Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расстановка: Изгнанные родственники
Франк: Меня зовут Франк. Я знаю Берта Хеллингера уже довольно давно. Я разведен и у меня двое детей, двадцати одного года и четырнадцати лет, с которыми у меня, к счастью, очень хорошие отношения. У нас с Дагмар собственный дом, и после проведенных вместе тяжелых лет сейчас мы в куда более мирных отношениях. Как терапевт я очень часто использую метод семейно-системной терапии. Во время работы с пациентами я много раз замечал, как определенные аффективные ситуации очень сильно волнуют меня, и боюсь, что у меня самого есть неразрешенные проблемы. На этом семинаре меня тоже очень трогают некоторые вещи. Например, судьба сестры Роберта, которой было суждено так рано умереть, или случай с подозреваемым военным преступником. Как-то раз я настолько сильно переживал, что даже не мог записывать, и теперь мне непременно хочется узнать, какая динамика за этим кроется. Б.Х.: Тогда ты должен расставить свою систему. В случае такой сильной динамики нужно немедленно этим заняться. Франк: Я имею в виду семью, в которой я родился. Б.X.: Точно. Кто к ней принадлежит? Франк: Мои отец, мать, старшая сестра, я сам (я второй ребенок), мой младший брат и самая младшая сестра. Б. Х.: Был ли кто-то из родителей прежде женат, помолвлен или имел серьезные отношения до брака? Франк: Нет. Б.Х.: Кого-то еще не хватает? Франк: Вообще-то, в нашей семье были люди, которых из нее изгнали. Б.Х.: Начнем с основной семьи. Позже мы посмотрим, и если кого-не хватает, добавим их в расстановку. Рис. 5.1: [О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок (дочь); 2 — второй ребенок, сын (Франк); 3 — третий ребенок (сын); 4 — четвертый ребенок (дочь).
Б.Х.: Если при какой-либо расстановке все члены семьи смотрят в одном направлении, как здесь, то это значит, что некоторых людей там не хватает. На кого же они все смотрят? Кто должен стоять там, впереди? В семье твоей матери произошло что-нибудь особенное? Франк: Да. Дедушка погиб в Первую мировую. Матери тогда было двенадцать. Кроме того, еще важно, что ее брат считался в семье паршивой овцой. Б.Х.: Что именно ты имеешь в виду? Франк: Во-первых, он был гомосексуалистом. В нашей семье это считалось серьезной проблемой. Кроме того, его считали очень неспособным, что также было большой проблемой в глазах семьи.
Б.Х.: Его мы сейчас и добавим в расстановку. Что еще случилось т семье матери? Франк: Двоих братьев дедушки семья отослала в Америку из-за неработоспособности. Один из них пил и считался неудачником, а другой вел слишком раскованный образ жизни. Б.Х.: Как раз этих двоих здесь и не хватает. А брат матери просто сыграл роль их «заместителя» в системе. Их мы должны поставить сюда, перед остальными членами семьи. Значение этих двух лиц для системы определяется не их образом жизни, но судьбой. Тот факт, что их просто изгнали, отослав в Америку, в данном случае играет решающую роль. Франк: Кстати, мой брат тоже уехал жить в Америку. (Б.Х. добавляет в расстановку изгнанных из семьи.)
Рис. 5.2: МДМ- младший дядя матери, БМ — брат матери; СДМ — старший дядя матери.
Б.Х.: Что изменилось для отца? Отец: Прежде мой взгляд терялся в пустоте, и я здесь просто «лежал в дрейфе». Сейчас же здесь передо мной все спокойно, стабильно, и я могу тут остаться. Б. Х.: Как чувствует себя мать? Мать: Мне плохо видно этих троих и хотелось бы их получше рассмотреть. И.Х.: Стань так, чтобы ты смогла их действительно хорошо видеть. Мать: Да, сейчас все хорошо. Б.X.: Как чувствует себя самый старший ребенок? Первый ребенок: Сейчас все стало лучше. Прежде передо мной все было только открыто, что оттуда могла прийти опасность, и мне казалось, что вся эта свора выставила меня вперед. Мне пришлось стоять впереди всех. Теперь все мои позитивные эмоции направлены на этих троих людей. С тех пор, как они здесь, я чувствую себя хорошо. Б.Х. (играющему роль Франка): Как чувствует себя второй ребенок в констелляции? Второй ребенок: Я еще не знаю, как я должен к этому отнестись и есть и ли в этой ситуации что-то притягивающее или же отталкивающее. Б.Х.: Какие у тебя чувства? Тебе лучше или хуже? Второй ребенок: Лучше. Б.Х.: Как чувствует себя младший брат? Тот, которому хотелось эмигрировать в Америку. Третий ребенок: Вначале мне было довольно хорошо. Я не знал, что происходит со всеми этими людьми там, позади меня. Я не чувствовал себя связанным. Б.Х.: Ну, тогда мы и пошлем тебя сейчас в Америку!
