Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень конкурентоспособности продукции. Наиболее часто при оценке конкурентоспособности продукции применяются следующие методы. 1. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления, которая определяется по формуле Цп=Цпр+Ип, (1.1) где Цп - Цена потребления; Цпр, - цена приобретения; Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы. Для покупателя все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др. Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле И пер =(ЗП+Ирем +ИМ +А+Ипр) Тн, (1.2) где ЗП - годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды; Ирем - годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание; Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники; А - годовая величина амортизации; Ипр - прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники; Тн - нормативный срок службы. По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления. На этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия. С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной степени экономический ресурс.
Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопоставимый вид.
Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности учитываются косвенно в стоимостных параметрах (продажной цене и цене потребления). 2. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества. Более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высоким по сравнению с товаром-конкурентом. При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации. 3. Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены. Согласно этому методу, на первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле КП=КПэхКПтхКПн, (1.3) где КП - комплексный показатель уровня качества товара; КПЭ -комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; КПт- комплексный показатель технического уровня; КПН - комплексный показатель надежности. На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения. Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, то есть этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации. 4. Уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели. Единичный показатель характеризует конкурентоспособность оцениваемого изделия при сравнении его с эталоном по одному конкретному показателю, например, мощности, скорости, эстетичности и т.д. Единичный показатель (параметрический индекс) рассчитывается как процентное отношение (или индекс) величины параметра оцениваемого изделия к величине аналогичного параметра эталона (базового образца):
(1.4)
(1.5)
где Ие - единичный параметрический индекс, определенный по i-му параметру (i = 1,2,... п); Пi, Пiб - значение i-го параметра соответственно оцениваемого изделия и базового образца. При проведении расчетов конкурентоспособности из формул (1.4) и (1.5) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя соответствует повышение конкурентоспобности. Например, при определении относительного значения показателя для производительности изделия применяется формула (1.4), а для расхода электроэнергии -(1.5). Групповой показатель характеризует группу однородных свойств изделия. Он определяется по совокупности единичных показателей как сводный параметрический индекс методом средней взвешенной величины:
(1.6)
где Исq - сводный параметрический индекс, рассчитанный по q-й группе параметров; аi- вес i-го параметра; q - номер группы параметров. При расчете сводного параметрического индекса значительную проблему представляет выбор весовых коэффициентов, поскольку разные потребители оценивают различные параметры товара неоднозначно. Например, одни отдают предпочтение дизайну, другие - эргономическим характеристикам. Здесь не обойтись без субъективизма, который можно снизить за счет проведения тщательных маркетинговых исследований. Окончательную оценку конкурентоспособности дает интегральный индекс (Ии). Он определяется как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления товара к суммарным затратам на приобретение и использование:
(1.7) где Э, Эб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого товара и эталона за срок службы; 3, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого товара и эталона. В практических расчетах конкурентоспособности промышленной продукции в качестве суммарного полезного эффекта может применяться групповой показатель по техническим параметрам (сводный параметрический индекс), а в качестве полных затрат - групповой показатель по экономическим параметрам. Технические показатели конкурентоспособности характеризуют научно-технический уровень и потребительские свойства товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность товара к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям. Набор оценочных показателей может быть разнообразным. Однако при оценке конкурентоспособности применяют такие параметры продукции, которые характеризуют ее соответствие стандартам качества. Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении продукции овощеперерабатывающего завода. Именно благодаря технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции овощеперерабатывающего завода стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с продукцией и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании продукцией овощеперерабатывающего завода. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия, например, выразительность упаковки продукции овощной промышленности, ее заметность и узнаваемость. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки, т.е. функциональность тары продукции овощеперерабатывающего завода. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции овощеперерабатывающего завода и являются существенным фактором конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в Республике Беларусь, так и в странах предполагаемого экспорта. Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции овощеперерабатывающего завода, например, содержание вредных примесей, выбросов вредных частиц, газов при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции овощеперерабатывающего завода. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции овощеперерабатывающего завода для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивают безопасность при производстве, хранении, потреблении продукции.
Данные показатели в процессе управления конкурентоспособностью продукции можно разделить на планируемые, фактические и нормативные. Среди них наиболее важное значение занимают нормативные, отражающие свойства, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и должны быть сертифицированы. Нормативные параметры можно разделить на те, которые вырабатываются международными организациями, национальными службами, непосредственно потребителями. Следует отметить, что нормативные параметры и их уровень для одного и того же изделия на различных рынках могут существенно отличаться. Иногда даже полное соответствие товара требованиям международных стандартов не исключает несоответствия его параметров нормам отдельной страны. Например, согласно требованиям ИСО, тормозная система трактора должна обеспечивать его удержание на сухой бетонной поверхности с углом наклона 15°, а по национальному стандарту США угол наклона должен соответствовать 20°. Следовательно, машина, ориентированная на международный стандарт, на американском рынке будет неконкурентоспособной. Совокупность перечисленных показателей формирует конкурентоспособность продукции. Изделие должно быть надежным, эстетичным, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но, помимо всех этих показателей, важна и цена. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми обладает изделие. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту. Если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне совместимы с ценой, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену. Эти требования при оценке конкурентоспособности учитываются группой экономических параметров. По ним определяется сводный параметрический индекс, участвующий в расчете интегрального показателя конкурентоспособности. Рассмотренный метод оценки конкурентоспособности имеет ряд недостатков. Во-первых, единичные показатели не дают однозначной оценки конкурентоспособности из-за своей разнонаправленности. Во-вторых, сведение единичных показателей в группу не дает однозначной оценки группы свойств, поскольку в результате усреднения могут возникать ошибки. В-третьих, применение экспертных оценок делает оценку конкурентоспособности субъективной. 5. Попытки избежать указанных недостатков привели к появлению еще одного метода. По сути он представляет собой разновидность предыдущего. Однако его использование имеет некоторые особенности, которые сводятся к следующему. Во-первых, наиболее существенные показатели предлагается использовать как единичные. Во-вторых, второстепенные показатели должны быть сведены в группы, для каждой из которых необходимо определить групповой показатель. В-третьих, на основе полученной совокупности групповых и единичных показателей определяется уровень конкурентоспособности, аналогичный вышерассмотренному методу.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.013 с.) |