Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схоластика, ее метод и проблематика. Спор об универсалиях (реализм, номинализм, концептуализм). Фома аквинский и его идеи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В европейской истории Средневековье хронологически охватывает IV—XIV вв. Однако в отличие от истории Средних веков истоки средневековой философии усматриваются уже в дохристианском периоде. В данной связи средневековую философию условно можно разделить на два этапа — этап патристики (II—VI вв.) и этап схоластики (XI—XIV вв.). На первом этапе развертывается весьма сложный процесс разработки и оформления христианской догматики и философии. Своей кульминации патристика достигает после признания христианства государственной религией Римской империи (в 325 г.). Полагалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог. Именно с тех пор христианская философия встала на путь, который характеризовался формулой: "Философия — служанка теологии". Виднейший представитель патристики на латинском Западе — Аврелий Августин (354—430). Литературное наследие Августина довольно значительно. Главные философские труды посвящены проблемам бытия и времени, движения истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума перед лицом Творца. Решая проблему Бога, Августин исходил из представлений Ветхого завета, согласно которому Бог за несколько дней создал "из ничего" весь природно-человеческий мир. Сам Бог истолковывался им как некое внеприродное начало, которому он в соответствии с Библией приписывал свойства сверхъестественной личности. Платоновский мир идей, существовавших наряду с материей и независимо от Творца, Августин переместил в божественный ум и объявил мыслями Бога. Человеческая душа, согласно Августину, не имеет ничего общего с материей, поскольку она сотворена Богом. Душа бессмертна, она — единственная носительница знания, которое исходит от Бога. Любая человеческая мысль суть результат озарения Богом души. Однако Бог не позволяет человеку вечно пребывать во зле. Посредством Христа-Логоса он открывает перед людьми возможность спасения. В учении Августина большое место занимает проблема общества и истории. По существу, Августин явился родоначальником европейской христианской философии истории, в основу которой был положен оригинальный метод рационалистического интуитивизма, использованный затем такими великими философами-систематизаторами, как Ф. Аквинский и Г. Гегель. Мистически осмысливая диалектику исторического процесса, Августин выделял два противоположных вида человеческой общности: "град земной", т.е. государственность, основанную на "любви к себе, доведенной до презрения к Богу", и "град божий" — духовную общность, основанную на "любви к Богу, доведенной до презрения к себе". Божественное провидение, направляя ход истории, неумолимо ведет человечество к победе "божьего государства" над светским. Важнейший этап на пути к этой цели — возникновение христианства в разрушавшейся на глазах Августина Римской империи. Видным представителем схоластики является Фома Аквинский (1225—1274), в сочинениях которого дана своеобразная энциклопедия средневековой идеологии. Своей основной целью Аквинат ставил разработку догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Одним из первых он понял, что учение Платона об идеях, которого придерживались Августин и большинство средневековых мыслителей, вело к опасному противопоставлению духа и природы, порождая тем самым мысль о ненужности последней как таковой. Авторитету Платона в данной связи Фома Аквинский стремился противопоставить авторитет Аристотеля как наиболее глубокого критика платоновской теории идей. При этом учение Аристотеля было преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догмами христианства. Последние Аквинат разделил на рационально постижимые (Бог существует. Бог един) и непостижимые разумом (творение мира, троичность Бога и др.). Рационально постижимые являются предметом и философии, и теологии, непостижимые разумом — только веры. Именно с Фомы Аквинского начинает отчетливо проявляться двойственность религиозной психологии. Стремление проникнуть в божественную тайну парадоксальным образом сталкивает требования холодного рассудка с личностными чувствами верующего. 1. "Все в мире причинно обусловлено — значит, есть Первопричина". 2. "Наличие движения в мире — следовательно, имеется неподвижный Перводвигатель". 3. "Все конечные вещи случайны — значит, есть Необходимое существо". 4. "Несовершенно каждое творение — поэтому должно существовать Совершенное бытие". 5. "Целесообразно все в окружающем мире — это предполагает наличие в нем Разумного "Зодчего"". С попытками решения проблемы универсалий (лат. univer-salia— всеобщее) связаны три философских течения Средних веков: концептуализм — существование общего вне и внутри конкретной вещи (Петр Абеляр); реализм — существование общего вне и до вещи (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо) и номинализм — существование общего после и вне вещи (Иоанн Росцелин). Решение данной проблемы, по мнению средневековых мыслителей, открывало возможность обнаружения сопричастности мира земного и "мира горнего". В период, когда философская мысль Средних веков еще претендовала на роль хранительницы античной традиции (с одной из ее главных идей — существования эйдосов, образов вещей до вещей), реализм рассматривался как единственно правильный подход к познанию бытия. Логика же, выступавшая в контексте теологически ориентированной культуры как инструмент философии и сама философия, представлялась особым способом созерцания Бога, позволявшим строить между Богом и человеком Субъект — субъектные отношения.
11. Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия и пантеизм. С XIV в. в духовной и социально-экономической жизни Западной Европы происходят существенные изменения, знаменующие начало новой эпохи — эпохи Возрождения. Это своеобразный и довольно длительный период перехода от Средневековья к Новому времени, охватывающий два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI—начала XVII вв.). Самостоятельность по отношению к церкви приобретает и философская мысль, которая формировалась в борьбе европейского общества против феодальных порядков и духовного диктата клерикалов. Возрождение определило решающую роль античного философского наследия в формировании воззрений большинства мыслителей. Философию эпохи Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек не только выступает в ней важнейшим объектом рассмотрения, но и оказывается центральной фигурой цепи космического бытия. Как известно, в Средние века господствовало представление о том, что земная жизнь не имеет самодостаточной ценности. Для гуманистической же мысли Возрождения характерно рассмотрение человека именно в его земном предназначении. Гуманизм концентрирует внимание на внутреннем мире личности и через него по-новому трактует место человека во Вселенной, утверждает его права на счастье и гармоничное развитие. У истоков итальянского гуманизма стояла колоссальная фигура Данте Алигьери (1265—1321), сумевшего в "Божественной комедии" гениально выразить идеи о двойном предназ начении человека, о самоценности его земной жизни и человеческом достоинстве. Эти идеи будут развивать Ф.Петрарка (1304—1374), а позднее Л.Балла (1407—1457), М.Фичино (1433—1499), П.Пампонацци (1462—1525), П.Мирандола (1463—1494) и др. Фундамент гуманизма эпохи Возрождения составили три основополагающих принципа: 1. Учение о самодостаточной ценности человеческой жизни. 2. Учение об абсолютной духовной свободе человека в его отношении к миру, познанию, творчеству, самому себе. 3. Натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природной и социальной действительности. Итальянские гуманисты — это не университетские профессора, а люди новой среды — поэты, дипломаты, риторы, политические деятели, педагоги. Новая философия находит свое отражение и в новых формах — речи, построенной по всем правилам ораторского искусства, а также в диалоге. Средневековье их не знало, поскольку было связано с догматической манерой изложения, построенной на толковании священного текста и комментариев к нему. Не отвергая полностью христианского учения, гуманистическая мысль рассматривает человека с точки зрения не грехопадения, а возможного его возвышения взамен дикого, варварского существования до истинно человеческого состояния. Высшим результатом возвышения человека, обретения человеческого достоинства, является его "божественность" — возвышение человека до того, по образу и подобию которого он был создан. Это одновременно и оценка предельной степени совершенства, достигнутого человеком. Данное слово заменяет средневековый термин "святость" в христианской аксиологии. Оно означает земное, достигнутое собственными силами совершенство ("божественный" Данте, "божественный" Рафаэль и т.д.). Итак, ренессансный пантеизм в лице наиболее видных его представителей был весьма своеобразным, сохранившим религиозную форму учением о единстве мира, единстве духовного и материального, единстве противоположностей вообще. Период формирования возрожденческой мысли завершает натурфилософский этап (вторая половина XVI — начало XVII вв.). Однако непосредственный предшественник итальянской натурфилософии — немецкий кардинал Н. Кузанский (1401—1464). Первая и главная книга философа "Об ученом незнании" (1440) содержит ряд важнейших идей. Прежде всего это идея взаимосвязи всех природных явлений, идея о бесконечности Вселенной, идея о человеке как микрокосме, а также принцип совпадения противоположностей. Для большей наглядности этого принципа мыслитель обращается к математике, показывая на ее основе, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого круга диаметр тождествен окружности, причем с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, вследствие чего точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) являются одним и тем же. Совпадение противоположностей — важнейший методологический принцип философии Н. Кузанского. Поэтому с полным правом его можно назвать одним из основоположников новоевропейской диалектики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.007 с.) |