ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ШИПЯЩИХ СВИСТЯЩИХ И АФФРИКАТОВ



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Ц Упражнение.Произносить (читать) слоги.

 

ча—ца чо—цо чу-цу чи—цы че—це
ца—ча цо—чо цу—чу цы—чи це—че
ач—ац еч—ец ац—ач оц—оч  
уц—уч яц—яч иц—ич ец—еч  
ич—иц оч—оц уч—уц яц—яч  

Упражнение.Произносить (читать) слова со звуками ци ч.

Лётчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыплёночек.

Упражнение.Произносить (читать) сочетания слов.

дача—яйца плечо—лицо бахча—овца

чеки—цепи челюсть—целый добыча—водица

чех—цех чиркнуть—циркуль меч—жнец

чайка—цапля жарче—сальце гречка—грецкий

Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная ку­рица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное коль­цо, целая чашка, цепкий крючок.

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Печёт солнце. Вова 0чистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться — всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца.

 

 

На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.


 


 


Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Загадка

На окне цветок колючий Смотрит за околицу. Вы его не троньте лучше — Очень больно колется.

(Кактус)

Осторожные

Смолк над лесом гром гремучий Целых три часа назад. Но грибы на всякий случай Из-под зонтиков глядят.

(В. Орлов) Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Пчела


На цветке сидит пчела, До чего она мала. Набирает сладкий сок


Наша пчёлка в хоботок. А цветок качается — Это ей не нравится.

(К. Быкова)


 

 

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Первый червяк

Повела курица цыплят учить червяков искать.

— Червяки бывают всякие, и найти их не просто, — учила
курица.

Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось пер­выми найти червяка.

Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.

— Это и есть червяк, — кричал цыплёнок.

— Мы откопаем его и отнесём этим глупцам.

После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братцам.

— Вот что такое червяк, — сказали цыплята и бросили...
гвоздь.

(По М. Петрову) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Щ

Упражнение.Произносить (читать) слоги.

 

ща—ча що—чо щу—чу щи—чи
ще—че ча—ща чо—що чу—щу
чи—щи че—ще    
ащ—ач ощ—оч ущ—уч ыщ—ыч
ящ—яч ющ—юч ищ—ич ещ—еч
ач—ащ оч—ощ уч—ущ ыч—ыщ
яч—ящ юч—ющ ич—ищ еч—ещ

Упражнение.Произносить (читать) слова со звуками щи ч.

Чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ру­чища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, до­щечка, волчище, кричащий, скучающий.

 

Упражнение.Произносить (читать) сочетания слов.

Ща—ча, щу — чу


гуща—куча пуще—туча пищать—печать угощать—укачать


освещать—свеча помещать—помечать трещать—встречать


тащу—точу угощу—молчу щука—чурка

Щё —чё


щётка—чётка


мощеный—моченый лощёный—точёный сгущённый—копчёный


Щи — чи


щит—чиж клещи—плечи гонщик—гончий ящик—мячик


тащить—точить трещит—рычит лещи—лечить пищит—мычит


лущить—получить вещица—волчица ищите—учитель


 


щель—качель щели—качели


Ще — че

щепка—чепчик ущелье—ученье


щегол—чехол щетина—четыре


Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные ово­щи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, пти­чий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

 

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощеч­ка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущён­ное молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. На припёке снег растаял, блещут в лужицах лучи, Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса.

Упражнение.Составить предложения по картинкам.






 


Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Небылицы

Явидел подснежник в осеннем лесу,

Где заяц тащил по опушке лису

И волк за охотником крался.

Я слышал: охотник зубами стучал,

Я слышал, как он «Помогите!» кричал

И громко от страха смеялся!

Вчера я поехал пешком по дрова,

Под снегом вокруг зеленела трава.

Я из лесу дров не привёз целый воз

И тёр на жаре обмороженный нос!

(Т. Белозёров)

 

Черныш

У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё что угодно. Плащ, щётки, чулки, дощечки... Летом Черныш бегает во дворе.

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение

Солнце улыбается

В тысячу лучей,

Солнцем освещается

Тысяча вещей:

Луг река,

Над речкой мост,

А по мосту едет воз,

На возу мешки с пшеницей,

На мешках сидит возница,

Высоко сидит возница,

С высоты видна станица.

(Е, Гуцало)

УпражнениеПроизносить (читать) и пересказывать текст.

Живые удочки

Обитатели в море встречаются подчас удивительные.

Раз мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла... удочка. Удочка оказалась длиннее самой хозяйки. Эта хищная рыба-удильщик живёт в глубинах и ловится редко. Там, где она живёт, не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщу.

Это настоящий удильщик с удочкой. На конце удочки ры­ба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ноч-

 

ной светлячок. Глупые рыбёшки плывут посмотреть: что это светится? И конечно, они попадают в пасть рыбы.

Есть ещё электрические скаты — плоские и с хвостом вро­де шила. Они защищаются электрическим током.

(Ю. Качаев) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц—Ч—Щ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.


ца—ча—ща цы—чи—щи що—чо—цо ще—че—це ац—ач—ащ яц—яч—ящ ащ—ач—ац ящ—яч—яц


цо—чо—що це—че—ще щу—чу—цу

оц—оч—ощ иц—ич—ищ ощ—оч—оц ищ—ич—иц


цу—чу—щу ща—ча—ца щи—чи—цы

уц—уч—ущ ец—еч—ещ ущ—уч—уц ещ—еч—ец


 


Упражнение. Произносить (читать) слова.

