ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С — З — Ш — Ж



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш — С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ша — са шо — со шу — су ши — сы
са — ша со — шо су — шу сы — ши
аш — ас ош — ос уш — ус ыш — ыс
яш — яс иш — ис еш — ее ас — аш
ос — ош ус — уш ыс — ыш яс — яш
ис — иш ее — еш    

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ш, с.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, ша-лость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, стар-ший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, сме-шинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ша — са

шапка — сайка шалун — салют решать — тесать шахтёр — сапёр мешать — писать шалаш — салат лошадка — посадка шалфей — салфетка

Шо — со

мешок — лесок вершок — песок шорох — сорок пушок — кусок ремешок — носок мышонок — спросонок

Шу — су

шутки — сутки пишу — несу шуметь — суметь шумно — сумка пашу — пасу пляшу — плясун

Ши — сы, ши — си

шитый — сытый ширь — сыр шило — сила мыши — крысы шип — сыпь решил — спросил

Аш — ас

ваш — вас кашка — каска рубашка — колбаска наш — нас чашка — часто башня — басня пашня — паста страшный — красный

Ош — ос, ыш — ыс, яш — яс, юш — юс

грош — рос пошла — росла Яшка — ясный камыш — кумыс клюшка — люстра

Еш — ее, иш — ис, иж — ис

пешки — песни мишка — миска стриж — рис мешки — мести вишня — виснет стишки — тиски

Шля — сля, шме — сме, што — сто, шпа — спа

шляпа — слякоть шторы — сторож шмель — смел шпалы — спали

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

 

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша — трусишка, страшно ему. Поспешишь — людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки и кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

У Миши на голове , в сумке

На труба, в подвале

У Маши , у солдата

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Шутка

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

(Е. Стюарт.)

Потешки

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

***

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(А. Барто.)

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

"Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите, мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши,

Тише, тише, тише, тише!"

(И. Токмакова.)

Серый плутишка

Был у Миши котишка — серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, поло-сатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые.

Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не лю-бил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хоро-шо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает; Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Бабушкины руки

Это чья рубашка —

Синие горошинки?

Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки!

Это чей сарафан

Белыми ромашками?

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки!

(Г. Браиловская.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил, кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: "Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю". Стала лиса в реке кувшин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке игрушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками покрашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках.

Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним играли. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит петушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает.

Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, — думает,— съем я петушка».

Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный.

Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж — 3

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

 

жа — за жо — зо жу — зу жи — зы же — зе за — жа зо — жо зу — жу зы — жи зе — же ажна — азна ожда — озда ужно — узно ижма — изма ежли — езли азна — ажна озда — ожда узна — ужна изма — ижма езли — ежли

Упражнение. Произносить (читать) слова.

 

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

Жа — за

жал — зал жара — заря баржа — база пожар — базар жалей — залей держать — дерзать лужайка — зайка жакет — закат лежать — лизать лёжа — берёза сажать — сказать бежать — вязать

Жо — зо

Жора — Зоя стожок — возок должок — дозор лужок — узор флажок — глазок прыжок — разок

Жу — зу

жук — зуб грожу — грозу вижу — снизу вяжу — везу брожу — грызу хожу — ползу гляжу — внизу

Жи — зы, жи — зи

ножи — тазы кожи — козы жидкий — зыбкий рыжий — сизый жир — пузырь ёжики — языки ежи — возы рыжики — музыка похаживать — показывать наживать — называть снежинка — корзинка лежи — вези важный — разный тревожный — грозный каждый — гораздо, дождик — гвоздик монтажник — проказник можно — поздно дружный — грузный дорожный — паровозный таёжный — слёзный пирожное — морозное обождать — опоздать денежный — полезный подожди-ка — гвоздика книжный — капризный нежный — резвый

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пшеница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Загадки

Зимой на земле лежал,

весной в реку побежал. (Снег.)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить

(читать) предложения.

 

лакал молоко языком.

лежат в

 

 

У и у рожки.

