Кто такие ангелы и что такое вера в них? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто такие ангелы и что такое вера в них?



Кто такие ангелы и что такое вера в них?

Ангелы — существа, отличные от людей и джиннов. Это — благородные создания, полные чистоты, возвышенности и непорочности. Это — достойные и богобоязненные творения, поклоняющиеся Аллаху должным образом, выполняют Его приказы и никогда не ослушаются Его. Из текстов Корана и сунны мы познакомимся с некоторыми из их качеств.

Слово الملك «малак» (ангел) образовано от корневой основы ألك «алака». Слова المألكة «ма’лака» и المألك «ма’лук» означают «послание». Слово «ангелы» образовано от них, потому что они — посланники Аллаха.

Согласно другому мнению, оно образовано от корневой основы ل أ ك. Слово الملأكة «мал’ака» тоже означает «послание». Выражение ألكني إلى فلان означает «передай такому-то от меня». Отсюда и возникло слово الملأك «мал’ак» или الملك «малак», ведь ангелы передают послание от имени Всевышнего Аллаха.

По мнению некоторых исследователей, слово المَلَكُ «малак» (ангел) образовано от слова «мульк» (власть). Тех, кто наделен какой-либо властью среди ангелов, называют «малак», а среди людей — «малик» (царь)[7].

Вера в ангелов — один из столпов мусульманской веры, и убеждения человека не могут быть правильными, пока он не уверует в них. Всевышний сказал:

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа его. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. [Они говорят]: “Мы не делаем различий между Его посланниками”» (Аль-Бакара, 285).

 

Как правильно веровать в ангелов?

Ас-Суйути приводит следующие слова аль-Бейхаки из книги «Шу‘аб аль-иман»:

Вера в ангелов заключается в следующем:

1. Вера в их существование.

2. При­зна­ние их по­ло­же­ния, а так­же ве­ра в то, что они — ра­бы и тво­ре­ния Ал­ла­ха, ко­то­рые, по­доб­но лю­дям и джин­нам, по­лу­ча­ют при­ка­зы и об­ре­ме­не­ны обя­зан­но­стя­ми. Они об­ла­да­ют толь­ко те­ми спо­соб­но­стя­ми, ко­то­ры­ми их на­де­лил Ал­лах. Они смерт­ны, но Все­выш­ний Ал­лах да­ро­вал им дол­гую жизнь, и они не ум­рут, по­ка не при­дет их срок. Их нель­зя опи­сы­вать ка­че­ст­ва­ми, ко­то­рые мо­гут при­вес­ти к покло­не­нию им на­ря­ду с Ал­ла­хом Все­выш­ним, и к ним нель­зя взы­вать с мо­лит­ва­ми, слов­но к бо­же­ст­вам, как это де­ла­ли преж­ние на­ро­ды.

3. Признание того, что среди них есть посланцы, которых Аллах отправляет к Своим избранникам среди людей, и что Он может посылать их друг к другу. Помимо этого, следует верить в то, что среди них есть носители Трона, выстраивающиеся рядами, хранители Рая и Ада, записывающие деяния и гонящие облака. Обо всем этом или почти обо всем сообщается в Коране[8].

В этой книге подробно излагаются дошедшие до нас священные тексты, касающиеся веры в ангелов.


Глава первая

Качества и способности ангелов

В данной главе мы постараемся рассмотреть внешние и внутренние качества ангелов в свете достоверных текстов, а потом расскажем о способностях, которыми их одарил Аллах.

Внешние качества ангелов

Джибрил и Микаил

Всевышний сказал:

«Скажи: “Кто является врагом Джибрилу?” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих.  Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих» (Аль-Бакара, 97-98).

Джибрил — тот самый Верный Дух, о котором говорится в аяте:

«Верный Дух сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (Аш-Шу‘ара, 193-194). Это Дух, о котором сказано:

«В эту ночь ангелы и Дух нисходят с дозволения их Господа» (Аль-Кадр, 4). Его же Аллах послал к Марьям:

«Мы же послали к ней Нашего Духа» (Марьям, 17).

Исрафил

Так звать ангела, который подует в Рог.

