Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты



Введение

 

Плодоовощеконсервная промышленность является важным звеном агропромышленного комплекса Республики Беларусь. В Республике Беларусь свежие плоды, ягоды и овощи из открытого грунта используются всего 5 – 6 месяцев. В остальное время они поступают в основном из плодоовощехранилищ или в переработанном виде и лишь в незначительном количестве из защищенного грунта. Поэтому организация хранения плодоовощной продукции позволяет резко увеличить сезонность потребления овощных культур, плодов и ягод.

Плодоовощеконсервная промышленность Беларуси представлена 68 организациями (5 - республиканской собственности, 40 - коммунальной, 15 - Белкоопсоюза и 8 - частной), производственные мощности которых позволяют вы­рабатывать до 480 млн. условных банок (муб) консервов в год. [8;стр.16]. Наиболее крупными плодоовощеперерабатывающими предприятиями являются: в Брестской области - Пинский и Барановичский; в Минской - Борисовский, Клецкий и Слуцкий; в Могилевской - Быховский и Бобруйский заводы.

Конкурентоспособность - важнейший фактор долгосрочного успеха любого предприятия. С развитием рыночных отношений проблема повышения конкурентоспособности и, как следствие, элементарного выживания особенно резко обострилась на предприятиях перерабатывающей промышленности, производящих продукцию массового спроса из местного сырья с небольшими объёмами.

Именно поэтому возникает необходимость в изучении конкурентоспособности и применение его результатов для повышения эффективности работы каждого конкретного предприятия.

Возрождение развития села 2011-2015г., недостаточно высокая конкурентоспособность- всё это и послужило причиной выбора данной темы курсовой работы.

Целью данной работы является изучение современного состояния конкурентоспособности овощной продукции, выявление основных путей, резервов её повышения, теоретическое обоснование организации, перспектив развития производства и реализации овощной продукции.

Объектом исследования является МОУП «Борисовский консервный завод».

В ходе выполнения курсовой работы использовались труды отечественных экономистов-аграрников, данные статистических ежегодников, справочная и другая литература.

Исходным материалом для выполнения курсовой работы послужили годовые и бухгалтерские отчеты МОУП «Борисовский консервный завод» за 2007-2009 годы, бизнес-план на 2009 год, документы, отражающие результаты деятельности предприятия и иная документация.

При выполнении курсовой работы применены следующие основные методы исследования: монографический, экономико-статистический (с приёмами индексного анализа), расчётно-конструктивный, экономико-математический и другие.

 

 


 

Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты

 

Анализ рынка соков

 

Сок - это жидкий продукт, несброженный, но способный к брожению, в котором в основном сохранены пищевая ценность, физико-химические и органолептические свойства, характерные для соков одноименных фруктов или овощей.

Соки:

- изготавливают из съедобной части доброкачественных спелых, свежих или сохраненных свежими фруктов или овощей. Замороженные фрукты и овощи для производства соков не используются;

- получают путем физического воздействия: отжимом, центрифугированием, протиранием.

 

Соки изготавливают следующих видов:

- неосветленный сок: Сок со взвесями.

- осветленный сок: Сок, из которого удалены взвеси до визуально прозрачного состояния.

- сок с мякотью: Сок с частицами мякоти, массовая доля которой не превышает 55%.

- фруктовый сок: Может быть одно, - двух и многокомпонентным.

- овощной сок: Может быть одно, - двух и многокомпонентным.

- овощефруктовый сок: Сок, в котором преобладает массовая доля овощного сока (соков) и/или пюре.

- фруктово-овощной сок: Сок, в котором преобладает массовая доля фруктового сока (соков) и/или пюре.

- сок прямого отжима;

- восстановленный сок;

- натуральный сок;

- сок с сахаром;

- нектар;

- сокосодержащий напиток.

