ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш — Ж — С —3 — Щ — Ц — Ч



Упражнение. Произносить (читать) сочетания слов.

пишу — сижу — пасу — везу пиши — лежи — неси — вези кошель — сажень — кисель — кизил решать — сажать — сосать — связать пишу — к лицу — лечу лещи — бойцы — лечи щель — цель — качели освещать — свеча

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Ученица ищет синий и жёлтый карандаши. Точильщик заточил ножницы, и они стали острые. Женя на цыпочках вошёл в незнакомое помещение. Звенят, журчат, сверкают на солнце потоки шумящих ручьёв. Большая ящерица за кучей жёлтого песка.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В теплице

Дед Мороз за дверью злится,

Выше ворот поднимай!

А в теплице, а в светлице

Настоящий месяц май.

Здесь земля тепла, как летом.

Хочешь, валенки сними.

На земле чудесной этой

Урожай среди зимы:

Помидоры зреют дружно,

И торчат во все концы

Длинноствольные, как пушки,

Великаны огурцы.

(Ю. Денисов.)

Прежде и теперь

Зайчишка-трусишка

Жил в чаще лесной.

Зайчишка-трусишка

Дрожал под сосной.

Под липой, под ёлкой

От страха дрожал,

От серого волка

Едва убежал.

А нынче зайчишка

Уже не трусишка:

Артистом работает

В цирке зайчишка.

Вот марш раздаётся;

Дивятся кругом:

Зайчишка несётся

На волке верхом!

Ничуть не боится,

А всё же и сам

Порядком дивится

Таким чудесам!

(С. Погореловский.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Добрый лев.

У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает:

— Ты чего, заяц, плачешь?

— Хочу в цирк, — отвечает заяц. — Но у двери стоит лиса. Я её боюсь.

— Ладно, — говорит лев, — мы что-нибудь придумаем. Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала:

— Зайца в цирк не пущу!

— Как это не пущу? — возмутился лев. — Разве нельзя взять с собой бутерброд? Лиса ничего не могла сказать. Так добрый лев помог зайцу в цирк попасть. (Н. Майборода.)

Просчитался

Жил в своём логове волк. Жилище он не чинил и не чистил. Оно было грязное и старое — того и гляди разва-лится.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

— Прости меня, пожалуйста, дружище! —сказал слон. — Я нечаянно и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша ещё крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать новый дом.

— Стой! — закричал волк. — Ты что же думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он Схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

Вот тебе новый дом! — сказал слон и ушёл.

Ничего не понимаю!—удивился волк. — То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил...

Дурачина ты!—прокаркал ворон. — Не видишь разницы между трусостью и воспитанием. (По С. Михалкову.)

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука.

1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) Воздух выдыхается умеренной струёй ; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

5) Звук л звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полу-тора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась "чашечка" («ков шик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними губами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как и в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму.

Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л.

4) Произнесение длительного звука л. Сделать язык «чашечкой» и поднять

его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть не-подвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Примечание. Нужно избегать следующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воз-

духа проходит в нос, и вместо звука л слышится звук н; это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.006 с.)