Гуны, управляющиие миром и человеком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуны, управляющиие миром и человеком



Кармический тип индивидуальности проявляется в зависимости от преобладания в ней энергий (гун), известных как саттва, раджас и тамас.

Саттва - это ментальная энергия, свойственная людям умственного типа, осуществляющая функцию управления. Раджас - чувственная энергия эмоциональных людей, представляющая основную двигательную силу, активность индивида (ян). Тамас - телесная энергия, сила, служащая уравновешивающим балластом в индивиде (инь). В мире они представляют материю (тамас), свернутую потенциальную силу гравитации энергии (раджас), актуальную действующую силу термоядерной реакции и управляющий всем этим закон Вселенной, космический Разум.

В древней Индии и в частности в “Бхагават Гите” гуны изображены в виде повозки (тамас), обозначающей тело, увлекаемой лошадьми (раджас) - эмоциями, которыми управляет возничий (саттва) - разум, при помощи вожжей - различных средств: питания, дыхания, внушения и так далее. Повозка везет сущность, которая будит и направляет возницу по пути эволюции.

Гуны в существе присутствуют в виде пропорции. Бывают типы саттва-раджас. Это вдохновенные люди, поэты, художники, люди творчества, воплощающие разумно эмоциональные переживания. Саттва-тамас - мечтатели, не могущие реализовать своих целей и бесплодно умствующие люди. Раджас-тамас - недалекие люди, рабы чувственных наслаждений, вспыльчивые и предприимчивые. К саттвичным относятся глубокие мыслители, ученые, философы, которым свойствен холодный рассудок и стремление к знанию. Раджасичные люди эмоциональны, но могут быть очень сердечными, душой общества, часто подвержены эмоциональным перепадам, депрессиям, обычно вспыльчивы, влюбчивы, непостоянны, привязаны к вожделению, беспокойны в делах. Тамас - грубые, примитивные, пассивные люди, часто ленивые, неразборчивые, любящие сон.

Сагуна - состояние уравновешенности всех гун, в котором возможно управлять ими, быть независимым от них. Достигается особой практикой. Ниргуна - состояние вне гун, в котором пребывает душа, полностью развившая сознательность, волю и блаженство, преодолев низшую природу.

В человеке одни гуны борются с другими, идет постоянное их противостояние. Хотя в индивиде существуют все гуны в достатке, но личностные стереотипы поведения, питания приводят к стойкому преобладанию одной из них.

В процессе жизни гуны плавно перетекают друг в друга. Днем время раджаса, вечером - саттвы, ночью - тамаса, утро вновь озаряется саттвой. Все процессы в мире связаны с действием гун. Рождение, творение - раджас, его господь-управитель Брахма; сохранение, развитие - саттва, его господь - Вишну; разрушение, остановка - тамас, его господь - Шива. Вслед за работой, эмоциональным переживанием приходит раздумье, а за ним отдых. Так в процессе жизни состояния меняют друг друга, и ни одно из них не бывает вечным. Энергия гун накапливаются в теле, чувствах, уме индивида, а затем реализуется в жизни, но привычки и предпочтения позволяют накапливать одной энергии больше, а другой меньше.

В человеке эти гуны сменяют друг друга. Например, в кругу более саттвичных, менее саттвичный будет выглядеть либо как раджасичный, либо как тамасичный. Последний в обществе будет раджасичным, как в поговорке: молодец против овцы, а против молодца сам овца. Саттвичные люди наставляют раджасичных, а те в свою очередь управляют тамасичными. Зная методы управления гунами, человек может изменить свою жизненную роль, стать активней, разумней, спокойней. Чтобы знать и понимать, нужна саттва, чтобы реализовать планы и идеи - раджас, а чтобы отдохнуть и довольствоваться достигнутым - тамас. Знание гун, умение управлять ими - первый необходимый этап в овладении энергетикой, сансой и сансовой психологией, как наукой устройства индивида и мира.

