Слагаемые лекторского мастерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слагаемые лекторского мастерства



Лекторское мастерство – это высокий уровень профессиональной деятельности педагога, результат овладения исторически сложившейся научной системой знаний и умений, позволяющей наиболее эффективно решать задачи обучения и воспитания студентов.

Знания, необходимые для овладения лекторским мастерством:

I группа: глубокое знание своего предмета; психологические знания; педагогические и методические знания; знание логики и риторики;

II группа: знания по вопросам теории управления и руководства учебным процессом в вузе; знания по смежным дисциплинам; знания основных достижений науки и техники; знания литературы и искусства.

Лекторские умения:

- коммуникативные;

- дидактические;

- прогностические;

- ориентационные;

- организационные;

- мобилизационные;

- конструктивные, контрольно-аналитические.

Лекторское мастерство возникает не автоматически и не в виде «бесплатного приложения» к научной эрудиции, а в результате си­стематической педагогической и методической работы.

1. Лектор должен быть всегда бодр, жизнерадостен и дружелюбен к студентам. Резкость, желчность, раздражительность или, на­ оборот, меланхолия и сонливость никогда не должны быть присущи лектору. Лектор – это настроение студентов на 50 минут.

2. Волнение лектора – хорошее качество, если оно не вызывается слабой подготовкой и неуверенностью в собственных знаниях. Беспокойство лектора – это забота о том, как студенты воспринимают лекцию. Если лектор немного волнуется, это значит, что он переживает происходящий момент. Бесстрастные лекции несовместимы со студенческим возрастом.

3. Лектор обязан быть аккуратным, точным, требовательным не только к студентам, но и к самому себе. Требовательность к себе проявляется в самодисциплине и обязательном выполнении больших и малых обещаний, данных аудитории во время лекции.

4. Лектор обязан выработать в себе чувство времени и при чтении не поглядывать часто на часы. Если не хватило времени – виноват лектор. Нельзя задерживать студентов после звонка; впопыхах все равно ничего не довершишь, а настроение и короткий отдых студентов испортишь.

5. Для успеха лекции важно логически последовательное изложение. Мысль лектора не должна скакать от одного предмета к другому. Не следует доказывать то, что очевидно, распространяться о том, что само собой разумеется.

6. Лекция – произведение научной мысли и слова. Лекция - «Я» лектора во всем: в интерпретации материала, в голосе, в жестах, в чувствах и мимике лектора.

7. Академическая лекция должна быть простой, ясной, понятной и полной глубокого смысла. Ей свойственна простая и точная речь. Нет трудных дисциплин, есть трудное изложение.

8. Академический лекционный стиль не допускает длиннот, водянистости и витиеватости. Речь лектора экономна: слов немного, а мыслей и чувств много.

9. В лекции должен присутствовать элемент новизны, показывающий не только сегодняшний уровень науки, но и перспективы на завтра.

10. Лекция, по преимуществу, монологическая речь. Лектору приходиться говорить сразу «набело»: он не имеет права постоянно «брать свои слова назад», не может зачеркнуть свои ошибочные или неудачные высказывания. Лектор обязан произносить каждую фразу в окончательной редакции, а это требует от него вдумчивости и осторожности в подборе и построении фраз.

11. Хорошая лекция – гармония мысли и слова. Обязанность лектора выработать правильную речь не только у себя, но и у студентов. Без правильной, точной речи нет и правильного, точного понимания науки.

12. Лекторская речь должна быть убедительной, но не монотонной. Голос может повышаться и понижаться в зависимости от фразы. Говорить следует звучно, но и не слишком громко и не очень тихо. Излишняя громкость утомляет слушателей, тихая речь не дойдет до них, особенно в большой аудитории.

13. Лекция не может читаться одним взмахом без остановок. Читаемая «ручейком», без пауз лекция утомляет слушателя, затрудняет восприятие. Пауза здесь так же необходима, как абзац в печатном тексте.

14. Жесты оживляют речь, но ими нельзя злоупотреблять. Частые, однообразные, суетливые жесты надоедают студентам и раздражают их.

15. Лектора не может покидать выдержка при самых неблагоприятных условиях. В случае шума спокойно призвать к тишине и продолжать дальше. Если студент бросил реплику, лектору следует использовать ее для активизации внимания аудитории. Если реплика пустая, надо обойти ее молчанием или показать ее никчемность, не допуская при этом грубости.

16. Для успеха лекции надо знать аудиторию. Следите за глазами студентов.

17. В процессе чтения лекции у студентов, естественно могут возникать вопросы. Если не можете ответить, так и скажите. Если вам самим нужно узнать какие-либо данные, отложите ответ, помня, что ответить надо обязательно.

18. Лектору прежде всего нужно внимание студенческой аудитории. Завоевать внимание и удержать его до конца – самое трудное в технике лекционного преподавания. Лектор должен «зацепить внимание на крючок» интересной постановкой вопроса в начале лекции. ему надо уметь снять усталость своих слушателей и зарядить их дополнительной энергией. Мобилизовать внимание помогают «освежающие отступления», яркие образные сравнения, уместные шутки.

19. Компьютерная система, доска, проектор-оверхед – помощник лектора. На ней пишутся цифры, имена, некоторые термины и слова, изображаются схемы. Лектор не только не может забывать о существовании компьютерной системы, доски, проектор-оверхеда в лекционной аудитории, но и должен думать как ее рационально использовать.


 

1.3 Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий в высшей школе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.007 с.)