АФК в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АФК в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.



Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы.
В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой - в процессе социализации он активно приобщается к куль туре, воспроизводит систему ценностей и социальных связей, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей.
Выделяют три крупных группы факторов (институтов) социализации. Первая - макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая - мезофакторы. К ним относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья - микрофакторы - семья, школа (система образования), общество сверстников и другие. Социализирующая роль физической культуры, и особенно адаптивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на сущностные качества человека, развивая его физически и духовно. Облегчение условий вхождения человека в общественные процессы - основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе.
Семья как первичная инстанция социализации может самым различным образом повлиять на отношение ребенка к физической активности и установку на двигательную деятельность - и способствовать или препятствовать физической социализации. Отсюда вытекают два важных вывода для специалиста по адаптивной физической культуре:
1) необходимо самым серьезным образом работать с семьей (прежде всего, с родителями) детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, посвящая их в веру огромной целительной силы движения;

2) необходимо как можно раньше, буквально с первых дней жизни, начинать реабилитационные мероприятия с такими детьми с тем, что бы добиться максимально возможного эффекта от занятий, а также с целью усиления положительного и смягчения отрицательного социализирующего влияния семьи на их психосоматическое развитие.
Для адаптивной физической культуры важно не только то, насколько успешно усваиваются учениками двигательные умения и навыки, но и то, как успешно обеспечиваются при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, физическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения на выков социальных. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы.
Помимо двух важнейших инстанций социализации личности - се мьи и школы - специалист по адаптивной физической культуре должен учитывать и такие существенные факторы, как культура

4. Педагогические функции АФК (краткая характеристика).

К педагогическим функциям адаптивного физического воспитания относятся: учебно-познавательная, развивающая, коррекционная, профессионально-подготовительная и воспитательная. Все функции взамосвязаны между собой.
Учебно-познавательная. Разнообразные двигательные действия человек осваивает в течение всей жизни. В физическом воспитании этот процесс достигается рациональным построением обучения соответственно закономерностям формирования знаний, двигательных умений и навыков. Осуществляется последовательный переход от знаний и представлений о двигательном действии к умению его выполнять, а затем от умения к навыку. Для человека, имеющего ограниченные возможности навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом. Интеллектуализация физического образован6ия ярче всего проявляется в межпредметных связях, когда двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, состоящих из ролевых подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, облегчают освоение элементарных представлений о математике, физике, и др. науках.
^Развивающая функция. Естественный процесс физического развития это изменение морфофункциональных свойств организма в онтогенезе. Он происходит независимо от человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. Однако, физическое развитие ребёнка-инвалида зависит не только от физического воспитания, но и от социальных и биологических факторов (степени основного нарушения, сопутствующих заболеваний и др.). Развитие аномального ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием на 1-3 года от сверстников и дефектами двигательной сферы. Реализация развивающей функции предполагает определение приоритетных направлений в развитии физических качеств. Для инвалида развитие координационных способностей имеет первостепенное значение.
^Коррекционная функция. Коррекционная деятельность в АФК направлена на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, профилактику вторичных отклонений у аномальных детей. Коррекция нарушений в движении и физическом развитии, психомоторных способностях осуществляется средствами АФВ на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
^Профессионально-подготовительная функция. АФВ выполняет очень важную функцию – подготовка инвалида к будущей профессиональной деятельности. Актуальность этой функции обусловлена тем, что после окончания учебного заведения перед инвалидом встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самореализации, психической готовности к интеграции в общество. Эта функция предполагает решение следующих задач: 1. коррекция основного дефекта за счёт использования сохранных возможностей. 2. совершенствование и тренировку отстающих в развитии профессионально значимых функций. 3. развитие профессиональных интересов и склонностей в соответствии с возможностями организма, создание устойчивых социальных и профессиональных установок.
^Воспитательная функция. Процесс АФК несомненно влияет на развитие личности человека, формируя определённое отношение к себе, окружающим, ценностные ориентации, потребности и т.д. На воспитание личности ребёнка оказывает влияние среда, семья, учителя, друзья и др. АФК способствует самовоспитанию ребёнка. Самовоспитание включает: самоанализ и самонаблюдение; самоконтроль и самооценку; самообразование и самопознание; а также саморегуляцию.

6. Социальные функции АФК (краткая характеристика).

Гуманистическая функция в сфере АФК предполагает ориентацию на личностное развитие: формирование осознанного отношения и потребности к любым формам двигательной активности как необходимому условию жизнеобеспечения; формирование знаний, двигательных умений; физических качеств и способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятельной жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности; освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, этических, эстетических ценностей физической культуры, способствующих созданию условий равной личности, свободы самопроявления, самореализации и самоактуализации.
^Социализирующая функция. Социализация — сложное многогранное явление, а для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, выступает в качестве цели, так как равноправное вхождение человека в созидательную общественную жизнь предъявляет высокие требования к всестороннему развитию личности. Отмечается особая роль игры в социализации личности. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, создает творческую атмосферу, устраняет замкнутость, застенчивость. Особенно ярко социализация проявляется в адаптивном спорте, где на предельном уровне физических сил проявляются биологические, адаптационные, духовные возможности человека.
^Интегративная функция означает включение различных категорий инвалидов в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности, самореализацию и раскрьггие личностных способностей. Социализация и интеграция находятся в тесной взаимосвязи: чем выше уровень социализации, тем больше шансов у человека включиться в деятельность других групп, коллективов, сообществ. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья включает: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; активное участие в данном процессе самого ребенка (субъективно-объективная роль); совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
^Коммуникативная функция. Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В процессе занятий физическими упражнениями используются вербальные и невербальные способы общения. Ведущим признаком объединения инвалидов в малые группы являются общие цели, сходные интересы, потребность в общении, в совместной деятельности. Непосредственный контакт с помощью речи и невербальных коммуникаций, эмоционально переживаемый результат деятельности позволяет взаимно понимать и влиять друг на друга, устанавливать нормы и правила социального поведения.
^Зрелищная и эстетическая функции. Для детей с нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре, зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к ней. А в адаптивной физической культуре эта потребность реализуется в процессе занятий физическими упражнениями. В соревнованиях инвалидов нет такой внешне идеальной красоты. Тем не менее трибуны стадионов, где проводятся соревнования инвалидов, всегда переполнены. По-видимому, эстетические и эмоциональные переживания зрителей находятся на другом уровне восприятия. Своим упорством, настойчивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой воли и духа спортсмены-инвалиды вызывают потрясение, удивление в сознании людей. В этом и состоит притягательная сила спорта инвалидов.

