологическ. и психофизическ. открытия и концепции (Фрейд, Больк).В работах Шеллера и Плеснера содерж-ся мысль,что недостаточность развития определила появл-е чел-ка.Чел-к – сущ-во наделенн. недостатками, незащищенн. от напора окруж. среды. Открытость-ведущ. способ связи с окружением.Биологич. неоснащенность компенсир-ся духом. Практическ. интеллект с пом. орудийн. деят-ти приспос-л природу к себе, созд. среду собств. обитания – мир культуры.

 

39. Основн-е концепции антропогенеза.Прир. и соц. в чел-ке. Антропогенез (греч. anthropos-человек и genesis-происхождение) - процесс возникн-я и развития чел-ка как общ-го сущ-ва. Дарвин, Гексли и Геккель доказали происх-ние чел-ка от высших обезьян третичного периода. Движущей силой А. была общ-но-труд-я деят-ть людей, к-рая создала специфические общ-ые связи, культуру, сформировала телесную организацию чел-ка. Это опровергает религиозно-идеалист-ие домыслы о божественном сотворении чел-ка. Процесс возникн-я и развит. чел-ка разбив-ся на ряд этапов: 1-й этап - переход от австралопитеков (ископаемых обезьян Южн. Африки, живших более 5 млн. лет назад) к наземному стадному сущ-ию, всеядному питанию и употребл-ю естеств. предметов в кач-ве орудий; 2-й этап - появление первобытного стада (наиб. др. людей - питекантропов и синантропов), к-рые сист-ки выделывали грубые камен-е, костяные и дерев-ые орудия разнообр. форм, сообща охотились на жив-ых, умели пользов-ся огнем. 3-й этап - неандертальцы изгот-ли уже более сложные по форме и назнач-ю орудия, созд-ли первые искусств-е сооруж-я, умели добывать огонь. Возникшее общ-ое произв-во обусловило появление сознания и речи, сформ-ло тело человека. Становлен. чел-ка продолжалось сотни тыс. лет (Юго-Вост., Южн., Передняя Азия и Афр.), 3-й этап (превращ. первобытного стада в первобытное об-во, а неандертальца - в человека совр. типа) имел место 35—40 тыс. лет назад.

Прир. и соц. в чел-ке:

1. Чел-к - часть прир. и он характ-ся рядом биол-их призн. а) Анотом-ие особ-ти как биол-го вида: прямая походка(освоб-ет передние конечн-ти), цепкие руки (позвол. выполн. сложн. и тонкие функции), взгляд (позвол. видеть в 3-х измер-ях), мозг и сложн. нервн. сист., длит. зав-ть детей от родителей, возм-ть приспособл. потребн-ей к средствам их удовл-ия. б) Жизнь чел-ка подчин-ся биолог-м законам. Биоорганизац. чел-ка есть рез-т развития длинного ряда его предков. Чел-к, в отлич. от живот-х, им. такие биолог-е структуры, кот. служат матер-ми предпос-ми для развит. чисто чел-их особ-тей: возник. органы, позвол-ие чел-ку трудиться (рука, мозг и прям. походка)

2. С др. стороны, чел-к - соц-е сущ-во. Чел-к облад. кач-ными надбиолог-ми образов-ми, кот. формируют соц-ю характер-ку чел-ка. К ним относят: труд, мышлен., сознан., эмоции, волю.

3. Включ-ть чел-ка сразу в 2 мира (общ-ва и органич-ой прир.) порождает немало проблем, как касающихся актуального сущ-я людей, так и связ-ых с объясн-м самой прир. чел-а: какое из этих начал явл-я доминир-м в формир-и способн-ей, чувств, повед-я, действий и как осущ-ся взаимосвязь биолог-го и соц-го в чел-е; какое знач-е в жизни общ-ва им. биолог-и обусловл-е различия м/у людьми и группами людей.

 

42. Индивид, индив-ть, личн-ть. Пробл. жизни и смерти в дух. опыте чел-ва. Пробл. смысла жизни. Понятие чел-к отраж. общие черты, свойств-е чел-му роду. Оно вкл. биолог-ю и соц-ю хар-ки. С одной стор. чел-к - часть прир., с др. - активно действ-й субъект истории.

