ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как медведь сам себя напугал



Вошёл в тёмный лес медведь — хрустнула под тяжёлой ла­пой валежина. Испугалась белка на ёлке — выронила из ла­пок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб.

Вскочил заяц с лёжки — помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась — та крик подняла на весь лес.

Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журав­лей на болоте вспугнули.

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет! Не уйти ли лучше?

Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила!

Так сам себя медведь напугал.

(По Н. Сладкову)

 

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р


Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зу­бам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

 

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается
сильная струя воздуха.

5) Звук рзвонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для выработки напора воздуха.На­брав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто вы­дыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.1) Язык широко распла­стать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холод­ная струя воздуха.


Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С перемен­ным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать язы­
ком так, чтобы он всей своей массой вначале
присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы
вниз. Расстояние между зубами должно быть не ме­нее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягива­ется и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточно­сти:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с
нижней челюстью;

б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта
раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или пло­хо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув
«уздечку». Расстояние между зубами полтора-два
пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока
не набежит слюна. Повторить упражнение.

Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР


Произнесение звукосочетания тр(«трыканье»). Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в боль­шинстве случаев именно так).


Порядок упражнения.Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указа­тельным пальцами любой руки плотно прижать к нё­бу боковые края языка. Срединная часть языка и


 

 

 

 

«уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением го­лоса.

Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж(у некоторых детей сразу получается сочетание тр). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочета­ние тжпостепенно перейдёт в тр.Обязательно сле­дить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к бо­ковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.

Примечание. 1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не полу­чается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, по­
этому язык не «набухает» и не «трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выдыхаемого воз­
духа.

4) Вместо звукосочетания трслышится тл; это оз­
начает, что произвольно работает сам язык (рабо­
тать, т.е. вибрировать, язык должен под напором
сильной струи воздуха), язык же должен плотно при­
легать к нёбу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки звука
рпо подражанию. При правильном произноше-


нии звука вибрирует кончик языка, а при неправиль­ном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (веляр­ный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограни­читься проведением артикуляционной гимнасти­ки. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.

В ряде случаев считается, что для постановки звука р(реже звуков ш—ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совер­шенно излишне. Причиной отсутствия звука рявля­ется слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных уп­ражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходи­мость её подрезки отпадает.

Упражнение.Раскатистое произнесение звукосо­четания тр.После закрепления произнесения корот­кого трнеобходимо тренировать раскатистое длительное тр—вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.


Упражнение. Произносить (читать) слоги.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделенный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у нёба.


ОБРАЗЕЦ

тр—ы.


произнесения прямых слогов: тра,тро , тру,


 


тра—тро тро—тры


тра—тру тру—тры


тры—тра тру—тро


тро—тру тры—тро


 

 

ОБРАЗЕЦ произнесения обратных слогов:


атр—, отртр—, ятр—, ётр—, ютр—, етр—.


ытр—, итр—,


 


атр—отр—утр отр—ытр—утр ятр—ётр—ютр итр—етр—ятр ётр—етр—ятр


ытр—атр—отр атр—утр—ытр ютр—ётр—ятр етр—итр—ютр итр—ютр—етр


 


Если в прямых и обратных слогах слышится мяг­кое произношение (например, вместо слога траслы­шится слог тря),это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.


Примечание. Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчеза­ет. При мягком р(рь) кончик языка упирается в вер­хние передние зубы и более напряжён. При твёрдом ркончик языка поднят к альвеолам.


Упражнение.Произносить (читать) слова со звукосочетаниями тр и др. 1. С прямыми слогами тр:а) с ударением на слоге: образец: трan, те-традъ.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

образец: тра-ва, xu-mpость, о-тру-би.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.


 

в) Со стечением согласных в слоге:

ОБРАЗЕЦ: завтр – а, стр – уна

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, стра­на, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, ми­нистры.

2. С обратными слогами тр:

ОБРАЗЕЦ:те-атр –

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, ми­нистр, осмотр.

3. С прямыми слогами др: а) с ударением на слоге:

ОБРАЗЕЦ: др – ан-ка, ква-др – ат.