Джибрил, Микаил и Исрафил — имена ангелов, которых Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поминал во время мольбы, произносимой в начале ночного намаза:

] اللَّهُمَّ رَبَّ جِبْرَائِيلَ وَمِيكَائِيلَ وَإِسْرَافِيلَ ، فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ ، عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ ، أَنْتَ تَحْكُمُ بَيْنَ عِبَادِكَ فِيمَا كَانُوا فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ، اهْدِنِى لِمَا اخْتُلِفَ فِيهِ مِنَ الْحَقِّ بِإِذْنِكَ ، إِنَّكَ تَهْدِى مَنْ تَشَاءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ [

«О Бо­же, Гос­подь Джиб­ри­ла, Ми­каи­ла и Ис­ра­фи­ла, Тво­рец не­бес и зем­ли, Ве­даю­щий со­кро­вен­ное и яв­ное. Ты рас­су­дишь ра­бов Тво­их в том, от­но­си­тель­но че­го они ра­зо­шлись [во мне­ни­ях]. При­ве­ди ме­ня с со­из­во­ле­ния Твое­го к ис­ти­не, от­но­си­тель­но ко­то­рой они ра­зо­шлись [во мне­ни­ях]. По­ис­ти­не, Ты ве­дешь к пря­мо­му пу­ти, ко­го по­же­ла­ешь»[32].

Малик

Так звать ангела-хранителя Ада:

«Они воззовут: “О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами”. Он скажет: “Вы останетесь [здесь навечно]”» (Аз-Зухруф, 77).

Ридван

Ибн Касир писал: «Хранитель Рая — ангел по имени Ридван. Об этом ясно сообщается в некоторых хадисах»[33].

Мункар и Накир

Имена этих ангелов нам сообщил Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и во многих хадисах они связываются с допросом в могиле.

Харут и Марут

Эти два ангела были названы по именам Всевышним Аллахом:

«Сулейман не был неверующим. Неверующими были шайтаны, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим» (Аль-Бакара, 102).

Из контекста аята следует, что когда-то Аллах отправил их для искушения людей. В толкованиях Корана и трудах по истории имена этих ангелов окружены многочисленными легендами, которые, однако, не находят подтверждения в Коране и сунне. Поэтому, рассказывая о них, следует ограничиваться смыслом вышеназванного аята[34].

В некоторых преданиях сообщается, что Ангела смерти звать Азраил, однако это имя не встречается ни в Коране, ни в достоверных хадисах[35].

Опираясь на слова Всевышнего:

«Справа и слева от него сидят [двое ангелов]. Какое бы слово он ни произнес, при нем всегда готовый наблюдатель» (Каф, 17-18), некоторые ученые считали, что Ракиб (наблюдатель) и Атид (готовый) — тоже имена ангелов. Но это суждение неверно, так как слова رقيب «ракиб» и عتيد «атид» здесь лишь характеризуют двух ангелов, которые записывают деяния рабов. Они всегда наготове и всегда находятся рядом, не отлучаясь от человека.

 

11. Смерть ангелов

Ангелы смертны так же, как люди и джинны. На это ясно указывается в словах Всевышнего Аллаха:

«Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [оставить]. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (Аз-Зумар, 68).

Все это относится и к ангелам, потому что они обитают на небесах. Комментируя данный аят, Ибн Касир писал:

Здесь речь идет о втором дуновении, после которого умрут все обитатели небес и земли, за исключением тех, кого Аллах пожелает оставить. Об этом ясно сообщается в известном хадисе о Роге, который разъясняет смысл данного аята. Спустя некоторое время эти оставшиеся тоже испустят дух, а последним умрет Ангел смерти. Останется только Живой Вседержитель, Который был Первым и останется Последним. Он трижды спросит: «Кому же принадлежит власть сегодня?» А потом Сам же ответит: «Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Гафир, 16).

Еще одним доказательством смертности ангелов являются слова Всевышнего:

«Все погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88).

Но умирают ли они до дуновения в Рог? Этого мы не знаем, и мы не можем рассуждать об этом, потому что текстов, подтверждающих или отрицающих это, нет.