Современная структура производства соков отражает сложившиеся стандарты потребления и в различных странах имеет свою специфику. В основном она включает в себя производство соков, нектаров и морсов. В последнее время особо быстрыми темпами растет производство натуральных соков, которые выпускаются в упаковках «тетра-пак». Это обусловлено тем, что в развитых странах население уже почти полностью отказалось от употребления соков в стеклянной таре. Более 98% всех продаваемых на рынке соков разливаются в картонные упаковки различной емкости. Самыми распространенными продолжают оставаться упаковки ёмкостью 1 литр.

Более половины общих продаж на рынке соков приходится на сегмент нектаров. При этом за последние годы доля этих напитков, позиционирующихся, главным образом, в массовом ценовом сегменте рынка, заметно увеличилась. Доля 100% натуральных соков, в свою очередь, уменьшилась. Сокращается и доля сокосодержащих напитков. В то же время доля сегмента морсов, самого небольшого на этом динамично развивающемся рынке, остается достаточно устойчивой. При этом низкая доля морсов обусловлена, в частности, достаточно узким ассортиментом напитков этого типа. В последнее время активно развивается сегмент овощных и овощефруктовых смесей - на основе тыквы, моркови, капусты, свеклы в различных сочетаниях.

Основной особенностью развития мирового рынка соков и фруктовых напитков в последние 10 лет является расширение спроса на продукцию, изготовленную не из концентрата.

В развитых странах Европы потребление соков на душу населения составляет около 40 л. на человека, в то время как белорусы потребляют 9,2 л с учетом импорта.

По данным европейских экспертов, 90% жителей Европы постоянно употребляют лишь 3 основных вида соков: апельсиновый, яблочный и томатный. В то же время доля этих напитков постепенно снижается, уступая место, прежде всего, различным смешанным вкусам, самые распространенные из которых - фруктовая смесь («мультифрукт», «мультивитамин» и т.п.), яблоко-персик и яблоко-виноград. Европейские предприятия, как правило, ограничиваются выпуском 7-8 сортов сока. Вкусовые же пристрастия белорусов пока находятся в стадии формирования, поэтому на наших прилавках можно встретить огромное разнообразие соков.

 

1.4. Конкуренция на рынке соков Беларуси

 

Соки производят около 90% отечественных организаций-изготовителей плодоовощных консервов различных форм собственности. Ежегодно в торговой сети представлено более 40 торговых марок. Вкусовая палитра насчитывает более 20 видов продукции.

На рынке соков республики основными белорусскими производителями являются МОУП «Борисовский консервный завод» (ТМ «Magic Summer», «Joy», «Асалода»), ИП "Старая крепость"(Сочный,Exotic), СП ООО «Голд Стрим» на базе УДП «Гродненского консервного завода» (ТМ «Классик», «Золотой источник»), Минский Гормолзавод N2 (ТМ «Юник»), Пружанский консервный завод (ТМ «7 чудес»), «Савушкин продукт» (ТМ «Белый вальс», «Монтик», «НаСТОящий»), ОДО «Фирма АВС» («Круглый год», «АВС»), РУПП «Клецкий консервный завод» (ТМ «Оскар» и «N1»), а также ряд других консервных заводов и плодоовощных комбинатов. Однако, несмотря на такое количество отечественных производителей более 50% соков импортируются.

Основными импортными производителями, представленными на белорусском рынке соков, являются украинская компания «Сандора» (ТМ «Сандора», «Сандора Эксклюзив», «Сандора Мультиактив», «Сандора Классика», «Сандорик», «Дар», «Садочок»); российские производители ОАО «Лебедянский» (ТМ «Я», «Тонус», «Фруктовый Сад», «Привет», «Долька», сокосодержащие освежающие напитки «Frustyle», детское питание и соки для детей «ФрутоНяня», соки «Туса Джуса», ice tea «Эдо», морсы и компоты «Северная ягода»), ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (ТМ «Rio Grande», «Чудо Ягода», «J7», «100% Gold», «Любимый сад»), ЗАО «Мултон» (ТМ «Добрый», «Nico», «Nico Biotime», «Rich», «Ясли-Сад», «Diva»), ОАО «Нидан Соки» (ТМ «Моя семья», «Чемпион», «Caprice Белый», «Caprice Красный», «Сокос», «Да!»); ОАО «Одесский консервный завод детского питания» (Украина), ЗАО «Майбел» (Украина) (ТМ «Джусик»), австрийская компания RAUCH Fruchtsafte Gesellschaft m.b.H. & Co. (TM «Happy Day» и «Bravo»).