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дро-нов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

ОБРАЗЕЦ:др – у-гой, эска-др – а

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бод­рость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кед­ры, щедрый.

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.


 





 


 

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

образец: На траве дрова. Мы уезжаем завтр—а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважай­те труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с во­дой. У метро кинотеатр для детей.

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Пётр увидел

 

Трофим поит лошадь из

осталась одна страница.
в

Упражнение,Произносить (читать) текст.

 

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чу­десное. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке

 

носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки — по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение.Произносить (читать) раскатистый звук р.


ОБРАЗЕЦ: а—р—, о—р—, у—р—, ы—р—,

яр—, ё—р—, ю—р—, и—р—, е—р—,


 


ар—ор—ур—ыр ер—ир—юр—ер—яр ыр—ир—яр—ар ер—op—op—яр

Примечание. Выключение голоса не допускает­ся. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка ещё не разработаны комплексом предыдущих упражнений. При произнесении звука р требуется большее уси-


ыр—ур—ор—ар ар—яр—ор—ёр ер—ор—юр—ур ёр—ер—ир—юр

лие со стороны мышц языка, так как опорный звук т(д) уже отсутствует. Следовательно, необходимо более тщательно тренировать произношение слов предложений со звукосочетаниями тр и др.


Упражнение.Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: хо – р – , а –р – -ка, фо – р – -точ-ка

ар

Вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук.

ор

Бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.

 

Ур, ыр

Бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, абажур, сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.

Яр, ёр

Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.

Юр, ер

Юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­онер, офицер.

ир

Мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

Без ударения на слоге.

образец: арбуз, ве-тер—, о-гурцы.

ар

Арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман, картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан.

УР

Пурга, огурцы, шнурки.

Ир, ер

Кирка, кирпич, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, чер­та, верхом, вершок, червяк, чердак, чернила, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

 

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.


 






 


Упражнение.Произносить (читать) предложения.

образец: Пёс Барбос и кошка Myрка. Егору портного.

Фёдор метёт двор. Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. Офицер в форме. На стене кар­тина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. На марке наш герб: двуглавый орел. У Гер­мана мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идёт на дежурство. Захарка дергает за шнур. Фё­дор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.



На


трут морковь.


 

Чисти для борща


Захар держит

Брат идёт к


Упражнение. Составить предложения по картинкам.


Упражнение. Произносить (читать) тексты.

— Егор, Егор, укажи свой двор!

— А вот мой двор, голубой забор.

Утро

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьет. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надева­ет куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

 

Радуга

В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошёл. Трава блестит, В небе радуга стоит.

(С. Маршак)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение.Произнесение длительного звука р.

Это упражнение выполнимо, если язык достаточ- сто и длительно без выключения голоса. Если звук

но натренирован. Вначале будет слышаться короткий не получается раскатистым и длительным, необходи-

звук р-р-р, а затем после некоторой тренировки дли- мо дополнительно проработать упражнение на прои-

тельный звук р—. Звук р надо произносить раскати- несение звука р в обратных слогах.

Упражнение.Произносить (читать) слоги.

Образец: ра, ро, ру, ры.

ра—ро—ру—ры ры—ру—ро—ра

ро—ры—ру—ра ру—ра—ро—ры

ра—ру—ро—ры ро—ра—ры—ру

ру—ры—ра—ро ры—ру—ра—ро

Упражнение.Произносить (читать) слова.

С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: р – ак, го-р – х, дво-р – ы, мака-р – о – -ны

ра

Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, га раж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

 

ро

Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сы­рой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, корот­кий, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, робкий, ровный, рослый, розовый.

РУ

Беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, Маруся. орудие, русский, кукуруза.

ры

Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, дворы, то­поры, комары, корыто, рыть.

Без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: р – а-кета, Ве-р - а

ра

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ра­кета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расчёска, каран­даш, пирамида.

РУ

Парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружьё, ру­мяный, рубанок, рукавица.

ры

Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шофёры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, пионеры, помидоры, са­мовары, рыбаки, перышко.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.31.204 (0.02 с.)