Внутренние качества ангелов

Благородство и покорность

Аллах назвал ангелов благородными и покорными существами:

«…в руках посланцев благородных и покорных» (‘Абаса, 15-16), т.е. Коран находится в руках ангелов. Они названы посланцами, потому что Аллах отправляет их к Своим посланникам и пророкам. Аль-Бухари сказал:

Словом سفرة «сафара» названы ангелы. Форма единственного числа سافر «сафир». Глагол سفرت «сафарту» означает «помирить». Ангелы названы так, потому что они нисходят с откровением Всевышнего Аллаха и по Его поручениям, подобно послам, устанавливающим мир между народами[36].

Итак, Аллах назвал ангелов благородными и покорными. Это значит, что их внешний вид прекрасен и величественен, а их нрав и деяния исполнены добродетели, чистоты и совершенства. Поэтому поступки и слова того, кто имеет при себе Коран, должны быть праведными и разумными.

Аль-Бухари передал со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَثَلُ الَّذِى يَقْرَأُ الْقُرْآنَ وَهْوَ حَافِظٌ لَهُ مَعَ السَّفَرَةِ الْكِرَامِ، وَمَثَلُ الَّذِى يَقْرَأُ الْقُرْآنَ وَهْوَ يَتَعَاهَدُهُ، وَهْوَ عَلَيْهِ شَدِيدٌ، فَلَهُ أَجْرَانِ [

«Тот, кто читает Коран и знает его наизусть, пребудет с благородными посланцами, а тот, кто неустанно читает Коран и делает это с трудом, получит двойную награду»[37].

Стыдливость

Об этом качестве ангелов нам сообщил Посланник, да благословит его Аллах и приветствует,. В хадисе, переданном Муслимом со слов ‘Аиши, сообщается, что однажды, когда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, лежал у нее дома, и его бедра или голени были обнажены, к нему пришел Абу Бакр. Он попросил разрешения войти, и ему было позволено. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не изменил своего положения и начал беседовать с ним. Потом пришел ‘Умар и тоже попросил разрешения войти, и ему было позволено. Он начал беседовать с ним, продолжая лежать. Потом пришел ‘Усман и тоже попросил разрешения войти. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел и поправил свою одежду. ‘Усман вошел, и они побеседовали, а после его ухода ‘Аиша сказала: «Когда вошел Абу Бакр, ты не встретил его радушно и не придал этому значения. Когда вошел ‘Умар, ты тоже не встретил его радушно и не придал этому значения. Когда же зашел ‘Усман, ты сел и поправил одежду». В ответ он сказал:

] أَلاَ أَسْتَحِى مِنْ رَجُلٍ تَسْتَحِى مِنْهُ الْمَلاَئِكَةُ [

«Как я могу не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы?»[38]

Способности ангелов

Перевоплощение ангелов

Аллах наделил ангелов способностью перевоплощаться, принимая неангельское обличие. Так, Аллах отправил Джибрила к Марьям в облике человека:

«Помяни в Писании Марьям. Вот она ушла от своей семьи на восток  и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа, и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека.  Она сказала: “Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен”.  Он сказал: “Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика”» (Марьям, 16-19).

К пророку Ибрахиму ангелы тоже явились в человеческом обличии, и он не смог распознать их, пока они сами не открылись ему:

«Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: “Мир!” Он сказал: “И вам мир!” — и поторопился, чтобы принести жареного теленка.  Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: “Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута”» (Худ, 69-70).

К пророку Луту ангелы пришли в облике красивых юношей, и он испугался, что его соплеменники причинят им вред. Это были нечестивые люди, творившие зло и занимавшиеся мужеложством:

«Когда Наши посланцы явились к Луту, он огорчился из-за них, почувствовал себя стесненным и сказал: “Это — тяжкий день”» (Худ, 77).

Ибн Касир писал: «Ангелы предстали перед ними в облике красивых юношей, чтобы испытать и проверить их: против народа Лута был выставлен неопровержимый довод, и Аллах схватил их хваткой Могущественного, Всемогущего»[39].

Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, в разном обличии. Иногда он принимал облик Дихьи бин Халифы аль-Кальби — сподвижника, имевшего очень красивую внешность, а иногда являлся в образе бедуина. Свидетелями его явлений были многие сподвижники.