Как видно, интенсивность конкуренции на белорусском рынке соков достаточно высокая. Почти 60% рынка контролируется именно иностранными производителями.

Выводы:

Анализ тенденций и перспектив развития рынка соков показывает, что данная рыночная ниша является динамичной, высококонкурентной, но перспективной.

По данным аналитиков, как в среднесрочной, так и в дальнесрочной перспективе на рынке будет продолжаться рост потребления.

Потребление соков в Беларуси пока значительно ниже общемирового и общеевропейского уровня по всем категориям продукции, что свидетельствует о высоком потенциале данного рынка. Рост благосостояния населения республики будет оказывать положительное воздействие на уровень потребления. Наблюдаемые в настоящее время меры, принимаемые Правительством республики по росту реальных доходов населения, вызовут рост потребления прохладительных напитков не ниже уровня прогноза социально- экономического развития республики (6-8% в год).


Характеристика предприятия

Борисовский консервный завод был основан в 1946 году с целью организации в регионе производства по переработке фруктов и овощей. В 1979 году завод был перемещён на новые, ныне существующие производственные мощности.

МОУП «Борисовский консервный завод» относится к коммунальной собственности Минской области. Органом по управлению и распоряжению имуществом предприятия является Минский облисполком. МОУП «Борисовский консервный завод» входит в состав ГУ «Миноблплодоовощторг».

Согласно решению Миноблисполкома от 22.06.2006.года № 600 МОУП «Борисовский консервный завод» был реорганизован путём присоединения к нему КТУП «Борисовский плодоовощторг» и МОУП «Борисовский завод безалкогольных напитков».

В структуре предприятия - консервный цех, цех концентрированных соков, фабрикатный участок, торгово – заготовительный цех, цех разлива вина, приготовления и разлива безалкогольной продукции, цех сельскохозяйственного производства, а также производственная лаборатория, механическая мастерская, склады, транспортный цех и котельная. Предприятие имеет столовую и медпункт.

На протяжении всей истории развития предприятие расширяло масштабы производства и ассортимента выпускаемой продукции, внедряло передовые технологии, создавало новые рабочие места. В 1989 году была установлена линия «Унипектин» по безотходной переработке яблок и ягод и производству концентрированных соков. В целях увеличения объёмов производства соков и напитков и улучшения качества их упаковки на предприятии внедрена линия по розливу соков в упаковку «Тетра Пак» ёмкостью 0,2 и 1,0 литр. Предприятие освоило производство консервов в современную стеклобанку типа «Твист-офф» для улучшения внешнего вида продукции и лучшего продвижения продукции на внешний рынок.

На алкогольно–безалкогольном производстве произведена реконструкция бывшего цеха по производству хлебного кваса бочкового под цех первичного виноделия для сбраживания соков.

В настоящее время МОУП «Борисовский консервный завод» является базовым предприятием в Минской области по производству плодоовощных консервов и соков из местных видов сырья. Уровень использования производственных мощностей составил 100%. Значительная часть продукции фасуется в современную упаковку и занимает достойное место не только на рынке Республики Беларусь, но и экспортируется в Российскую Федерацию, Польшу, страны Евросоюза.

Стратегия развития предприятия направлена на:

модернизацию производственных мощностей;

наращивание объёмов производства и реализации продукции собственного производства с одновременным сокращением объёмов переработки давальческого сырья;

расширение ассортимента выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции;

расширение материально-технической базы предприятия и внедрение современных технологий производства;

увеличение конкурентоспособности продукции.