6. Характеристика социальных принципов АФК (гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума).

Социальные принципы адаптивной физической культуры.
Принцип гуманистической направленности. Гуманизм – признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Неосторожные оскорбительные определения (дефектный, слепой, колясочник) унижают достоинство инвалида и его близких. Отталкиваясь от условий нормы, лучше говорить: человек с ограниченными возможностями, дети с отклонениями в развитии. При этом конечно, нужно указывать о каких отклонениях идёт речь: ребёнок с умственной отсталостью, ребёнок с нарушением слуха, речи, зрения и т.д. такие определения не совсем точны с точки зрения медицины, но они заключают в себе уважение к человеку. Истинный гуманизм проявляется не в словах, а в действиях. Он выражается через чувства: человеколюбие, сострадание, терпение, благородство. Гуманизм предполагает прежде всего создание условий равной личности в обществе. Наиболее сложной эта проблема является во взрослой жизни, при трудоустройстве. Поэтому социально значимой проблемой становиться сам процесс стимуляции позитивно направленных жизненных установок инвалида путём создания таких условий, в которых он может обрести себя как личность, реализовать себя. Одной из эффективных сфер деятельности является адаптивная физическая культура.
^Принцип непрерывности физкультурного образования. Целью непрерывного физкультурного образования является формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентаций, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в жизнедеятельности человека. Биологической основой непрерывного физкультурного образования являются механизмы адаптации. Это свойство – главное в обеспечении жизнеспособности организма, его выживания и развития при непрерывно меняющихся условиях. Помимо биологической есть психическая и социальная адаптация. Под психической понимается способность личности к постоянному развитию. Социальная адаптация заключается в самореализации, приспособлению к условиям социальной среды. Возможный вариант непрерывной двигательной активности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата – индивидуальные бытовые формы физических упражнений и закаливание, а также рекреативные занятия в условиях семьи и быта, учебной и трудовой деятельности, досуга и активного отдыха. У людей с сенсорными нарушениями иной подход к физическому образованию. Они обучаются специальной системе знаков и символов, приспособленных для компенсации дефекта. Для людей слабовидящих или с отсутствием зрения противопоказаны силовые виды спорта, прыжки, висы вниз головой. При нарушении слуха практически нет противопоказаний к любым видам спорта. В процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта основное внимание педагога должно быть сосредоточено на раскрытие своеобразия ребёнка, на создание для него специальной коррекционной программы.
^Принцип социализации. Применительно к инвалидам социализация означает процесс освоения социально-культурного опыта, подготовку к самостоятельной жизни в обществе. Социализация также включает определённую систему ценностей, знаний, умений и навыков, норм личностного поведения. Решение проблем социализации предполагает выявление общих закономерностей, видов приспособления к окружающей среде, социальных регуляторов и критериев социальной адаптации. Адаптивная физическая культура предполагает использование всех её компонентов: адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации. Принцип социализации находится в тесной взаимосвязи с принципом непрерывности физкультурного образования и имеет общую аргументацию: социализация личности начинается с рождения ребёнка и продолжается всю жизнь.
^Принцип интеграции. Необходимо различать два понятия: социальная интеграция и интегрированное обучение. Первое означает активное включение инвалидов в жизнь общества. Это понятие близко к социализации. Интегрированное обучение означает обучение инвалидов в учреждениях общей системы образования вместе со здоровыми детьми. Цель интегрированного обучения - социальная интеграция. Поиск путей интегрированного обучения связан с негативными сторонами специального образования, связанными с изоляцией детей, узким кругом общения с подобными себе, где всё приспособлено к дефекту ребёнка. Из-за этого многие подростки специальных школ проявляют признаки дезадаптации, втягиваясь в криминальную среду. Одним из важных факторов социальной интеграции является подготовка общества к принятию детей-инвалидов. Она включает формирование правовых основ государства, регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирования положительного отношения здоровых детей и всех членов общества к детям с отклонениями в развитии. Программы интегрированного обучения, к сожалению, не включают физкультурного образования инвалидов. Принципиальная концепция адаптивной физической культуры заключается в том, что ни одному инвалиду не противопоказаны занятия физическими упражнениями, важно только их индивидуально подобрать.
^Принцип приоритетной роли микросоциума. Дефект по своей сути явление биологическое, но его результат всегда социален, так как влияет не только на судьбу ребёнка, но и его близких. При рождении ребёнка-инвалида формируется микросоциум, от которого всецело зависит жизнь и здоровье ребёнка. Угнетённость, подверженность стрессам, раздражительность, замкнутость, чувство вины становятся постоянными во многих семьях. Более 70% таких семей нуждаются в психологической помощи. Активным направлением и центром внимания специалистов разного профиля и родителей инвалидов является проблема создания нормальных условий для воспитания и развития детей независимо от дефекта и «стартового» состояния ребёнка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.009 с.)