В обоих «Сахихах» приводится следующий рассказ ‘Умара бин аль-Хаттаба: «Как-то мы сидели около Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тут к нам подошел человек в белой одежде и с черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас не знал его. Он уселся прямо напротив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, уперся коленями в его колени, положил ладони на бедра и сказал: “О Мухаммад! Расскажи мне об исламе”». В хадисе также сообщается, что он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о вере, ихсане[40], Судном Часе и его признаках. Впоследствии Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что человеком, задававшим вопросы, был Джибрил, который явился, чтобы обучить сподвижников их религии[41].

‘Аиша видела, как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разговаривал с Дихьей аль-Кальби, положив руку на гриву его коня. Когда же она спросила его об этом, он сказал:

[ ذَاكَ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلاَمُ وَهُوَ يُقْرِئُكِ السَّلاَمَ ]

«Это был Джибрил, и он поприветствовал тебя миром»[42].

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам о человеке, который убил девяносто девять человек, а потом раскаялся и решил переселиться в другой город. Смерть настигла его, когда он прошел половину пути, и из-за него ангелы милости поспорили с ангелами наказания. Разрешить их спор было доверено ангелу, явившемуся к ним в образе человека. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]فَأَتَاهُمْ مَلَكٌ فِى صُورَةِ آدَمِىٍّ ، فَجَعَلُوهُ بَيْنَهُمْ ، فَقَالَ: قِيسُوا مَا بَيْنَ الأَرْضَيْنِ ، فَإِلَى أَيَّتِهِمَا كَانَ أَدْنَى فَهُوَ لَهُ [

«Тогда к ним пришел ангел в человеческом обличии, и они сделали его [судьей] между собой. Он сказал: “Измерьте расстояние от него до каждой из двух земель, и он принадлежит к тем, к кому окажется ближе”». Безусловно, они избрали его судьей по приказу Аллаха, и, следовательно, Сам Аллах отправил его к ним в образе человека. Эта история приводится в «Сахихе» Муслима, в главе «О покаянии»[43].

Как мы увидим ниже, в истории о трех сынах Исраила — прокаженном, плешивом и слепом, ангел приходил к ним тоже в человеческом обличии.

Некоторые ученые строили абстрактные логические суждения о том, как перевоплощаются ангелы, высказывая по этому поводу бесполезные мысли. Нам не стоит вдаваться в рассуждения об этих незримых вещах, потому что Аллах сообщил нам о том, что ангелы перевоплощаются, но не поведал нам о том, как это происходит. Те ученые могли бы довольствоваться тем, чем довольствовались Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, и остановиться там, где они остановились. Если тебе интересно познакомиться с их высказывания по данному вопросу, обратись к книге «Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик» имама ас-Суйути[44].

Большая скорость ангелов

Самая высокая скорость, известная людям, — это скорость света, равная 186 000 миль в секунду.

Ангелы передвигаются с еще большей скоростью, которую нельзя измерить человеческими мерками. Стоило людям задать вопрос Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, как Джибрил тут же приносил ему ответ от Господа могущества. Современные космические корабли нуждаются в миллиардах световых лет, чтобы добраться до одной из звезд в нашей обширной, безграничной Вселенной.

Знания ангелов

Аллах наделил ангелов богатыми познаниями, однако, в отличие от людей, они не обладают способностью самостоятельно постигать вещи:

«Он нау­чил Ада­ма все­воз­мож­ным име­нам, а за­тем по­ка­зал их (т.е. тво­ре­ния, на­ре­чен­ные име­на­ми) ан­ге­лам и ска­зал: “На­зо­ви­те мне их име­на, ес­ли вы го­во­ри­те прав­ду”.  Они от­ве­ти­ли: “Пре­чист Ты! Мы зна­ем толь­ко то, че­му Ты нау­чил нас. Во­ис­ти­ну, Ты — Знаю­щий, Муд­рый”»

(Аль-Бакара, 31-32).

Человек отличается способностью постигать различные вещи и явления, открывать законы Вселенной, ангелы же узнают об этом непосредственно от Всевышнего и Пречистого Аллаха. Несмотря на это, они узнают от Аллаха больше, чем известно человеку, и одним из дарованных им знаний является письмо:

«Воистину, над вами есть хранители — благородные писцы, которые знают о том, что вы совершаете» (Аль-Инфитар, 10-12).