Индивид – это отдельный чел-к, единица чел-го рода, воплощ-ий характерные признаки, нечто, соотносит-ое с видом Homo sapiens. Индивид «экзмеплярен», то есть не просто «один», а всегда «один раз». Различия людей как индивидов - это 1) различия м/у самими общ-ми группами, к кот. они принадл.и 2) различия в том, насколько полно, типически признаки одной и той же группы выраж. в разных ее представителях. С пом. данного понятия подчеркив-ся исходная зав-ть отдельного чел-а от соц-х усл-ий, в кот. совершалось его личностное формиров-е. Причем, во всякий момент, когда чел-к уже может осознать себя, он сущ-ет в кач-ве продукта соц-х отнош-й. Общ-во не просто окружает индивида, но и живет «внутри него». Понятие индивидуальность означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого чел-а от др., включ. как унаслед-ые, так и выработ-ые в процессе онтогенеза его физич-е и психол-е особ-ти. Данное понятие может рассм-ся как антитеза по отношению к понятию среднетипичного. При этом им. ввиду не просто внешний облик чел-а, а прежде всего комплекс его соц.-значимых качеств.

Понятие индивидуальность тесно взаимосв-но с понятием личность. Личность - это устойчивая сис-ма соц.-значимых черт, характер-х индивида как члена того или иного общ-ва. Нередко термины индивидуальность и личность употребл-ся как однозначные, замещают др. др. Но в индивидуальности мы отмечаем самобыт-ть, а в личности скорее самостоят-ть.

Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение. Размышляя над этим вопросом, человек вырабатывает цели и смысл собственной жизни, которые зависят от социальных идей и действий общества, в котором он живет и трудится.

Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Он пытается разгадать таинство небытия, стремится жить вечно и, если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.

Существуют разные точки зрения на данный вопрос:

1. философский материализм отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия для человека, не оставляет ему надежды на “загробную жизнь”.

Марксизм говорит, что задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности, внести личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. Но личное и общественное не всегда совпадает. Такое понимание смысла жизни опирается на учение о социальной сущности человека.

2. философский гуманизм определяет смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих параметрах, утверждает, что лишь в бессмертии разума и гуманности человека — бессмертие человечества. Такой точки зрения придерживался Л. Н. Толстой. Он видел смысл жизни в самой жизни, в ее вечном движении, как становлении самого человека., не признавал “бессмыслицу жизни”, так как не мог видеть ее смысл только в личном благе. Жить, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь “животная личность”, не подчиняющаяся велению разума. Надо жить для того, что бы делать добро. Смерть страшна для тех, кто “не видит, как бессмыслена и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет”. Биологическая смерть человека неразрывно связана с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека. Нравственный смысл распространяется и на смерть: человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей.

Вопрос продления жизни рассматривается с трех точек зрения:

Гуманистической — ценность человеческой жизни является самоочевидно и самодостаточной.

Социальной — учитывает общественную значимость человека, его опыт, возможности.

Биологической — в смысле биологической продолжительности жизни человечества, как вида (условие существования человечества вообще).

В наши дни нравственно-гуманистические проблемы смерти привлекают внимание, предлагается, чтобы биология жизни была дополнена биологией смерти. Особо обсуждается “право на смерть” (не самоубийство, а безболезненная кончина — эвтаназия).

Проблема смысла жизни.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Сама постановка вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же предполагает, что сама действительность, возможно, непоследовательна и абсурдна.

Среди многих подходов к решению данной проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом.

Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь – действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его.

В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему есть прогресс. прогресс предполагает цель, а цель – смысл человеческой жизни.

В соответствии с третим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более, из потустороннего мира. в жизни самой по себе вообще нет никакого заданного или определенного смысла. Только мы сами сознательно или стихийносамими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

 

45. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности. Типы ценностных теорий. Под ценностью понимается своеобразная форма отношения между субъектом и объектом, когда они удовлетворяют потребности субъекта. Философское учение о ценности называют аксиологией.