овца—куча—гуща

цепь—чей—щель

лицо—плечо—ещё

целина—четыре—щетина

зацепка—чётко—щепка


цапля—чайка—ищейка цирк—чирк—щит

овца—бахча—борща цемент—чехол—щегол цеплять—чихать—щипать


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.


 





 


 

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У грачей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебечут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червяков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят. Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несет добычу. На ули­це дощечки и щепки. Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоняется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; неви­димкою луна освещает снег летучий.

Упражнение.Составить ответы по картинкам.




 


Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Загадки


Сам не видит и не слышит. Ходит, бродит, рыщет,

свищет. Кто навстречу попадётся,

Обнимает И дерётся. (Ветер)


Со мной ходи стрелять

учиться,

На грядке ты меня ищи.

Могу попасть я метко

в птицу,

А чаще попадаю в щи.


 

 

Повернулось к солнцу

Золотое донце.

В донце оконца,

В оконцах щелкунчики,

Щелкунчики-грызунчики.

(Подсолнух)

Ящерица

Витя и Ваня — товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её деть? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху при били сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Положили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

Роща

Весной в рощу прилетело много птиц. Всех приметней гра чи и скворцы. Чёрные и проворные. Хлопочут птицы в чаще. Трещат сучья и веточки. Это птицы делают жилище. Лучисто светит солнце. Весело щебечут птицы. Птицы выводят птен­цов Птенцам нужна пища — жучки, червячки, гусеницы. Птицы ищут пищу не только в роще. Летают и на поля.

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Песенка точильщиков

 

Точим, Припасы:
Точим, Масло,
Точим нож! Сало,
Будет Хлеб,
Очень Колбасы,
Он хорош. Помидоры,
Будет Огурцы —
Резать он Угощайтесь, молодцы!
  (О. Дриз)

 

 

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Рачок-мореход

После плавания мы чистили корабль от ракушек и травы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Целая борода волочится у днища.

Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом — так крепко уцепились за днище рачки.

Чистили, чистили, а боцман говорит:

— В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.

Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман заста­вил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь — это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сбивать — ракушка не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышечку чуть-чуть приоткрыл.

«Эх, — думаю, — пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».

В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся испы­тать в плаванье.

(По Г. Снегирёву) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж-С-3-Щ-Ц-Ч

Упражнение.Произносить (читать) сочетания слов.

пишу—сижу—пасу—везу

пиши—лежи—неси—вези

кошель—сажень—кисель—кизил

решать—сажать—сосать—связать

пишу—к лицу—лечу лещи—бойцы—лечи щель—цель—качели освещать—свеча

 

 

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Ученица ищет синий и жёлтый карандаши. Точильщик за­точил ножницы, и они стали острые. Женя на цыпочках во­шёл в незнакомое помещение. Звенят, журчат, сверкают на солнце потоки шумящих ручьёв. Большая ящерица за кучей жёлтого песка.

Упражнение.Произносить (читать) тексты.

В теплице


Дед Мороз за дверью злится, Выше ворот поднимай! А в теплице, а в светлице Настоящий месяц май. Здесь земля тепла, как летом. Хочешь, валенки сними.


На земле чудесной этой Урожай среди зимы: Помидоры зреют дружно, И торчат во все концы Длинноствольные, как

пушки, Великаны огурцы.

(Ю. Денисов)


Прежде и теперь


Зайчишка-трусишка Жил в чаще лесной. Зайчишка-трусишка Дрожал под сосной. Под липой, под ёлкой От страха дрожал,

От серого волка

Едва убежал.

А нынче зайчишка

Уже не трусишка:


Артистом работает В цирке зайчишка. Вот марш раздаётся; Дивятся кругом: Зайчишка несётся На волке верхом! Ничуть не боится,

А всё же и сам Порядком дивится Таким чудесам!

(С. Погореловский)


Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Добрый лев

У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает:

 

— Ты чего, заяц, плачешь?

— Хочу в цирк, — отвечает заяц. — Но у двери стоит
лиса. Я её боюсь.

— Ладно, — говорит лев, — мы что-нибудь придумаем.

Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу б зять их под мышки. Лиса пропустила в цирк льва, но, уви­дев зайца, закричала:

— Зайца в цирк не пущу!

— Как это не пущу? — возмутился лев. — Разве нельзя
взять с собой бутерброд?

Лиса ничего не могла сказать. Так добрый лев помог зайцу з цирк попасть.

(Н. Майборода) Просчитался

Жил в своём логове волк. Жилище он не чинил и не чи­стил. Оно было грязное и старое — того и гляди развалится.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за кры­шу, она и покосилась.

— Прости меня, пожалуйста, дружище! — сказал слон. — Я
нечаянно и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала кры­ша ещё крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать новый дом.

— Стой! — закричал волк. — Ты что же думаешь так лег­ко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

— Вот тебе новый дом! — сказал слон и ушёл.

— Ничего не понимаю! — удивился волк. — То у меня
прощения просил, а потом так жестоко поступил,..

— Дурачина ты! — прокаркал ворон. — Не видишь разницы
между трусостью и воспитанием.

(По С. Михалкову)

 

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.02 с.)