Более подробно об этом говорится в параграфе «Ангелы и человек».

Споры в высшем сонме

Ангелы беседуют между собой о том, что сокрыто от них из откровения Господня. В «Сунане» ат-Тирмизи и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В эту ночь мой Всеблагой и Всевышний Господь явился ко мне в наилучшем образе[45]. Он сказал мне: «Мухаммад, знаешь ли ты, о чем спорят в высшем сонме?» Я ответил: «Нет». Тогда Аллах положил Свою руку мне между лопатками, и я почувствовал ее прохладу у себя на груди и узнал о том, что происходит на небесах и на земле. Он сказал: «Мухаммад, знаешь ли ты, о чем спорят в высшем сонме?» Я ответил: «Да, об искуплении и степенях. Искуплением служит пребывание в мечети после намаза, ходьба в мечеть на коллективный намаз пешком и тщательное омовение при неблагоприятных условиях. А степени достигаются благодаря распространению приветствия, угощению людей и совершению ночного намаза в то время, когда люди спят». Он сказал: «Ты прав, и тот, кто поступает так, проживет благую жизнь, умрет благой смертью, и за ним будет столько же грехов, сколько было в тот день, когда его родила мать». Он сказал: «Мухаммад, совершив намаз, говори: “О Боже, поистине, я прошу Тебя вдохновить меня на совершение добра и отказ от предосудительного, внушить мне любовь к бедным, прошу простить меня, смилостивиться надо мной и принять мое покаяние. Когда же Ты пожелаешь искушения для Своих рабов, то забери меня к Себе неискушенным!”»[46].

Процитировав этот хадис, Ибн Касир сказал:

Это известный хадис о сновидении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ошибается тот, кто считает, что это произошло наяву. Его различные версии приводятся в «Сунанах», и ат-Тирмизи передал его со слов Джахдама бин ‘Абдуллаха аль-Йамами.

Аль-Хасан назвал хадис достоверным, но это не тот спор, о котором говорится в Коране:

«У меня не было знания о том, как препирались в высшем сонме. Мне внушается в откровении только то, что я — всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель» (Сад, 69-70).

Суть спора, упомянутого в хадисе, раскрывается в словах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, тогда как суть спора, о котором сообщается в Коране, раскрывается в последующих аятах:

«Вот твой Господь сказал ангелам: “Я создам человека из глины.  Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц”.  Все ангелы без исключения пали ниц,  кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих» (Сад, 71-74).

Таким образом, в Коране речь идет о споре ангелов по поводу Адама, мир ему, и отказа Иблиса поклониться ему, а также его попыток доказать Господу свое превосходство над человеком[47].

4. Ангелы во всем дисциплинированны

Ангелы поклоняются Аллаху организованно, и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, призывал нас следовать их примеру в этом:

] أَلاَ تَصُفُّونَ كَمَا تَصُفُّ الْمَلاَئِكَةُ عِنْدَ رَبِّهَا ؟ [. فَقُلْنَا: يَا رَسُولَ اللَّهِ ، وَكَيْفَ تَصُفُّ الْمَلاَئِكَةُ عِنْدَ رَبِّهَا ؟ قَالَ: ] يُتِمُّونَ الصُّفُوفَ الأُوَلَ ، وَيَتَرَاصُّونَ فِى الصَّفِّ [

«Почему бы вам не выстраиваться так, как ангелы выстраиваются перед своим Господом?» Люди спросили: «Посланник Аллаха, как же ангелы выстраиваются перед своим Господом?» Он сказал: «Они заполняют ряды и стоят плотными рядами»[48].

В день воскресения ангелы явятся, выстроившись стройными рядами:

«Твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (Аль-Фаджр, 22). Они встанут рядами, чтобы предстать перед Всевышним Аллахом:

«В тот день, когда Дух и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (Ан-Наба, 38). Дух — это ангел Джибрил.