А. возникает в буржуазной философии в конце 19 начале 20 в. как попытка разрешить нек-рые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Буржуазная философия исходит из того, что эти вопросы (смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношение личности и об-ва и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вне научного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как внесоциальные феномены. Буржуазная А. представлена теориями ценности трех видов. Объективно-идеалистические теории (неоканти­анство, последователи гуссерлианской феноменологии М. Шелер и Н. Гартман, неотомиэм, интуитивизм) трактуют ценность -как потустороннюю сущность вне пространства и времени. Сторонники субъективно-идеалистических теорий (логического позитивиз­ма, эмотивизма, лингвистического анализа в этике, аффективно-волевой теории ценности У. Эрбана, К. Люиса и др.) рассматривают ценность лишь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам. Натуралистические теории ценности (Интереса теория. Эволюционная этика, Космической телеологии этика) трактуют ее как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом, марксистское понятие ценностей принципиально отлично от буржуазной А

Классификация ценностей. Представление об оценках и нормах. Ценностные ориентации об-ва на современном этапе. Ценности различаются по своему характеру: материальные и духовные, "предметные" и "субъективные". На каждом этапе общественного развития они выстраиваются в определенную систему, существенным моментом которой выступает сравнительное место отдельных ценностей по отношению друг к другу, т.е. иерархия. Принципы построения этой иерархии во многом субъективны, хотя имеют объективную основу. В настоящее время наивысшей ценностью выступает человеческая жизнь. Вообще же каждый человек стихийно или сознательно избирает для себя шкалу оценки. Это касается и общества в целом. Производимые периодические изменения этой шкалы характеризуются как переоценка ценностей, роль которой вслед за киниками подчеркнул Ф.Ницше.

Исходя из различия между материальными и духовными ценностями, различают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных ценностей, способ их производства и овладения ими (прежде всего сюда входит техника). Духовную культуру определяют как совокупность духовных ценностей, т.е. знаний, форм мышления, сфер идеологии и способов деятельности по их созданию. Эти различия условны: материальные ценности не могут быть созданы и освоены без напряжения человеческого духа; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, а сама она требует материальной основы для своего существования.

Моральная норма — форма нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распро­страняющихся на однотипные поступки. Она санкционируется не властью государ­ства, а силой обычая и общественного мнения; формируется в нравственном сознании об-ва стихийно, а не в результате специально изданного кем-либо закона. Сами по себе мор-ые нормы еще не могут быть достаточным руководством для поведения человека; в силу их абстрактной всеобщности, они не предусматривают возможных исключений, связанных с особыми обстоятельствами. Поэтому вопрос о применимости тех или иных мор-ых норм в конкретных ситуациях должен решаться на основе более общих по содержанию и одновременно более конкретных нравственных принципов.

Моральная оценка —одобрение или осуждение различных явлений соц-ой действит-ти и поступков людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют. В отличие от нормы моральной, предписывающей людям совершение определенных нравственных поступков, мор-ая оценка устанавливает соответствие или несоответствие поступков требованиям нравственности.

В современном мире ведущей является общечеловеческая ценностная ориентация, направленная на выживание и дальнейший прогресс цивилизации. Установка "знание - сила", позволявшая манипулировать вещью, товаром как объектом, заменяется мудростью, ориентирующей на гармонию человека, общества и природы, на мир и добро, творчество, красоту и признание святости всего сущего. При этом не утрачивается значение рациональности. Понимание современного типа рациональности, допускающего хаос и иррациональность, включает в себя ряд положений:

- относительность разумности практического способа бытия человека и абсолютность "мудрости" природы, не допускающей саморазрушения. Отсюда вытекает необходимость в поддержании равновесия между обществом и природой, между социальным и биологическим в человеке;

- приоритет смысла существования над частной целью, фундаментальных ценностей над инструментальными;

- максимальная гуманизация труда и всей системы социально-экономических и политических отношений, обеспечение человеку его творческой роли.