Третий ребенок: Я бы с удовольствием сейчас же поехал! Как только эти трое людей пришли туда, я понял, что мне тоже туда нужно. Франк: Кстати, мой младший брат постоянно ездит в гости к родственникам в Америку и хочет меня тоже туда перетянуть. (Б.Х. ставит младшего брата к группе «изгнанников».) Б.Х.: Как чувствует себя младшая сестра? Четвертый ребенок: Я рада тому, что там, впереди, вообще кто-то стоит. Для меня было ужасным, когда там никого не было, потому что с семьей позади у меня не было абсолютно никакой связи, и я чувствовала себя очень потерянной. Сейчас мне кажется, что я как будто между этими двумя группами, но мне это не мешает. Б.Х.: Эта констелляция — только исходная позиция для нашей работы, и мы можем продолжить. (Франку): В семье твоего отца было что-то особенное? Франк: Мой отец был национал-социалистом, и я никогда не знал точно, чем он, собственно, занимался. Но, должно быть, у него была довольно высокая должность, потому что его так и не призвали на военную службу. Н.Х.: После войны он был интернирован? Франк: Да, его интернировали, и в течение многих лет он все ругался, как несправедливо обошлись с ним самим и с Германией.
Рис. 5.3
Б.Х.: Сейчас я переставлю членов семьи так, чтобы изгнанные остались в поле зрения матери, но исчезли из поля зрения детей.
рис. 5.4
Б. X.: Как чувствует себя мать? Мать: Здесь, возле мужа, я чувствую себя хорошо. Б.Х.: Как чувствует себя отец? Отец: Тоже гораздо лучше, чем прежде. К.Х.: Как чувствуют себя дети? Все: Хорошо. Б. X. (Франку): Хочешь сейчас встать на свое место в констелляции? Ну, как тебе там? Франк: Прекрасно. Б.Х.: Это было бы правильным порядком в данной семье. Изгнанным оказано уважение, хотя они и не находятся в поле зрения остальных. Франк: Мне совершенно не нравится, что мой дядя-гомосексуалист рядом с остальными изгнанными и все трое — вместе. Б.Х.: Один из членов семьи может сменить сексуальную ориентацию если ему приходится замещать собою кого-то из членов семьи, изгнанного из нее в результате какого-либо проступка. Это тяжелая судьба, и у тебя нет права вмешиваться. Франк: Хорошо. По-моему, было бы хорошо позволить будущему помочь нам разрешить все эти проблемы. Б.Х.: Показать тебе, как нужно правильно смотреть в будущее? Все четверо детей отвернутся в другую сторону. Тогда они оставят родителей позади себя. Это значит, что родители останутся там, где они сейчас, а дети могут уйти. Это и есть будущее. Но будет неплохо, если вы еще немного побудете с родителями.
Рис. 5.5
Б.Х.: Хорошо. Это констелляция, решающая твою проблему. Зарисуй ее для себя. Иногда это очень помогает. Члены семейной системы Б.Х.: Кто принадлежит к семейной системе? Кто нужен терапевту; расстановки семьи? * Семейная система подразумевает группу людей, связанных друг с другом общей судьбой. Такая группа включает в себя несколько поколений, члены которых могут быть бессознательно сплетенными с судьбой других членов той же системы. Радиус действия какой-либо системы распознается по радиусу действия судеб, приведших к аффективным переплетениям в этой системе. К подобной группе принадлежат, как правило, следующие лица: * Ребенок, его родные и сводные братья и сестры, как умершие, так мертворожденные. Это самый низкий уровень.
* На следующем уровне находятся родители, их родные и сводные братья и сестры, включая умерших и мертворожденных. * Одним уровнем выше находятся родители родителей, иногда кто- * Иногда тот или иной из прадедов. Но это бывает тоже довольно редко. * Из всех упомянутых выше особенно важны те лица, у которых был * Затем идут (чаще всего это самые важные лица в констелляциях) все те, кто уступил в определенной системе свое место другим членам этой системы, даже если они не являлись их родственниками. Например, женщина или мужчина из прежней связи родителей и прародителей, даже если их уже нет в живых. Отец или мать сводных! * К системе принадлежат и все те, с которыми обошлись несправедливо и благодаря которым кто-то в ней получил какую-либо прибыль, например, наемные работники. Но это правило действует только в случае действительно огромной несправедливости и ущерба. Не принадлежат к системе родственники тех лиц, которые вошли в систему путем брака, то есть их дяди, тети, двоюродные братья и сестры.
Некоторые терапевты считают особенно важными тех членов системы, которые все время жили в одной семье с другими ее членами, например бабушку или тетку. Но в случае переплетений никакой роли не игто, насколько близко или далеко живет такой родственник. Наоборот, часто один из членов семьи может быть переплетен с судьбой другого ее члена, о котором первый даже никогда и не слышал.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.012 с.) |