Посмотри, как аккуратно они исполняют Его приказы. В «Сахихе» Муслима и «Муснаде» Ахмада приводится хадис Анаса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] آتِى بَابَ الْجَنَّةِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَأَسْتَفْتِحُ، فَيَقُولُ الْخَازِنُ: مَنْ أَنْتَ؟ فَأَقُولُ: مُحَمَّدٌ. فَيَقُولُ: بِكَ أُمِرْتُ لاَ أَفْتَحُ لأَحَدٍ قَبْلَكَ [

«Я приду к вратам Рая и попрошу открыть их. Страж спросит: “Кто ты?” Я отвечу: “Мухаммад”. Он скажет: “Мне приказано не открывать никому до тебя”»[49].

Из хадиса о ночном путешествии тоже можно сделать вывод о том, насколько точно ангелы выполняют веления Аллаха. Достигая каждого неба, Джибрил испрашивал разрешения войти, и врата раскрывались перед ним только после расспросов.

Непогрешимость ангелов

Ас-Суйути приводит следующие слова кади ‘Ийада:

Мусульмане единодушны в том, что ангелы — достойные верующие, и мусульманские имамы единодушны в том, что посланцы среди ангелов так же непогрешимы, как пророки. Они находятся на положении пророков и доносят до них послания, как пророки доносят послания до своих народов.

Однако ученые разошлись во мнениях относительно тех ангелов, которые не являются посланцами. Одни считали, что никто из ангелов не совершает грехов, и при этом они опирались на слова Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не ослушаются повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Ат-Тахрим, 6);

«У каждого из нас есть известное место. Воистину, мы выстраиваемся рядами, и, воистину, мы прославляем [Аллаха]» (Ас-Саффат, 164-166);

«А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают» (Аль-Анбийа, 19);

«…благородных и покорных» (‘Абаса, 16);

«К нему прикасаются только очищенные» (Аль-Ваки‘а, 79) и т.п.

Другие считали, что все это относится только к посланцам и приближенным ангелам. Это мнение опирается на историю о Харуте и Маруте, а также об Иблисе. Согласно достоверному мнению, абсолютно все ангелы непогрешимы, и эти возвышенные существа не имеют отношения ни к чему, что умаляет их достоинство.

Что касается истории о Харуте и Маруте, то по этому поводу до нас не дошло ни одного хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, — ни слабого, ни достоверного. Что же касается истории Иблиса, то большинство ученых считают, что он не был ангелом. Считается, что он был прародителем джиннов подобно тому, как Адам — прародитель всего человечества[50].

Этого вопроса коснулся и ас-Сафави аль-Урмави, на которого также ссылается ас-Суйути:

Ангелы непогрешимы, и в пользу этого можно привести следующие доказательства.

1. Всевышний Аллах сказал, что они «выполняют все, что им велено» (Ат-Тахрим, 6), «поступают согласно Его велениям» (Аль-Анбийа, 27). Эти два аята касаются не только выполнения приказов, но и отказа от всего запрещенного, потому что запрет — это повеление не делать что-либо. Эти аяты подразумевают похвалу в адрес ангелов, и заслужить ее можно только, выполняя повеления и избегая всего запрещенного.

2. Всевышний сказал:

«Они славят [Его] днем и ночью без устали» (Аль-Анбийа, 20), т.е. они проводят все свое время в поклонении, а, следовательно, не грешат.

3. Ангелы являются Божьими посланцами:

«…Сделавшему посланцами ангелов» (Фатир, 1). Посланцы должны быть непогрешимы, ибо, подчеркивая их величие, Всевышний сказал:

«Аллах лучше знает, куда поместить Свое послание» (Аль-Ан‘ам, 124). Это есть высшая форма похвалы[51].



Глава вторая

Поклонение ангелов

Взгляд на природу ангелов

Покорность Аллаху заложена в природу ангелов. Они просто не способны ослушаться Его:

«Они не ослушаются велений Аллаха и выполняют все, что им велено»

(Ат-Тахрим, 6).

Из­бе­гать ос­лу­ша­ния и про­яв­лять по­кор­ность — ес­те­ст­вен­ное ка­че­ст­во ан­ге­лов, и оно не тре­бу­ет от них до­пол­ни­тель­ных уси­лий, по­то­му что они не под­да­ют­ся со­блаз­нам.