В современном обществе приоритетными становятся обще гуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. При этом качество и уровень жизни выступают не как антиподы, а дополняют друг друга.

 

53. Основные концепции социогенеза. Социальные структуры общества, ее основные компоненты. Различают 3 основные концепции социогенеза:

1. Натуралистическая концепция - описывает об-во лишь как живую популяцию, объясняющая социальные явления исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической, космической. Ш. Фурье, например, пытался создать "социальную науку", исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Тип общественного устройства и ход истории определяется якобы генетическими, расо­выми и половыми особенностями человека (социобиологи Э. Уилсон, Р. Докинс и др.), спецификой географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников), ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев). Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определенности, свободной воли. Отрицая свободу и принижая духовное предназначение человека.

2. Идеалистическая концепция, в отличие от натурализма, отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Причина преувеличения роли духовного заключается в ре­альной сложности общественных процессов: а) проявляется дей­ствительная роль осознанных целей, идеалов, "здравого смысла"; б) отделение духовного производства от материального и последующее закрепление интеллектуальной деятельности за господствующими в обществе социальными слоями подняло значение духовных компонентов жизни; в) в обществе огромная роль принадлежит государству, политическим партиям, тесно связанным с политическими и правовыми взглядами людей, другим различ­ным формам общественного сознания. Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу "мнения правят миром". Идеализм не отвергает объективного фактора исто­рии, но функцию творящего начала выполняет или мировой ра­зум (объективный идеализм, ведущий к фатализму), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм с его волюнтаристским пониманием исторического хода).

3. Диалектико-материалист-я концепция (Маркс, Энгельс) - основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Тип собственности создает социальную структуру отношений и общения между различными группами людей - "гра­жданское общество". Эта структура упорядочивается и управляется государством. Порядок жизни, задаваемый основными социально-экономическими и политическими отношениями, отображается и закрепляется в политических, правовых, религиозных, философских представлениях, обычаях, законах и установках. Итак, общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни - материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной. Действующими причинами общественного развития выступают "эмпирические индивиды", стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни.

Социальная структура общества - это совокупность относительно устойчивых социал. общностей людей, определенным образом взаимодейств. между собой. Различают различные структуры, исходя из их основных компонентов: 1) Исторические общности людей (род, племя...) 2) Население города и деревни.3) Работники физического и умственного труда. 4) Классы и различные соц. слои. 5) Различные коллективы людей. 6) Семья. Социальная структура общества исторически изменяется. Ее развитие представляет собой естественноистор-ий процесс, в основе кот. лежит смена способов производства материальных благ, воспроизводство всей общественной жизни. Это обусловливает специфику социальной структуры общества в конкретный исторический период.

 

55. Проблема развития общества (источники, движущие силы). Роль личности в истории. Человеческое сознание обеспечивая отражение человеческого бытия и проектирования его возможных будущих состояний активно влияет на процессы материальной жизни людей. Идеи овладевая массами людей направляют их деятельность и в процессе этой деятельности перестраивается само общество.

Отличия общественных процессов:

1. В общественных отношениях присутствует сознание, которое обеспечивает функционирование и развитие общества, как целое.

2. Общественные отношения развиваются по спирали.

3. Общественые процессы развиваются революционно и эвалюционно.

4. В общественых отношениях происходит обмен информацией.

Общество характеризует собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости. Об обществе можно сказать, что оно постоянно течет, движется, изменяется. Это свойство общества было замечено еще античными философами.

Источниками развития любого социального явления выступают те факторы, которые тождественны "непосредственной производящей причине" (труд, технологическое разделение труда, наука, образование). Источник — это наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно.

К движущим же силам относятся факторы, направляющие процесс - внутреннего развития общества, а так же весьма разнообразные общественные явления: социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, как потребности и интересы.

Эволюция - развитие, поступательное движение, развитие к лучшему, более сложному.

Революция (поворот, переворот) - переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующего общественного строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению.

Регресс (обратное движение) - движение назад.

Роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Благодаря своим качествам, личность выделяется из общей массы и занимает положение, при котором получает возможность определять задачи и принимать решения, влияющие на действия масс.

