Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Определение психологических особенностей человека в различные возрастные периоды
(дать психологическую характеристику на родителей и ребенка)
Примерный план
социально-психологической характеристики семьи
1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2. Жилищные и материальные условия.
3. Отношение родителей к своей профессии (положительное, отрицательное, равнодушное) и общественной деятельности (активное, пассивное).
4. Культурный уровень родителей (есть ли в семье библиотека, какие книги читают, посещают ли театры, концерты, кино, следят ли за периодикой).
5. Общая семейная атмосфера (доброжелательная, неустойчивая, гнетущая, недоброжелательная, автономность каждого члена семьи).
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка.
7. Что является предметом основной заботы родителей по отношению к детям (здоровье, развитие умственных способностей, нравственных качеств ребенка, обеспечение материальных потребностей).
8. Отношение родителей и других взрослых членов семьи к ребенку (ровное, заботливое, сверхопекаемое, равнодушное, подавляющее личность ребенка).
9. Система воспитательных воздействий всех членов семьи (согласованность, несогласованность, последовательность, непоследовательность, наличие конфликтов как целенаправленного воздействия).
10. Организация совместных форм воздействия в семье (вовлечение ребенка во все домашние дела заботы, эпизодическое воздействие на ребенка отдельных обязанностей, ограждение ребенка от всех дел семейной жизни).
11. Уровень психолого-педагогических умений родителей (наличие определенных знаний и готовность применять их на практике, ограниченность знаний, низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания).
12. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка (систематическое, нерегулярное, от случая к случаю, полное отсутствие контроля).
13. Отношение у родителей к школе (положительное, негативное, равнодушное).
14. Взаимодействие семьи со школой (систематическое, эпизодическое, полное отсутствие взаимодействия).
Психологическая характеристика ребенка
Раздел I. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные
1) Фамилия, имя_____________________________________________________ 2) Дата рождения____________________________________________________ 3) Школа, класс_____________________________________________________ 4) Специализация школы_____________________________________________ 2. Сведения о состоянии здоровья 1) Часто ли болеет (часто, средне, редко) 2) Хронические заболевания (какие) 3) Особенности функционирования нервной системы: — быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим; — быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения; — преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; пробладает торможение. 3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) ___________________________ 4. Внешкольные занятия (систематические) 1) занятия общественно полезным трудом (каким)___ 2) занятия художественной самодеятельностью (какой)_________________________________ 3) занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах и др. (каких) ______________________________ 4) занятия спортом (каким) ___________ 5) занятия организационной работой (какой)
Раздел II. Проявление личностных качеств в поведении ребенка
Направленность интересов
1. Общественная активность: 1) Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем. 2) Принимает активное участие в общественных целях, но старается не тратить на это своего свободного времени. 3) Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. 4) Редко принимает участие в общественных делах. 5) Отказывается участвовать в общественных делах. 2. Трудолюбие: 1) Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. 2) Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки. 3) Редко охотно берется за работу. 4) Чаще всего старается уклониться от любой работы. 5) Всегда уклоняется от выполнения любого дела. 3. Ответственность: 1) Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело. 2) В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. 3) Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело. 4) Очень редко выполняет порученное ему дело. 5) Никогда не выполняет до конца порученное ему дело. 4. Инициативность: 1) Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания. 2) Довольно часто выступает зачинателем нового дела. 3) Редко сам начинает новое дело. 4) Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела. 5. Организованность: 1) Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану. 2) В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу. 3) Умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу только в том случае, если за каждый ее этап надо отчитываться. 4) Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени. 5) Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. 6. Любознательность: 1) Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры. 2) В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры. 3) Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. 4) Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. 5) Равнодушен ко всякого рода новым знаниям. 7. Аккуратность: 1) Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. 2) Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности. 3) Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. 4) Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его. 5) Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае не задумываясь портит общественное имущество.
Отношение к людям
8. Коллективизм: 1) Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку. 2) Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. 3) Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. 4) Как правило, равнодушен к заботам других, по своей у инициативе им не помогает. 5) Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело». 9. Честность, правдивость: 1) Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно. 2) Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. 3) Часто говорит неправду ради собственной выгоды. 4) Почти всегда говорит неправду. 5) Склонен всегда говорить неправду. 10. Справедливость: 1) Активно борется с тем, что считает несправедливым. 2) Не всегда борется с тем, что считает несправедливым. 3) Редко выступает против того, что считает несправедливым. 4) Не добивается справедливости. 5) Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. 11. Бескорыстие: 1) В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды. 2) Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. 3) Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды. 4) В поступках, как правило, руководствуется соображениями собственной выгоды. 5) В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды. 12. Общительность: 1) Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. 2) Как правило, с удовольствием общается с другими людьми. 3) Стремится общаться с ограниченным кругом людей. 4) Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. 5) Замкнут, необщителен. 13. Чувство товарищества: 1) Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. 2) Как правило, помогает товарищам. 3) Помогает товарищам, когда его просят. 4) Очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи. 5) Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни. 14. Отзывчивость: 1) Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами. 2) Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами. 3) Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделять чувства других людей. 4) Почти не умеет сочувствовать другим. 5) Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него. 15. Вежливость, тактичность: 1) Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям. 2) Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям. 3) Часто бывает невежлив и нетактичен. 4) Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры. 5) Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит. Отношение к себе 16. Скромность: 1) Никогда не выставляет напоказ своих заслуг. 2) Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах. 3) Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах. 4) Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения. 5) Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами. 17. Уверенность в себе: 1) Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. 2) Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. 3) Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. 4) Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. 5) Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других. 18. Самокритичность: 1) Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении своих недостатков. 2) В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. 3) Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. 4) К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, но старается исправлять недостатки. 5) Отвергает любую критику. Отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. 19. Умение рассчитывать свои силы: 1) Всегда трезво оценивает свои собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу», — не слишком легкие и не слишком трудные. 2) Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания. 3) Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соразмеряет свои силы и трудности порученного дела. 4) В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела. 5) Почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела. 20. Стремление к успеху, первенству: 1) Всегда и во всем стремится быть первым (в ученье, спорте и т. д.), настойчиво этого добивается. 2) Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области. 3) Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха. 4) Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». 5) Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности. 21. Самоконтроль: 1) Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки. 2) Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. 3) Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». 4) Почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя. 5) Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение». Волевые качества личности 22. Смелость: 1) Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. 2) В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. 3) Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого. 4) В большинстве случаев отступает перед силой. 5) Всегда отступает перед силой, трусит. 23. Решительность: 1) Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. 2) В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение. 3) Иногда колеблется перед ответственным решением. 4) Редко принимает какое-либо ответственное решение. 5) Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение. 24. Настойчивость: 1) Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. 2) Как правило, стремится выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки. 3) Доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. 4) Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. 5) Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. 25. Самообладание: 1) Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. 2) Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. 3) Порой не умеет справиться со своими эмоциями. 4) Часто не может подавить нежелательные эмоции. 5) Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и пр.
|