Оче­вид­но, имен­но это об­стоя­тель­ст­во по­бу­ди­ло не­ко­то­рых уче­ных ска­зать, что ан­ге­лы не не­сут от­вет­ст­вен­но­сти за свои дея­ния (лей­су му­кал­ла­фин), и по­это­му уг­ро­зы и обе­ща­ния Ал­ла­ха не от­но­сят­ся к ним[52].

Мы мо­жем ска­зать, что на ан­ге­лов не воз­ло­же­на та са­мая от­вет­ст­вен­ность, ко­то­рая ле­жит на по­том­ках Ада­ма. Что же ка­са­ет­ся мне­ния о том, что они во­об­ще не не­сут от­вет­ст­вен­но­сти за свои дея­ния, то это — оши­боч­ное су­ж­де­ние, по­то­му что ан­ге­лам при­ка­за­но по­кло­нять­ся и по­ви­но­вать­ся Ал­ла­ху:

«Они бо­ят­ся сво­его Гос­по­да, Ко­то­рый над ни­ми, и со­вер­ша­ют то, что им ве­ле­но» (Ан-Нахль, 50). В ая­те под­чер­ки­ва­ет­ся, что они бо­ят­ся сво­его Гос­по­да, а страх — это од­на из ре­ли­ги­оз­ных обя­зан­но­стей и выс­шая фор­ма пре­дан­но­сти Ал­ла­ху. По­это­му в Ко­ра­не под­чер­ки­ва­ет­ся, что они «тре­пе­щут от стра­ха пе­ред Ним» (Аль-Ан­бийа, 28).

Вы­со­кое по­ло­же­ние ан­ге­лов

Са­мым боль­шим дос­то­ин­ст­вом ан­ге­лов яв­ля­ет­ся то, что они — ра­бы Ал­ла­ха, но при этом они — по­чи­тае­мые ра­бы. Ра­нее мы уже от­ме­ча­ли, что языч­ни­ки лжи­во на­рек­ли ан­ге­лов до­черь­ми Ал­ла­ха. В этих сло­вах нет ни до­ли прав­ды, и Ал­лах изо­бли­чил во лжи тех, кто про­из­но­сил их. Вме­сте с тем во мно­гих ая­тах Ко­ра­на разъ­яс­ня­ют­ся ис­тин­ная сущ­ность ан­ге­лов и их вы­со­кое по­ло­же­ние:

 

«Они го­во­рят: “Ми­ло­сти­вый взял Се­бе сы­на”. Пре­чист Он! Они же — по­чи­тае­мые ра­бы.  Они не опе­ре­жа­ют Его свои­ми ре­ча­ми и по­сту­па­ют со­глас­но Его ве­ле­ни­ям.  Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним.  А тому из них, кто скажет: “Я — бог наряду с Ним”, — воздаянием будет Геенна. Так Мы воздаем несправедливым»

(Аль-Анбийа, 26-29).

Ангелы — рабы, обладающие всеми качествами, приличествующими рабам. Они служат Аллаху и выполняют Его предписания. Он объемлет их знанием, и они не могут нарушить Его приказов или ослушаться Его велений. Они боятся Его, трепещут от страха перед Ним, и если бы кто-либо из них преступил границы дозволенного, то Аллах непременно наказал бы его за неповиновение.

Совершенная преданность ангелов выражается и в том, что они не дают советов своему Господу и не противятся Его велениям. Напротив, они поспешно выполняют Его приказы, отвечая на Его зов:

«Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (Аль-Анбийа, 27). Они совершают только то, что им велено, двигаются и замирают только по Его приказу. В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Джибрилу: [ أَلاَ تَزُورُنَا أَكْثَرَ مِمَّا تَزُورُنَا ]

«Почему ты не навещаешь нас чаще?» Тогда был ниспослан аят:

«Мы нисходим только по велению твоего Господа. Ему принадлежит то, что перед нами, и то, что позади нас, и то, что между ними. Господь твой не забывчив» (Марьям, 64)[53].