История делается людьми в соответствии с объективными законами. Люди действуют не в одиночку, а массами, в классовом обществе — классами. Классы создают определенные партии, партии имеют центральные органы, которые возглавляются руководителями, вождями.

В развитии общества роль выдающихся личностей не умалялась ни в социальных, ни в политических, ни в культурных, ни в научно-тех­нических преобразованиях. Вместе с тем с усложнением задач, которые вставали и встают перед обществом, неизмеримо возрастала и роль народных масс, людей, овладевших достижениями культуры, науки и техники. Велика роль выдающихся личностей в создании духовной культуры — в развитии философии, науки, искусства, литературы

 

56. Понятие политики и власти. Социально-философские концепции власти. Политика и социальный интерес. Политика – это деятельность по организации совместной деятельности людей в обществе. Это также деятельность различных социальных групп по осуществлению своих интересов.

Политическая деятельность охватывает 4 взаимосвязанных процесса:

регулирование взаимоотношений людей;

разработка определенного порядка и правил функционирования общества;

управление и контроль за развитием социальных интересов;

соперничество и борьба за власть.

Власть – способность воздействовать на других людей, возможность подчинить их своей воле, используя ресурсы и технологию: авторитет: авторитет, силу, традиции, технику манипуляции сознания.

античная философия. Власть – отношение господства и подчинения.

средневековая философия. Деление власти на духовную и светскую.

М. Вебер. Власть – это любая возможность проводить собственную волю вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем основана эта возможность.

Т. Парсонс. Власть – это некоторый обобщенный посредник отношений в обществе сродни деньгам в экономике.

Поведенческая концепция. Власть – это особый вид поведения. Модели: рыночная, игровая, психоаналитическая.

Власть преследует достижение определенного интереса.

Социальный интерес – это реальная причина действий индивидов, социальных групп и пластов. При этом социальный интерес бывает индивидуальны, коллективным, национальным, общечеловеческим, религиозным и политическим.

 

58. Политика и право. Политическое сознание и политические институты. Отношения между людьми в экономической, социальной, политической и других сферах общественной деятельности регулируются с помощью особых законов, которые являются официальным выражением норм права и являются обязательными для всех.

Право – это форма регулирования поведения людей, совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных и политических порядков, это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Политическое сознание – является одной из форм проявления общественного сознания и выражается вдвух противоположных тенденциях:

повышение интереса к политике широких слоев населения, многообразие демократических форм участия индивидов в политике: участие в управлении государством, в выборах, в работе политических партий, формировании общественного мнения и т. д.

падение доверия к официальным представителям политики, неучастие в политике или неприятие и критика официальной политики.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Выделяют:

экономические институты: призваны обеспечивать организацию и управление экономикой;

политические институты: связаны с установлением определенной власти и управлением обществом;

духовные институты: связаны с развитием науки, образования, искусства, морали;

институты семьи.

 


57. Государство как социальный институт. Концепции правового государства. Государство является одним из политических институтов, т.е. одной из исторически сложившихся устойчивых форм организации и регулирования совместной жизни людей, связанной с установлением определенной власти и управлением людьми.

Государство – это орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем.

Государство:

обладает суверенитетом, т.е. независимостью в своих внутренних и внешних делах;

является единственным органом, осуществляющим верховную власть в стране;

имеет исключительное право представлять общество в целом, издавать законы и осуществлять правосудие;

использует профессиональный аппарат управления, органы порядка и безопасности;

назначает гражданство, т.е. принадлежность человека к государству.

Концепции происхождения государства:

государство появилось естественным образом в результате общественного разделения труда и обособления особой группы людей, специализирующейся на управлении государством;

государство – плод победы одних групп людей над другими;

государство – божье установление;

государство образовалось в тех группах людей, которые контролировали соблюдение табу на инцест;

концепция общественного договора. В досоциальных условиях индивиды были свободны и равны между собой. Они вступали в «войну всех против всех» пока не осознали, что разумнее договориться друг с другом, ограничив естественные права индивида.

Государство:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.099 с.)