ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормальная установка при произнесении твёрдого



звука.

1) Кончик языка поднят и соприкасается с пере­дней частью нёба (альвеолами), с включением голо­са остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) Воздух выдыхается умеренной струёй; на ла­дони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый
поток воздуха.

5) Звук лзвонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для губ и челюстей.Открыть широ­ко рот. как при произнесении звука а. Челюсти и гу­бы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражне­ние.

Упражнение для языка.1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языки касаются так, чтобы образовалась «чашечка».

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончи­ком языка с включением голоса водить (скрести) по


нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разо­мкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не за­крывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в простран­стве, и цель упражнения не достигается; губы и зу­бы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, по­этому слышится глухой звук, а он должен быть звон­кий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык
«чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на
расстояние полутора пальцев. Не меняя положения
языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кон­чиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится
между зубами и придаёт языку удобное положение.
Губы принимают овальную форму. Повторить упраж­нение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зу­бов. Это будет мешать образованию правильного зву­ка л.

4) Произнесение длительного звука л.
Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеоламтак как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.


 

Примечание. Нужно избегать следующего: язык шится звук н; это происходит потому, что края язы-

движется (а должен быть неподвижен), и поэтому ка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам,

звук получается прерывистым, неясно звучащим; не дают воздуху свободного выдоха.
струя воздуха проходит в нос, и вместо звука л слы-

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Л В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

В этих упражнениях звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, произносится гласный звук.

Упражнение.Произносить (читать) слоги. ОБРАЗЕЦ: ЛА, Л О, Л У, Л Ы.

ла—ло—лу—лы лы—лу—ло—ла

ло—лу—ла—лы ла—лы—лу—ло

лу—ла—лы—ло лы—ла—ло—лу

Упражнение.Произносить (читать) слова.

Слова с ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: зо-л – а, л – од-ка, бу-л – ыж-ник

ла

Лаз, лак, лапа, юла, зола вела, дела, жила, мала, пила, лав­ка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш.

ло

Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото. калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

лу

Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица.

 

 

лы

Лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник.

Без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: Бе-л – а, го-л – ос, го-л – уб-цы.

ла

Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, оде­ла, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

лу

Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палу­ба, голубцы, получать.

лы

Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, ка­никулы, малыши, полыхает.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.39.7 (0.004 с.)