 

Заключение

 

Анализ тенденций и перспектив развития рынка соков показывает, что данная рыночная ниша является динамичной, высококонкурентной, но перспективной.

По данным аналитиков, как в среднесрочной, так и в дальнесрочной перспективе на рынке будет продолжаться рост потребления.

Потребление соков в Беларуси пока значительно ниже общемирового и общеевропейского уровня по всем категориям продукции, что свидетельствует о высоком потенциале данного рынка. Рост благосостояния населения республики будет оказывать положительное воздействие на уровень потребления. Наблюдаемые в настоящее время меры, принимаемые Правительством республики по росту реальных доходов населения, вызовут рост потребления прохладительных напитков не ниже уровня прогноза социально- экономического развития республики (6-8% в год).

Современная структура производства соков отражает сложившиеся стандарты потребления и в различных странах имеет свою специфику. В основном она включает в себя производство соков, нектаров и морсов. В последнее время особо быстрыми темпами растет производство натуральных соков, которые выпускаются в упаковках «тетра-пак». Это обусловлено тем, что в развитых странах население уже почти полностью отказалось от употребления соков в стеклянной таре. Более 98% всех продаваемых на рынке соков разливаются в картонные упаковки различной емкости. Самыми распространенными продолжают оставаться упаковки ёмкостью 1 литр.

 

 


 

Введение

 

Плодоовощеконсервная промышленность является важным звеном агропромышленного комплекса Республики Беларусь. В Республике Беларусь свежие плоды, ягоды и овощи из открытого грунта используются всего 5 – 6 месяцев. В остальное время они поступают в основном из плодоовощехранилищ или в переработанном виде и лишь в незначительном количестве из защищенного грунта. Поэтому организация хранения плодоовощной продукции позволяет резко увеличить сезонность потребления овощных культур, плодов и ягод.

Плодоовощеконсервная промышленность Беларуси представлена 68 организациями (5 - республиканской собственности, 40 - коммунальной, 15 - Белкоопсоюза и 8 - частной), производственные мощности которых позволяют вы­рабатывать до 480 млн. условных банок (муб) консервов в год. [8;стр.16]. Наиболее крупными плодоовощеперерабатывающими предприятиями являются: в Брестской области - Пинский и Барановичский; в Минской - Борисовский, Клецкий и Слуцкий; в Могилевской - Быховский и Бобруйский заводы.

Конкурентоспособность - важнейший фактор долгосрочного успеха любого предприятия. С развитием рыночных отношений проблема повышения конкурентоспособности и, как следствие, элементарного выживания особенно резко обострилась на предприятиях перерабатывающей промышленности, производящих продукцию массового спроса из местного сырья с небольшими объёмами.

Именно поэтому возникает необходимость в изучении конкурентоспособности и применение его результатов для повышения эффективности работы каждого конкретного предприятия.

Возрождение развития села 2011-2015г., недостаточно высокая конкурентоспособность- всё это и послужило причиной выбора данной темы курсовой работы.

Целью данной работы является изучение современного состояния конкурентоспособности овощной продукции, выявление основных путей, резервов её повышения, теоретическое обоснование организации, перспектив развития производства и реализации овощной продукции.

Объектом исследования является МОУП «Борисовский консервный завод».

В ходе выполнения курсовой работы использовались труды отечественных экономистов-аграрников, данные статистических ежегодников, справочная и другая литература.

Исходным материалом для выполнения курсовой работы послужили годовые и бухгалтерские отчеты МОУП «Борисовский консервный завод» за 2007-2009 годы, бизнес-план на 2009 год, документы, отражающие результаты деятельности предприятия и иная документация.

При выполнении курсовой работы применены следующие основные методы исследования: монографический, экономико-статистический (с приёмами индексного анализа), расчётно-конструктивный, экономико-математический и другие.

 

 


 

Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.039 с.)