Сансовая психология, основываясь на опыте Востока, предлагает получить не только умозрительные представления, но и опыт через переживание в себе этих состояний, через практику санс-театра. Попытайтесь войти полностью в каждое из этих состояний, сначала на 10, потом на 15 минут, а затем и на целый день, чему может помочь определенная пища и режим дня. Затем вы можете определить эти состояния в процессе своей жизни и в других людях. При развитии определенной санситивности вы будете чувствовать их даже на расстоянии и определять по фотографии, ибо то, что человек знает в себе, он будет знать и в мире. Старайтесь, чтобы знание ваше было не умозрительным, а прочувствованным, пережитым всем существом. В управлении гунами большое значение имеет пища, количество питья, дыхание, физическая активность, направленность внимания, мысли, эмоции.

1. Практикуя санс-театр гун, разбейтесь на тройки, войдите в состояние трех гун и начните взаимодействие. Затем меняйтесь местами.

2. Почувствуйте, какие мысли, эмоции, телесные ощущения присущи гунам, сравните их у каждого.

3. Сделайте соревнование по наиболее полному вхождению в одну из гун. Попытайтесь распространять вокруг себя атмосферу этой гуны.

4. Проанализируйте, какая у каждого степень вхождения в данную гуну, в зависимости от его положения по отношению к победителю.

5. После этих экспериментов постарайтесь заметить гуны в окружающих людях, попытайтесь повлиять на них так, чтобы изменить их энергетику. Проследите при этом реакцию людей на вас, учтите положительные и отрицательные моменты влияния.

Каждой гуне соответствует свой тип пищи. Саттва - пища вкусная, маслянистая, питательная, легко усвояемая, простая, вкушаемая умеренно (так, что бы заполнить половину желудка, оставив 0,25 для воды и 0,25 для воздуха) и с благоговением. К ней относятся злаки, бобовые, овощи, молочные продукты, фрукты, орехи, мед. Пищу лучше употреблять в процентном содержании. Летом и при хорошем самачувствии: 1- 50%, 2, 3 - 30%, 4, 5, 6, 7 - 20%. Зимой и при болезни: 1- 80%; 2, 3 - 15%; 4, 5, 6, 7 - 5%. Саттве свойственно равномерное дыхание животом, статические позы, плавные размеренные движения без напряжения, сосредоточенное внимание, возвышенные идеи, радостное, умиротворенное, легкое состояние.

Раджас - пища горькая, кислая, соленая, приторная, острая, жгучая, грубая, сухая, возбуждающая, принимаемая не в меру, в плохих сочетаниях с вожделением, торопливо. К ней относятся - репа, морковь, чай, кофе, какао, соль, перец, горчица, яйца, мясо, рыба, сахар. Эта пища мешает спокойствию ума и продвижению в йоге, однако вне углубленных занятий для здоровья полезны: 1группа продуктов - в умеренных количествах; 2 группа - в маленьких дозах или изредка можно употреблять, 3, 4 являются нежелательной. Раджасу свойственно учащенное дыхание с преобладающим вдохом и кратком выдохом (брахмара), наполняющее энергией, резкие отрывистые, торопливые движения, быстро перескакивающее с предмета на предмет или напряженное, сосредоточенное на результате внимание. Чувства неспокойны, возбуждены, мысли заняты деятельностью, критикой, постоянным внутренним диалогом.

Тамас - старая, невкусная, гнилая, не чистая пища, трудно усвояемая, тяжелая, дурманящая, принимаемая с пренебрежением. К ней относится: 1 - лук, чеснок.; 2 - говядина, свинина, вино, табак, лекарства. Первая может быть употреблена вне занятий йогой, полезна для здоровья. Вторую лучше не употреблять. Хриплое, неравномерное, хаотичное дыхание, с коротким вдохом и преобладанием выдоха (мурчха), уменьшающие энергию, усыпляющие, тяжелые, медлительные, неуклюжие движения, безразличие, тупое, сонное состояние, беспечность, глупость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.006 с.)