Примеры поклонения ангелов

Ангелы — рабы Аллаха, на них возложены определенные обязанности, и они легко и непринужденно справляются с ними, поклоняясь своему Господу. Здесь мы расскажет о том, как поклоняются ангелы, опираясь на то, что сообщили нам Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

1. Прославление Аллаха

Ангелы поминают Всевышнего Аллаха, и прославление — наилучшая форма такого поминания. Так поступают небожители, несущие Трон:

«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа» (Гафир, 7). Так же поступают остальные ангелы:

«Ангелы прославляют хвалой своего Господа» (Аш-Шура, 5).

Они никогда не перестают прославлять Аллаха ни днем, ни ночью:

«Они славят Его днем и ночью без устали» (Аль-Анбийа, 20). Ангелы настолько часто славят Аллаха, что их можно назвать истинно прославляющими Его, и они вправе гордиться этим:

«Воистину, мы выстраиваемся рядами, и, воистину, мы прославляем [Аллаха]» (Ас-Саффат, 165-166).

Почему же они так часто славят Аллаха? Потому что это — наилучшая форма поминания Его. Муслим передал со слов Абу Зарра, что однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какие слова поминания самые лучшие?» Он сказал:

] مَا اصْطَفَى اللَّهُ لِمَلاَئِكَتِهِ أَوْ لِعِبَادِهِ: سُبْحَانَ اللَّهِ وَبِحَمْدِهِ [

«Те, что Аллах выбрал для Своих ангелов или рабов: “Пречист Аллах и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамдих”»[54].

2. Выстраивание в ряд

Мы уже упомянули хадис о том, как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, вдохновлял сподвижников следовать примеру ангелов и во время намаза выстраиваться в ряды:

] أَلاَ تَصُفُّونَ كَمَا تَصُفُّ الْمَلاَئِكَةُ عِنْدَ رَبِّهَا ؟ [

«Почему бы вам не выстраиваться так, как ангелы выстраиваются перед своим Господом?» Когда же его спросили, как выстраиваются ангелы, он сказал:

[ يُتِمُّونَ الصُّفُوفَ الأُوَلَ ، وَيَتَرَاصُّونَ فِى الصَّفِّ ]

«Они заполняют передние ряды и стоят плотными рядами»[55].

В Коране сообщается, что ангелы говорят:

«Воистину, мы выстраиваемся рядами» (Ас-Саффат, 165). Они молятся стоя, совершают поясные и земные поклоны. В сборниках «Мушкил аль-асар» ат-Тахави и «Аль-му‘джам аль-кабир» ат-Табарани приводится следующий рассказ Хакима бин Хизама: «Однажды, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел в кругу своих сподвижников, он сказал:

] تَسْمَعُونَ مَا أَسْمَعُ؟ [ قَالُوا: مَا نَسْمَعُ مِنْ شَيْءٍ، قَالَ: ] إِنِّي لأَسْمَعُ أَطِيطَ السَّمَاءِ، وَمَا تُلامُ أَنْ تَئِطَّ، وَمَا فِيهَا مَوْضِعُ شِبْرٍ إِلا وَعَلَيْهِ مَلَكٌ سَاجِدٌ أَوْ قَائِمٌ [

“Слышите ли вы то, что слышу я?” Они ответили: “Мы ничего не слышим”. Он сказал: “Поистине, я слышу скрип неба, и его нельзя порицать за это, ведь на каждой пяди его есть ангел, который кланяется или падает ниц”»[56].

3. Паломничество

На небесах есть Кааба, к которой совершают паломничество ангелы. Аллах назвал этот храм домом наполненным (аль-бейт аль-ма‘мур) и поклялся им:

«Клянусь Домом Наполненным» (Ат-Тур, 4).

Комментируя этот аят, Ибн Касир сказал:

В обоих «Сахихах» приводится хадис о ночном путешествии, и в нем сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывая о том, что произошло на седьмом небе, сказал:

]فَرُفِعَ لِىَ الْبَيْتُ الْمَعْمُورُ، فَسَأَلْتُ جِبْرِيلَ فَقَالَ: هَذَا، يُصَلِّى فِيهِ كُلَّ يَوْمٍ سَبْعُونَ أَلْفَ مَلَكٍ، إِذَا خَرَجُوا لَمْ يَعُودُوا إِلَيْهِ آخِرَ مَا عَلَيْهِمْ [



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.106 с.)