У Женя затрубил в рожок.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Снежинки

Бумажный снег в корзинке

Олег давно припас.

Летят, летят снежинки,

Над сценою кружась.

Листья, как кораблики,

В воздухе кружат,

Яблоки, как зяблики,

Озябли и дрожат.

Загадка

Стоит под берёзою

Домик с окошком.

Другой — на берёзе,

И тоже с окошком.

Кто в первом живёт,

Тот жужжит под берёзой,

А кто во втором —

Тот кружит над берёзой.

Зимние забавы

Давно уже зима стала хозяйкой. Запорошила землю, замела дома и дороги. Кругом лежат снега. На окнах снежные узоры. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить всё живое. Даже дети не очень боятся зимы. Бегают на дворе — им даже жарко, В морозные дни дети дома.

Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала теплей одеться. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки. Лиза и Зоя занялись снежной бабой. А Женя проложил лыжню.

Потом стали делать снежную горку. Снег возили на санках. От тяжёлой работы детям жарко. Прибежали помогать другие ребята. Горку сделали, и первым съехал Женя.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ежик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук.

Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.

Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом.

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал; он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок.

Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой.)

ЗВУКИ Ш, Ж, С и 3

Упражнение. Произносить (читать) слова.

шар — жар — базар — гусар

шаль — жаль — зал — сало

мешать — лежать — лизать — лиса

шапка — жалко — зайка — сайка

ушанка — ужасно — вязанка — санки

решать — бежать — вязать — писать

ноша — нажать — роза — роса

мешок — рожок — мазок — песок

порошок — пирожок — кузовок — голосок

пушок — лужок — возок — кусок

шутки — жуткий — мазут — сутки

ношу — хожу — везу — несу

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ландыши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Колхозники дружно вышли косить траву. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка,

свернувшись, лежит,

не лает, не кусает,

а в дом не пускает. (Замок.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

в траве, в кустах, в норе, на сене. На дубе

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова.)

Дождик

Дождик

Вылился на луг.

Стало много

Луж вокруг.

Засучив скорей штанишки,

В лужу

Прыгнули мальчишки.

Порезвиться захотели —

Закружились,

Загалдели...

Я смотрю:

На них рубашки

Стали

Словно промокашки.

(И. Винокуров.)

Шишки-мышки

Жили-были на сосне

Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной

Две весёлых мышки.

И кричали мышки:

- Эй, - спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

- Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

- Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

Вот одна мышка и сказала:

- Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею звонок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

- Это бы хорошо, — сказала старая мышь, — да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем. (Л. Толстой.)

В гостях у дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла.

Поможешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним — зелёная травка.

Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? — спросила Маша.

Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает снежок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку — серебристые снежинки сразу тают.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется.

«Обманул меня медведь, — думает лиса, — насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут — отсыпала зерно».

Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда».

Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила мешок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь — проторгуешься!..» (По И. Ракитину.)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось лисе поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла.

Шла она, шла. Глядит — опять на дороге лиса лежит. Бабуся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не приснится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на рыжем пушистом лисьем меху!»

Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся — ни лисы, ни гуся!

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ежик спрашивает зайца:

- Ты где шубу сменял?

- Вот там, у старого дрозда.

- А мне нельзя сменять свою шубу?

- Я не знаю, сходи попроси.

Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

- Я тоже хочу в белой шубе ходить.

- Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад! С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её.

Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад будешь! (А. Суконцев.)

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ

 

Нормальная установка при произнесении звука.

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на небо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.

3. Зубы сомкнуты либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука ш. В начале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнении. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносится так же, как звук ш, только более удлинённо и напряжённо вследствие сильного давления языка на нёбо.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение. Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребёнок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой паец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулирутся логопедом за счёт давления пальцем.

Необходимо добиться долгого звучания. Для большей наглядности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребёнком.

Примечание. Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносит ся звук ш) кончик языка отходит от альвеол.

Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука щ слышится звук ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим, частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука ш.

2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Коньчик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка усколь зает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за аль веолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.

Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребёнок.

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.03 с.)